Как искусственно завышается стоимость автомобилей в Казахстане
На эту тему рассужает Шынгыс Темир - заместитель председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана

3 февраля журналист и блогер Бейбит Алибеков опубликовал на своем Youtube-канале 45-минутное интервью с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Маратом Карабаевым. Беседа касалась темы утильсбора. В этом материале я разобрал часть высказываний представителя министерства на предмет их корректности и достоверности. Я также позволил себе дать оценку некоторым его ответам.
Марат Карабаев: Утилизационный сбор – его нельзя рассматривать как сугубо экологическую меру. Это в том числе защита отечественного рынка и защита нашего отечественного автобизнеса.
В первые несколько минут интервью вице-министр отметил, что утильсбор – это защита отечественного рынка и автобизнеса. Ранее он же утверждал, что механизмом расширенных обязательств производителей (т.е. утильсбором) поддержка казахстанского автопрома не осуществляется.

Ставки по утильсбору снизят и дадут 100 млрд тенге на льготное автокредитование
Об этом заявили на расширенном заседании правительства 8 февраля →
Между тем отечественным автопроизводителям размер утилизационного платежа возвращается (для этого последние должны выполнить свои обязательства по сборке авто в рамках заключенных с государством соглашений). По мнению министерства, возврат утильсбора от оператора автопроизводителям означает, что размер утильсбора не входит в стоимость собранных в Казахстане машин. Согласно опубликованным в СМИ данным, за весь период своей деятельности «Оператор РОП» вернул автопроизводителям утильсбор в размере 338,9 млрд тенге. Сумма достаточно внушительная и иначе как мера поддержки производителей рассматриваться не может.
В случае возврата утильсбора автопроизводителю, но не импортеру, происходит поддержка производителей за счет искусственного удорожания стоимости авто импортеров. Занимателен факт – разница в стоимости казахстанских автомобилей и их аналогов за рубежом зачастую и составляет размеры утильсбора и сбора за первичную государственную регистрацию авто.
Если производители действительно не включают размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию автомобилей в их стоимость (автолюбителей об этом неоднократно заверяют в Министерстве индустрии), было бы логичным с их стороны раскрыть структуру стоимости автомобиля для конечного потребителя. Невероятная цена даже бюджетных автомобилей, сошедших с казахстанских конвейеров, заставляет задуматься о необходимости настолько дорогого и нуждающегося в многочисленных дотациях автопрома.
Марат Карабаев: Беларусь, Российская Федерация пользуются популярным утилизационным сбором, и, в принципе, у этих стран ставки утилизационного сбора выше, чем у Казахстана. В том числе у Узбекистана выше, в зависимости от категории машины.
Вице-министр отметил, что в Беларуси, России и Узбекистане ставки утильсбора выше, чем в Казахстане. Но это наглядный пример манипуляции цифрами.
Согласно данным Бюро национальной статистики, на 1 декабря 2021 года в Казахстане насчитывалось более 3,81 млн зарегистрированных легковых автомобилей. Их структура по объему двигателя выглядит следующим образом.


Из графиков видно, что подавляющее большинство автомобилей в Казахстане – это машины с объемом двигателя от 1,1 до 2 л (2 394 763), а количество авто старше 3 лет составляет 3 039 934.
Несколько иначе выглядит структура зарегистрированных автомобилей за 11 месяцев 2021 года по объему двигателя и возрасту.


Отметим, больше всего в 2021 году зарегистрировано автомобилей с объемом двигателя от 1,1 до 2 л – 431 565, автомобилей старше 3 лет – 579 359. Выходит, что наибольшим спросом в стране пользуются автомобили именно с такими характеристиками.
Важно отметить, что в Казахстане стоимость автомобилей искусственно завышается не только за счет утильсбора, но и сбора за первичную государственную регистрацию авто, ставки которого содержатся в ст. 553 Налогового кодекса, причем последний в отличие от утильсбора привязан не к объему двигателя, а к возрасту автомобиля. Для осуществления любых расчетов утильсбор необходимо изучать в прямой связи со сбором за первичную регистрацию (далее под «утильсбором» в Казахстане будут пониматься размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию вместе).
Теперь сравним эти ставки в Казахстане и других странах.
Ставки* утильсбора** в Казахстане, России, Беларуси и Узбекистане*** в 2022 году (тенге)
Страна |
Казахстан**** |
Россия |
Беларусь |
Узбекистан |
|||||
Двигатель / Возраст |
До 3 лет |
Старше 3 лет |
До 3 лет |
Старше 3 лет |
До 3 лет |
От 3 до 7 лет |
Старше 7 лет |
До 3 лет |
Старше 3 лет |
Автомобили с электродвигателем, кроме гибридных |
227 700 |
910 800 |
185 820 |
695 400 |
90 387 |
135 572,2 |
135 572,2 |
324 000 |
972 000 |
Менее 1 л |
607 200 |
1 973 400 |
274 740 |
701 100 |
274 265,2 |
958 102,2 |
1 437 161,6 |
324 000 |
972 000 |
От 1 л до 2 л |
1 214 400 |
2 580 600 |
1 016 880 |
1 788 660 |
1 015 123,2 |
1 493 186,6 |
2 239 788,2 |
1 296 000 |
2 268 000 |
От 2 л до 3 л |
1 669 800 |
3 036 000 |
1 605 120 |
2 737 140 |
1 602 348,2 |
2 914 080,2 |
4 371 128,6 |
1 944 000 |
3 564 000 |
От 3 л до 3,5 л |
3 643 200 |
5 009 400 |
1 479 720 |
3 249 000 |
1 477 167,6 |
5 152 059 |
7 728 096,8 |
1 944 000 |
4 212 000 |
Более 3,5 л |
3 643 200 |
5 009 400 |
2 536 500 |
3 991 140 |
2 532 114,2 |
6 328 899,4 |
9 493 357,4 |
3 240 000 |
5 184 000 |
Автомобили, ввозимые для личного пользования***** |
- |
- |
19 380 |
29 640 |
90 387 |
135 572,2 |
203 366,6 |
- |
- |
* Красным отмечены позиции в странах, где размер утильсбора выше, чем утильсбор и сбор за первичную регистрацию в Казахстане.
** В Казахстане рассчитываются одновременно размеры утилизационного платежа (зависит от объема двигателя) и сбора за первичную государственную регистрацию авто (зависит от года выпуска).
*** Конвертация валют осуществлена по курсам на начало февраля 2022 года (1 росс. руб. – 5,7 тенге, 1 бел. руб. – 166 тенге, 1 тенге – 25 узбекских сумов).
**** Размеры сбора за первичную государственную регистрацию в Казахстане градируются следующим образом: до 2 лет, от 2 до 3 лет, старше 3 лет. Учитывая, что сбор для авто до 2 лет незначителен и составляет 0,25 МРП, или 759 тенге, в 2022 году, в таблице в графе «До 3 лет» указаны суммы сбора для авто возрастом от 2 до 3 лет.
***** Условия применения льготных ставок утильсбора для ввоза автомобилей в личных целях имеют некоторые особенности в России и Беларуси. В Казахстане и Узбекистане льготные ставки для физических лиц отсутствуют вовсе.
Из таблицы видно, что стоимость регистрации наиболее распространенного в Казахстане автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составляет 2 580 600 тенге (утильсбор и первичная регистрация). Для популярных моделей авто эти сборы могут составлять до половины стоимости самого автомобиля.
Эта сумма в любом случае выше, нежели в России, Беларуси или Узбекистане. В России ставка для авто с объемом двигателя 1,6 л старше 3 лет составляет почти 1,8 млн тенге (в Казахстане на 800 тыс. тенге дороже), в Беларуси - 1,5 млн тенге для авто возрастом от 3 до 7 лет и 2,24 млн тенге для авто старше 7 лет (в Казахстане ставка выше на 1 млн тенге и на 340 тыс. тенге соответственно). В Узбекистане размер утильсбора на аналогичное авто составляет 2,27 млн тенге (в Казахстане ставка на 300 тыс. тенге выше).
Действительно, выше ставки только по следующим позициям:
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом до 3 лет выше на 80 тыс. тенге, чем в Казахстане;
- в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом старше 7 лет выше на 2,7 млн тенге, чем в Казахстане. При этом для аналогичных авто возрастом от 3 до 7 лет размер утильсбора выше в Казахстане – на 120 тыс. тенге;
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 2 до 3 л возрастом до 3 лет выше на 275 тыс. тенге, на авто старше 3 лет – выше на 530 тыс. тенге, чем в Казахстане;
- в Беларуси размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3 л и старше 3 лет выше на 150 тыс. – 4,5 млн тенге, чем в Казахстане;
- в Узбекистане размер утильсбора на авто с объемом двигателя более 3,5 л старше 3 лет выше на 180 тыс. тенге, чем в Казахстане.
По всем остальным позициям ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в Беларуси и Узбекистане. И в любом случае ставки утильсбора в Казахстане выше, чем в России.
Бейбит Алибеков: В России у «физиков» другие ставки утильсбора. С чем это связано?
Марат Карабаев: Это было связано с определенными обязательствами. Не совсем корректно будет комментировать то, как было в другой стране.
Бейбит Алибеков: Ну то есть там, вы говорите, есть другой протекционизм? Вы это имеете в виду?
Марат Карабаев: Ну вот насколько я знаю (если ошибаюсь, хотел бы, чтобы коллеги поправили) при вступлении в ВТО у Российской Федерации были определенные обязательства по тому, чтобы рынок открыть...
На этот вопрос вице-министр не смог ответить развернуто. В России и Беларуси размер утильсбора для авто, ввозимых физическими лицами для личного пользования, не зависит от объема двигателя, он привязан к возрасту автомобиля и составляет 20-30 тыс. российских рублей и 90-200 тыс. белорусских рублей соответственно. Для применения такой льготы имеются некоторые ограничения, однако в Казахстане и Узбекистане отдельные ставки утильсбора для физических лиц и вовсе не предусмотрены.
Вице-министр замалчивает тот факт, что ставки и коэффициенты утильсбора в Казахстане введены в действие в 2016 году, и с тех пор они не изменялись (ежегодно менялся только размер МРП). В отличие от ставок в России или Беларуси.
К примеру, в России утильсбор введен в 2014 году, и его размер увеличивался постепенно. В 2016 году размер утильсбора на авто с объемом двигателя от 1 до 2 л возрастом старше 3 лет составлял 165 200 рублей, или 826 тыс. тенге. В 2016 году, когда утильсбор был введен в нашей стране, его размер вместе с размером сбора за первичную регистрацию составлял 1,8 млн тенге, то есть вдвое выше, чем в тот же период в России.
***
Размеры утильсбора и сбора за первичную регистрацию авто в Казахстане остаются неоправданно высокими, даже в сравнении с ближайшими соседями по ЕАЭС – Россией и Беларусью. Особенно это касается утильсбора на наиболее популярные автомобили для массового покупателя. Речь о машинах с объемом двигателя от 1 л до 2 л – их доля в Казахстане составляет более 62%.
Результаты заседаний рабочих групп по пересмотру ставок утильсбора и позиция Министерства индустрии демонстрируют нежелание государства существенно уменьшать ставки утильсбора. Об этом говорят случаи манипуляций статистикой и обнародование удобной исключительно сторонникам утильсбора информации.
Тревожными можно назвать и ряд недавних публикаций в российских СМИ, в которых авторы озабоченно рассуждают о негативных последствиях снижения утильсбора в Казахстане для российского автопрома.
Глава государства на расширенном заседании правительства 8 февраля высказался на эту тему: «Утильсбор будет пересмотрен, но нужно избегать крайностей, нельзя выбрасывать на ветер деньги, потраченные на развитие автопрома, и открывать свой рынок для откровенного импортного автохлама. Утилизационный и регистрационный сбор – это не самоцель. Главное – повысить доступность авто и сельхозтехники».
Между тем статистика показывает, что именно высокие размеры утильсбора в Казахстане привели к значительному удорожанию автомобилей и стремительному старению автопарка страны. В Казахстане зарегистрировано 2,42 млн автомобилей старше 10 лет и приблизительно 170 тыс. автомобилей на российском учете аналогичного возраста. Таким образом, на сегодняшний день автопарк старше 10 лет практически достиг 2,6 млн штук (в 2016 году – с момента введения утильсбора – число таких автомобилей составляло 2,23 млн штук).



Шынгыс Темир, партнер юридической фирмы ARBIS, заместитель председателя правления Союза независимого автобизнеса Казахстана
Приложение. Таблицы ставок утильсбора в Казахстане, России, Беларуси и Узбекистане
Казахстан
Утильсбор (приложение №4 к Методике расчета утилизационного платежа)
Объем двигателя |
Базовая ставка |
Коэффициент |
Размер утильсбора в 2022 году (тенге) |
С электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
50 МРП |
0 |
151 800 |
С рабочим объемом двигателя: |
|
||
До 1 000 см3 |
50 МРП |
3 |
455 400 |
От 1 001 см3 до 2 000 см3 |
50 МРП |
7 |
1 062 600 |
От 2 001 см3 до 3 000 см3 |
50 МРП |
10 |
1 518 000 |
Свыше 3 001 см3 |
50 МРП |
23 |
3 491 400 |
Первичная государственная регистрация (ст. 553 Налогового кодекса)
Возраст авто |
Ставка в МРП |
Ставка в 2022 году (тенге) |
Транспортные средства категории М1 с электродвигателями, за исключением гибридных транспортных средств |
||
До 2 лет |
0,25 |
759 |
От 2 до 3 лет |
25 |
75 900 |
Старше 3 лет |
250 |
759 000 |
Транспортные средства категории М1, за исключением транспортных средств с электродвигателями |
||
До 2 лет |
0,25 |
759 |
От 2 до 3 лет |
50 |
151 800 |
Старше 3 лет |
500 |
1 518 000 |
Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20 000 руб. (ставка в тенге по курсу 1 руб. – 5,7 тенге) |
||||
1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой |
До 3 лет |
Более 3 лет |
||
Коэффициент |
Ставка |
Коэффициент |
Ставка |
|
1,63 |
32 600 руб. 185 820 тенге |
6,1 |
122 000 руб. 695 400 тенге |
|
2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: |
|
|
|
|
не более 1000 см3 |
2,41 |
48 200 руб. 274 740 тенге |
6,15 |
123 000 руб. 701 100 тенге |
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 |
8,92 |
178 400 руб. 1 016 880 тенге |
15,69 |
313 800 руб. 1 788 660 тенге |
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 |
14,08 |
281 600 руб. 1 605 120 тенге |
24,01 |
480 200 руб. 2 737 140 тенге |
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 |
12,98 |
259 600 руб. 1 479 720 тенге |
28,5 |
570 000 руб. 3 249 000 тенге |
свыше 3500 см3 |
22,25 |
445 000 руб. 2 536 500 тенге |
35,01 |
700 200 руб. 3 991 140 тенге |
3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя |
0,17 |
3 400 руб. 19 380 тенге |
0,26 |
5 200 руб. 29 640 тенге |
Виды и категории транспортных средств |
Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (по курсу 1 белорусский рубль – 166 тенге) |
||||||
не более 3 лет |
от 3 до 7 лет |
более 7 лет |
|||||
Транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: |
|||||||
1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 |
Белорусские рубли |
Тенге |
Белорусские рубли |
Тенге |
Белорусские рубли |
Тенге |
|
и 1.4 настоящего пункта |
544,5 |
90 387 |
816,7 |
135 572,2 |
816,7 |
135 572,2 |
|
1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта: |
|||||||
не более 1000 см3 |
1 652,2 |
274 265,2 |
5 771,7 |
958 102,2 |
8 657,6 |
1 437 161,6 |
|
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 |
6 115,2 |
1 015 123,2 |
8 995,1 |
1 493 186,6 |
13 492,7 |
2 239 788,2 |
|
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 |
9 652,7 |
1 602 348,2 |
17 554,7 |
2 914 080,2
|
26 332,1 |
4 371 128,6 |
|
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 |
8 898,6 |
1 477 167,6 |
31 036,5 |
5 152 059 |
46 554,8 |
7 728 096,8 |
|
свыше 3500 см3 |
15 253,7 |
2 532 114,2 |
38 125,9 |
6 328 899,4 |
57 188,9 |
9 493 357,4 |
|
1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта |
544,5 |
90 387 |
816,7 |
135 572,2 |
1 225,1 |
203 366,6 |
|
1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем |
544,5 |
90 387 |
816,7 |
135 572,2 |
1 225,1 |
203 366,6 |
Объем двигателя автомобиля (по курсу 1 тенге – 25 узбекских сумов) |
Не более 3 лет |
Более 3 лет |
||
Узбекские сумы |
Тенге |
Узбекские сумы |
Тенге |
|
Не более 1 000 см3 |
8 100 000 |
324 000 |
24 300 000 |
972 000 |
От 1 000 см3 до 2 000 см3 |
32 400 000 |
1 296 000 |
56 700 000 |
2 268 000 |
От 2 000 см3 до 3 000 см3 |
48 600 000 |
1 944 000 |
89 100 000 |
3 564 000 |
От 3 000 см3 до 3 500 см3 |
48 600 000 |
1 944 000 |
105 300 000 |
4 212 000 |
Более 3 500 см3 |
81 000 000 |
3 240 000 |
129 600 000 |
5 184 000 |
Снегоходы, транспортные средства для игры в гольф |
8 100 000 |
324 000 |
24 300 000 |
972 000 |
Транспортные средства с электродвигателями, кроме транспортных средств с гибридным двигателем |
8 100 000 |
324 000 |
24 300 000 |
972 000 |
Подписывайтесь на наш канал в Telegram