Как американец стал популярным гидом в Алматы

43178

Дэнис Кин уже 10 лет проводит экскурсии по городу и знает, чем удивить даже алматинцев. А иностранцы едут к нему со всех концов света

Дэнис Кин
Дэнис Кин
ФОТО: личный архив

Экскурсии по периферии

- Один американо, пожалуйста, - с широкой, как и подобает большинству американцев, улыбкой делает заказ в алматинской кофейне Дэнис Кин. На нашу встречу американец приехал прямиком из Талгара, небольшого города в 20 км от Алматы. Там он проводил экскурсию для туристов из Великобритании и Германии.

Дэнис – гид. Но иностранцев он знакомит с не самыми приметными для казахстанцев достопримечательностями Алматы и его окрестностей.

В фаворитах мистера Кина – алматинский район Малой станицы, «Компот», рынки, старые здания и многие другие места, казалось бы, обыденные для местных жителей. А экскурсии «ниже Ташкентской» - чуть ли не одна из главных фишек Дэниса.

- Возьмем для примера район Малой станицы. Это самый старый район города. Там есть Казанский собор - самый старый храм города; Верненский рынок - самый старый городской базар; старые дома; также популярная локация – голубиный рынок, который работает по воскресеньям. В любой другой точке мира из этого района сделали бы туристический объект «Старый город», а в Алматы такого нет. Многие даже и не знают, что это казачья станица, и не обращают внимания на этот район. Или вот еще пример: «Ниже Ташкентской» - так всегда называли районы, где жил в основном рабочий класс. Это время давно прошло. Но до сих пор люди, живущие в центре, уверены, что ничего не изменилось и смотреть там не на что, а сами районы не самые безопасные. Но я скажу, что это не так. И там совсем не городской дух– там люди более добрые, отзывчивые, они приглашают войти в дом, попить чай, с радостью рассказывают о своем районе и т.д. Там живут целые диаспоры: турки, азербайджанцы, уйгуры, которые создают свой мир в рамках большого города и с удовольствием рассказывают о своей культуре, - эмоционально начал рассказ Дэнис.

Курт и курага

Одна из любимых точек города, куда наш герой водит туристические группы, – «Зеленый базар».

- Я обожаю рассказывать про этот рынок. Я даже проводил свое исследование о том, что там продается, и насчитал более тысячи позиций. Из них я сделал другой список – что здесь может быть необычного для иностранца. Например, изюм можно купить во многих странах, а вот курагу найти гораздо сложнее. Или сушеная дыня – это вообще экзотика для туристов. Я познакомился с продавцами каждого отдела, и когда привожу туда туристов, они с радостью встречают нас, говорят: «О, Денис келді, қалайсың, балам?», - смеется собеседник.

ФОТО: ©

Конечно, самый необычный отдел для туристов – национальный. Особенным спросом пользуются мёд и жент, а вот курт почти никому не по душе. Спрашиваю: «А вы-то любите курт?», на что Дэнис отвечает:

- Только когда он свежий и жирный. А когда он сухой как мел — нет. Не потому, что это невкусно, а потому, что в западной культуре практически отсутствуют кисломолочные продукты, и в основном все молочное сладкое: мороженое, йогурты, коктейли. Даже сметана, которую в США называют «кислые сливки», и та больше напоминает йогурт, так как тоже сластит. И поэтому курт – это очень специфичный продукт для туристов. И я за столько лет тоже к нему не привык. Наверное, любовь к нему передается по генам, потому что мой сын наполовину казах и он обожает курт, - с улыбкой разводит руками собеседник. 

Это сегодня Дэнис с легкостью рассказывает обо всех районах и особенностях города, прекрасно знает историю Казахстана, создает карты курганов и отлично говорит на казахском и русском языках. Но дорога к этим знаниям была весьма извилистой.

Казахстанское «место под солнцем»

Дэнис Кин родом из Калифорнии. Как практически любой американец, в школьные годы он ничего не знал о Казахстане, кроме его расположения на карте. И то - только потому, что увлекался географией. К завершению учебы, в 2005 году он нашел программу США по обмену Youth For Understanding для изучения языков в разных странах мира, включая Казахстан.

- Я тогда скептично подумал: серьезно? В Казахстан? Но, чуть поразмыслив, решил: почему бы и нет? На тот момент я учился в 11 классе, и надо было готовиться к поступлению в университет, а так как конкуренция очень большая, то хорошо было бы выделиться из толпы, иметь какую-то изюминку и показать, что ты необычный. Тогда я и решил, что если поеду по этой программе в Казахстан, то точно буду не таким как все, - смеется Дэнис. 

Приехав в Казахстан в 2005 году, наш герой поселился в казахской семье в Алматы. «Приёмные родители» обучали его традициям, обычаям и культуре казахского народа, а сам Дэнис ежедневно посещал лингвистическую школу, где изучал казахский язык. Так как семья была двуязычная, к казахскому добавился еще и русский. Вернувшись в Америку, Кин поступил в Калифорнийский университет на факультет филологии и продолжил учить русский язык.

Во время учебы Дэнис снова вернулся в Азию, но уже в Монголию, куда поехал по очередной американской программе. Там он также знакомился с местной культурой, продолжал учить языки и сам преподавал английский.

- Однажды я путешествовал по западу Монголии, где большая часть жителей - это этнические казахи, и у меня началась ностальгия. Я четко понял: интерес к Казахстану никуда не делся. Это был первый «звоночек». Еще через год я получил грант по программе американского посольства, по которой выпускники университетов могли поехать в разные страны и делать этнографические исследования. Я поехал в Кыргызстан, год жил в Бишкеке и изучал охоту с беркутами и соколами. Именно там, спустя пять лет после первой поездки в Казахстан, я встретил свою «казахскую семью» и основательно понял: надо возвращаться - мое место там, - рассказывает Дэнис.

Но вернулся в Калифорнию.

- После возвращения домой я познакомился с профессором Стэнфордского университета Алмой Кунанбаевой. Она вела курсы казахского языка, этнографии, у нее был культурный центр в Калифорнии, и она приглашала меня читать там лекции. Тогда она мне предложила поступить в Стэнфордский университет и учить казахский язык. Я прошел на грант в магистратуру и в течение года изучал с ней все, что связано с Казахстаном – историю, культуру, язык. Тогда я подумал: «Ок, я это все знаю, но как применить эти знания в Америке? Никак». И тогда я купил билет в один конец и переехал в Алматы, - говорит собеседник.

Переехав в 2013 году, Дэнис стал преподавать английский в языковой школе, где познакомился с будущей супругой. Но спустя год понял: быть учителем - не его призвание.

Фото на память

Сегодня в Алматы осталось мало улиц, где бы не ступала нога Дэниса и где он не запечатлел что-то интересное – вывески, старые дома и их резные наличники, настенные граффити, скульптуры, в том числе из старых покрышек, разукрашенные камни, бочки с надписью «Квас», почтовые ящики и многое другое.

Все свои «удивительные находки» Дэнис начал публиковать в Instagram, чем и привлек внимание аудитории.

Скриншот страницы Instagram @walkingalmaty

- Я делился фотографиями, картами, которые сам делал, рассказывал истории каких-то мест, потому что понял: об Алматы очень мало информации на английском языке, а мне очень хотелось рассказать об этом городе. Я создал блог, он становился все популярнее, и я решил, что на этом можно построить карьеру и хорошо зарабатывать.

Так в 2014 году страница Walkingаlmaty стала первым туристическим проектом Дэниса и по сей день остается его главным «детищем». Тогда, по задумке американца, его блог должен был вызвать интерес у иностранцев. Но, к удивлению нашего героя, больше всего обратной связи он получил от самих же алматинцев.

- Я очень удивился, что ко мне, иностранцу, обратилась алматинка с просьбой рассказать ей о ее же городе, об Абае, архитектуре. Но потом я понял, что такие клиенты могут и меня многому научить: у них есть свои воспоминания, истории, и мне очень интересно их слушать. Это также помогло найти подход к таким «туристам», чтобы они взглянули на город по-новому. Например, рассказать не о том, кто такой Абай, а какую-то интересную историю из его жизни; показать не центр города, а его окраины, - вспоминает Кин.

Курганы и мозаики

Сейчас клиентов-туристов, желающих познакомиться с Алматы, у Дэниса много – в горячий сезон по две-три экскурсии в день. Приезжают они из самых разных стран, но в лидерах – Европа и США. По словам Дэниса, находят они его по профайлу на Tripadvisor или в Instagram. Также работает сарафанное радио. В несезон клиентов не так много, но работы от этого меньше не становится, так как помимо проведения экскурсий Кин работает и над другими проектами. Одни из последних связаны с историей курганов и мозаиками.

Дэнис с сыном Арманом
Дэнис с сыном Арманом
ФОТО: ©

- Я знал, что в окрестностях Алматы есть много курганов, в том числе в Иссыке, в Бурундае. И когда я был в таких местах, они меня всегда сильно впечатляли. Это древняя история, в курганах хоронили великих людей! – восклицает Дэнис. – Мне было интересно, как они будут выглядеть с высоты птичьего полета. И я понял, что даже в Казахстане, не то что в других странах, люди не знают многого о них. Поэтому я собрал всю информацию, что нашел в интернете и библиотеках, беседовал с историками и сделал карту курганов. Еще меня всегда впечатляли уличные мозаики. Да, алматинцы их видят регулярно, но не все понимают, насколько это необычно, что далеко не в каждом городе есть мозаики и что они сильно привлекают внимание. Поэтому я собираю историю о них. Я провел много интервью с художниками, узнавал, как это все делали, потому что даже в книгах нет такой информации, - рассказывает собеседник.

Еще один новый проект Дэниса – школа гидов. По его словам, она поможет воспитать новое поколение гидов, особенно тех, кто хочет работать с иностранцами.

Цель Дэниса - популяризация Казахстана в других странах.

- Как человек из США, где очень мало знают о Казахстане, я хочу рассказать об этой стране и городе всему миру. И я это смогу, - уверен Кин.

Расширяя горизонты 

Как говорит наш герой, он побывал практически во всех городах Казахстана, во многом благодаря его работе телеведущим программы «Discover Kazakhstan». Много городов посетил и в поисках мозаик, в некоторые приезжал давать мастер-классы. Поэтому с уверенностью заявляет: каждый город интересен и достоин не меньшего внимания, чем Алматы. Поэтому уже в ближайшем будущем Дэнис планирует знакомить туристов не только с Алматы, но и со всей страной. Дальше – туры по странам Центральной Азии. Как отмечает собеседник, это нужно как для его развития, так и в целом для отрасли - многие туристы приезжают познакомиться не только с РК, но и со всем регионом сразу.

Чтобы выгодно «продавать» Казахстан туристам, нужны не столько новые направления, сколько развитие инфраструктуры, говорит Дэнис. И дело здесь даже не в дорогах, а в таких элементарных вещах, как туалеты или указатели.

- На самом деле разбитые дороги туристов волнуют не сильно – кочками их не напугать, бездорожье они воспринимают как аттракцион, - смеется Дэнис и уже серьезно продолжает: - А вот чего действительно не хватает и вызывает недовольство - отсутствие качественной информации в интернете на английском языке. Второе – указатели. Их либо вовсе нет, либо там куча ошибок. Почему я говорю об этом? Потому что исправить это - самая простая задача, и на это не требуются миллиарды денег.

Как объясняет Дэнис, многие туристы хотят посещать интересные места самостоятельно, но отсутствие указателей и информационных досок сильно усложняют эту задачу. А ошибки на английском языке, которые часто встречаются на указателях, явно не добавляют репутации стране в глазах иностранцев. «Обратитесь ко мне - я буду бесплатно редактировать тексты и надписи», - призывает чиновников через Forbes.kz Дэнис.

Наш герой уверен, что у Казахстана большие перспективы в развитии туристической отрасли, главное – найти ту самую «изюминку» и больше рассказывать о стране. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить