Как казахстанка создала успешный бизнес и продала его ради американской мечты

Как в 30 лет начать строить новую жизнь с чистого листа

Объем мирового рынка производства постельного белья в прошлом году достиг отметки в $28 млрд, согласно данным агентства Grand View Research. Ожидается, что вплоть до 2030-го ежегодно этот рынок будет увеличиваться на 7,6%. Рост в основном обусловлен бумом в сфере жилищного строительства, а также в секторе гостеприимства. Кроме того, аналитики отмечают, что в последнее десятилетие люди все более склонны к увеличению расходов на товары для дома. На рост рынка влияет и то, что люди, особенно состоятельные, все чаще стараются персонализировать свое постельное белье, подобрать его именно под себя, а не покупать продукты массмаркета. Сегодня это удобно делать в онлайн-магазинах, где можно выбрать ткань, размер, цвет и прочие параметры.

Один из таких проектов основала в Казахстане 29-летняя Енлик Тлепова, участница рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» минувшего года. За несколько лет от простой перепродажи она пришла к собственному цеху по производству постельного белья под брендом Jumsaq.kz. Построив работающий бизнес, Енлик недавно решила… продать его, чтобы начать новую жизнь в США. Как все получилось?

Её университеты

Енлик росла у бабушки и дедушки в родном Талдыкоргане, пока мама была на заработках в Алматы. Потом они вместе переехали в Талгар, поближе к маме, где девочка начала ходить в школу. В старших классах Енлик прошла набор по программе обмена FLEX: в рамках этой американской инициативы ученики отправляются на год в США и живут в семьях. Ежегодно в программе участвуют более 30 тыс. школьников со всех уголков земного шара. Как вспоминает собеседница, одноклассники очень удивились, что она смогла пройти отбор, ведь Енлик особо не блистала в учебе. Тогда она открыла для себя Америку, узнала особенности жизни там, столкнулась с ежедневной рутиной американского школьника. Жила в Хьюстоне, штат Техас, в обычной семье, завязала дружбу с местными ребятами, быстро освоилась. Вернувшись в Казахстан, в 2012 году окончила школу и перебралась в Алматы, где поступила в AlmaU на маркетолога.

Енлик рассказывает, что в студенческие годы подрабатывала в отделе маркетинга университета, привлекала абитуриентов, попутно знакомилась со многими выпускниками AlmaU. Именно их успехи мотивировали ее продолжать осваивать свою специальность, девушка видела, насколько перспективна сфера онлайн-маркетинга. В 2016-м Енлик устроилась SMM-менеджером в казахстанский бренд очков Bro Glasses, который основали Данияр Шайкемелов и Рафаель Тлепов – участники рейтинга «30 до 30» – 2019. В компании она занималась созданием сторис и ведением контент-плана для Instagram. После окончания бакалавриата целенаправленно поступила в магистратуру в КБТУ по специальности «цифровые медиатехнологии».

Во время учебы там Енлик подрабатывала в Американских советах по международному образованию, а к получению степени магистра пришло приглашение от Satbayev University на позицию руководителя Центра карьеры. «Работа была сложная, атмосфера там разительно отличалась от мест, где я работала раньше, поэтому вскоре я ушла», – вспоминает собеседница. В марте 2018-го она успешно прошла собеседование в КИМЭП на позицию маркетолога. Как говорит Енлик, для нее это была первая достойно оплачиваемая работа, которая позволила наконец самой, а не на паях с кем-то снимать квартиру. «Помню, начала с воодушевлением обустраивать жилье. И вдруг застопорилась на этапе выбора постельного белья, никак не могла найти подходящие варианты. Тогда впервые появилась идея попробовать себя в бизнесе», – улыбаясь, вспоминает предпринимательница.

Однако сразу приступить к созданию своего дела не получилось: Енлик, как одну из ярких выпускниц программы FLEX, снова пригласили в США. Она побывала в Вашингтоне, где делилась своим опытом, рассказывала, как та поездка изменила ее жизнь. Вернувшись, уволилась из КИМЭПа, хотя успела дорасти там до позиции директора по маркетингу – Bro Glasses предложили хорошо оплачиваемую должность арт-директора. Все бы хорошо, но между Енлик и Рафаелем начался роман. «Уже через пару недель отношений мы поняли, что рождается что-то серьезное, а после было принято общее решение, что мне будет лучше покинуть компанию – я и сейчас считаю, что это было правильным», – утверждает собеседница. В августе 2020-го, в самый разгар пандемии, пара поженилась, а вскоре Рафаель продал свою долю в Bro Glasses.

Фото: © Рафаель Тлепов

«Я советовалась с ним насчет своего бренда постельного белья, тем более что в пандемию мы целых два месяца сидели дома, никуда не выходили. Дистанционно я занималась SMM и digital-маркетингом, вела тренинги в соцсетях. Рафаель поддержал меня, и в итоге я решилась. Я руководствовалась ощущениями, а у него были опыт и компетенции в бизнесе, нужные и важные советы», – рассказывает Енлик.

Мягкий бизнес

Поначалу, весной 2020-го, Енлик с мужем решили пойти легким путем – закупать готовые комплекты постельного белья за границей и продавать в Казахстане. Рабочее название компании было дано веселое и непринужденное – «Сонный котик». Хотели построить бренд вокруг своего домашнего питомца, сделать его маскотом, талисманом. Но через пару месяцев Енлик изменила мнение, посчитав такое название слишком инфантильным. В итоге остановились на Jumsaq.kz. «Жұмсақ» в переводе с казахского означает «мягкость» – первый и наиболее важный параметр хорошего постельного белья. «Человек с базовым знанием английского легко прочитает это слово, а обладая базовым знанием казахского – поймет его значение. Все просто», – объясняет Енлик. Разработали брендбук, логотип, создали страницы в социальных сетях и начали потихоньку привлекать аудиторию. Сначала покупали китайское белье через местных поставщиков: на первую партию из десяти комплектов потратили всего 200 тыс. тенге. В первую же неделю весь товар был реализован: покупали друзья и родственники, чтобы поддержать начинающую предпринимательницу.

Однако довольно быстро стало понятно, что так продажи дальше не пойдут: многим клиентам не подходило стандартное белье. У всех разные кровати, матрасы, вкусы… Так появилась идея, что успешная бизнес-модель может заключаться в персонализированном постельном белье. «Главная проблема оказалась в размерах. И для нас стало удивлением, что многие спрашивали про простыни на резинке. Я думала, это вообще непопулярно в Казахстане. Такое белье я видела, только когда жила в Америке школьницей. Но все спрашивали, можем ли мы сшить такое», – рассказывает собеседница.

Тогда Енлик арендовала небольшой цех в старом здании в центре Алматы, наняла швею и начала отшивать комплекты самостоятельно. В первые же пару недель объем продаж достиг 1,5 млн тенге. C заработанных денег они с супругом приобрели оборудование – три швейные машинки, раскройный стол и прочие элементы производства. Через несколько месяцев бизнес наладился окончательно, был даже нанят собственный SMM-менеджер. Во многом, считает Енлик, на успех повлияло то, что она стала придумывать комплектам белья интересные названия, продумывать философию того или иного постельного набора. К примеру, на создание коллекции Nomad Nature предпринимательницу вдохновили путешествия по Казахстану. У бренда появился свой сайт, откуда напрямую можно было заказать белье.

Сегодня в линейке Jumsaq.kz – белье из гладкого сатина, страйп-сатина, ранфорса. Производство, выросшее в квадратуре и команде, по-прежнему находится в центре Алматы. Это удобно для клиентов, которые хотят посмотреть продукцию или заказать белье нестандартных размеров. Мощности цеха рассчитаны на выпуск 30 комплектов в день, ткань закупается в Турции, целиком импортируются лишь подушки и одеяла. «Клиенты покупают белье для себя, берут комплекты в подарок на новоселье, свадьбу. Мы «раскачали» рынок, хотя большинство новых игроков все же отдают пошив на аутсорс, так что собственное производство – фишка бренда и гарантия качества», – отмечает Енлик.

На максимальный показатель выручки компания вышла к концу 2022 года, когда в декабре они продали комплектов на 21 млн тенге. Енлик считает, что быстрый рост удался во многом благодаря инсайтам, полученным во время одного из приобретенных ею курсов по финансам. «Мы нередко покупали разные курсы. На одном из них в глаза бросилась таблица, которая помогла наконец разобраться в бизнесе. Поскольку наш бизнес построен на SMM и львиная доля продаж идет из соцсетей и таргетированной рекламы, важно знать, как там настраивать все правильно. Таблица отвечала на эти вопросы – как поэтапно добиваться не просто показа продукции большему числу пользователей, а конкретных продаж. Когда от рекламы до прямой продажи все идет по цепочке», – поясняет собеседница.

Назад в Америку

В минувшем году, несмотря на стабильные продажи и рост числа покупателей, супруги захотели круто изменить свою жизнь. Енлик говорит, что в какой-то момент начала ощущать усталость от ежедневной операционки, от большого числа задач и битвы за клиентов. Вести бизнес в Казахстане, замечает она, не так просто, как может показаться на первый взгляд. «Еще сложнее добиться реального успеха. Считаю, что мы это сделали. У нас появились квартира, машина, мы родили сына. То есть все мечты простого казахстанца были исполнены, но мне чего-то все-таки не хватало. После долгих обсуждений мы решили попробовать переехать в США. Начать все сначала, снова ощутить тот драйв, который мы испытывали, когда всё задумывали. И это была моя детская мечта», – улыбается собеседница.

Фото: © Рафаель Тлепов

Изначально у Енлик была мысль оставить за собой бизнес в Казахстане, но она изо дня в день задавалась вопросом, как сможет быть полностью в фокусе и развивать дело, находясь на другом континенте, в другом часовом поясе. К тому же лучше продать бизнес на пике.

Енлик объясняет: существует два способа, которым можно продать бизнес. Первый – по оценке материально-технической базы. «Это то, как я свой первый бизнес продавала, собранный на скорую руку. У меня был магазин украшений, за два месяца мы его запустили и продали. Потому что я была беременна, у меня не было ни сил, ни энергии им заниматься. Прибыли еще не было, потому что все только-только раскручивалось. Мы посчитали, сколько вложили, сколько было товара. Это были небольшие деньги», – рассказывает предпринимательница. Случай же с Jumsaq – второй тип продажи, по чистой прибыли.

Енлик смогла показать потенциальному покупателю внушительные для этой ниши цифры за три года. Правда, признается, что из-за спешки все-таки согласилась на цену в размере полуторагодичной чистой прибыли. «Можно было дороже, знаю, но хотелось поскорее отправиться в США. Почему люди покупают бизнесы? Потому что не хотят заливать фундамент, все строить с нуля, с неясным результатом. Сегодня проблема многих казахстанских бизнесов – у них нет никакой оцифровки. У нас есть CRM-база на 30 тысяч заявок, с которыми можно работать. У нас есть «Мой склад», где содержатся все заказы покупателей. Там можно анализировать ассортиментную матрицу. Можно планировать будущий закуп благодаря этим данным. И у нас были все таблицы по финансовой части, по воронкам, по заявкам. Каждый месяц можно посмотреть, все прозрачно», – с гордостью перечисляет Енлик.

По ее словам, первая установленная цена продажи составляла 38 млн тенге, но потенциальные покупатели все время торговались. Одна из них, «дочка успешного предпринимателя», хотела сбить цену до 25 млн тенге, но тут уж Енлик отказалась, настаивая как минимум на 30 млн. Сделка застопорилась. В сентябре 2023 года Jumsaq.kz продемонстрировал хорошие показатели продаж, поэтому основательница пересчитала стоимость компании и выставила цену 45 млн тенге. «К слову, предлагали мы через традиционные каналы продаж: OLX, Krisha.kz, также обращались к агентам», – делится деталями собеседница. В итоге в ноябре прошлого года предприниматель из Атырау предложил 40 млн тенге, и Енлик согласилась. «Мы уже купили билеты в США, был конкретный дедлайн, до которого я хотела закрыть сделку. С одной стороны, это хорошо для нас сработало. Потому что иначе люди процесс продажи часто размазывают на долгие годы и не всегда к лучшему», – рассуждает она.

Квартиру супруги все же решили пока сдавать в аренду. Под занавес 2023-го они переехали в Остин, штат Техас. Первый месяц, признается Енлик, уходит на создание того уровня комфорта, который был у них в Алматы. И это обходится значительно дороже. «Но важно другое. Здесь мы живем больше, чем работаем. В Казахстане у нас были другие ценности, смыслом жизни был труд», – говорит собеседница. По ее мнению, США привлекательны тем, что это больший рынок и тестировать новые бизнесы там легче, второе – качество жизни, третье – развлечения. «В ближайшие годы мы попробуем заниматься тем, что умеем лучше всего – брендингом, упаковкой продукта, маркетингом. Думаю, вы еще услышите о нас», – заявляет Енлик.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте