Креатив и дисциплина: как работает Айсултан Сеитов

Как талантливый режиссер и его QARA Studios осваивают новые формы творчества

Известный режиссер, участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» – 2019 26-летний Айсултан Сеитов считает 2023 год для себя знаковым. 10 лет назад он впервые попал на съемочную площадку.

Это было в Астане – городе, в котором Айсултан вырос и который по-прежнему любит, хоть и работает теперь по всему миру. «Снимали социальный ролик, посвященный празднику Курбан-айт, – вспоминает собеседник. – Я числился на съемочной площадке хелпером. При этом был самым счастливым парнем и выжимал из своей работы максимум. Это была фантастика». В июне 2023 года Сеитов триумфально прошел по красной дорожке 25-го Шанхайского международного кинофестиваля – крупнейшего мероприятия в азиатском кинематографе. Первая же полнометражная лента «ҚАШ», повествующая о голоде 1930-х годов в Казахстане, принесла ему награду за лучшую режиссуру в категории «Новые таланты Азии». «Это определенно было круто», – улыбается Айсултан.

Он признается: десятилетие работы, ознаменованное успехом фильма «ҚАШ», заставило его оглянуться на прошлое и еще раз убедиться в том, что кино для него – это всерьез и надолго. Магия съемочной площадки до сих пор действует на Айсултана. Пожалуй, сегодня даже с удвоенной силой: ведь «ҚАШ» открыл для режиссера новые горизонты. «С момента выхода фильма не было ни дня, когда бы я не думал о следующей полнометражной картине и о мировой киноиндустрии вообще. Встреча с машиной кинематографа оставляет в тебе огромный след», – говорит собеседник.

При всем этом с годами Айсултан, по его словам, стал меньше романтизировать кино – опыт формирует трезвый, реалистичный взгляд на индустрию и свое место в ней. Близкое знакомство с глобальной сферой кинематографа, которое состоялось в этом году, показало: мир кино стремительно меняется. Молодые кинематографисты из разных стран все громче заявляют о себе. «Это дает надежду всем нам, людям не из Америки или Европы, быть услышанными», – заявляет режиссер.

Ему вторит друг и соратник 35-летний Еркебулан Куришбаев, продюсер основанной Айсултаном в 2017 году QARA Studios. «Мы все (команда QARA. – Прим. авт.) – энтузиасты кино. Я тоже раньше романтизировал эту индустрию, ощущал ее магию. Но на самом деле на киноплощадке романтичного очень мало. Это стресс, дикая усталость», – смеется он. Еркебулан знает, о чем говорит: на нем лежит тяжелая задача воплощения (и желательно коммерчески успешного) многочисленных идей Айсултана. Режиссер же, по сложившимся в QARA правилам, приносит идеи, но не лезет в операционку. Системную работу налаживают Еркебулан, его коллега Камилла Ажибаева и другие сотрудники QARA (их насчитывается 20 человек).

Айсултан и команда работают много. QARA занимается не только продакшеном, но и организацией масштабных мероприятий: например музыкального фестиваля OYU Fest и образовательного форума QARA Forum. Айсултан надеется, что форум помогает молодым казахстанцам лучше понять, как устроена креативная индустрия, в частности кинематограф. Вспоминает, что ему самому не хватало таких знаний, когда он делал первые шаги на съемочной площадке. Учеба в Нью-Йоркской киноакадемии, куда казахстанец поступил в 2015-м, отчасти помогла это компенсировать. Многим тонкостям ремесла он учился непосредственно на практике, снимая по всему миру. В основном это были клипы, но и короткий метр – тоже (его короткометражный фильм «Шакал» даже взял награду за лучшую режиссуру на фестивале Hollywood Boulevard в 2016 году). Сегодня Айсултан чувствует себя достаточно уверенно, чтобы делиться опытом с другими.

Музыкальный связной

QARA помогает не только кинематографистам, но и музыкантам. Ребята организуют музыкальный OYU Fest, который проходил уже дважды, летом 2022 и 2023 годов. Фестиваль вырос из youtube-проекта OYU Live – шоу, в котором музыканты исполняют свои песни вживую. Фишка OYU Live – необычные аранжировки и минималистичный, выверенный видеоряд. Каждый кадр подбирается бережно, чтобы ничто не отвлекало зрителя от музыки. Она здесь звучит свежо и оригинально – как в исполнении начинающих музыкантов, так и в прочтении мэтров вроде Розы Рымбаевой или группы Urker.

Фото: © Данил Ярощук

По традиции вектор визуального развития OYU Live определяет Айсултан, исполнение – за командой QARA. «Задумывая шоу, мы хотели отдать дань казахстанской музыке, вывести в свет начинающих музыкантов, – рассказывает Еркебулан, являющийся одним из продюсеров OYU Live. – Но невозможно снимать youtube-шоу исключительно с участием малоизвестных артистов, потому что его мало кто будет смотреть. И мы решили сначала звать и популярных музыкантов, а затем и мэтров вроде Розы Рымбаевой».

Балансировать между свободой творчества и практическими соображениями в QARA привыкли. Айсултан подчеркивает: это заслуга продюсеров. Еркебулан, например, дал проекту OYU Live новый толчок, предложив проводить фестиваль современной казахстанской музыки OYU Fest. На OYU Fest выступали такие известные музыканты, как Moldanazar, Ninety One, Orda и Кайрат Нуртас. В 2022-м мероприятие посетили 6,5 тыс. человек, в 2023-м – 8 тыс. На очередном фестивале, который команда QARA планирует провести следующим летом, ребята ожидают порядка 10 тыс. посетителей. «Так получилось, что в день проведения первого OYU Fest в Алматы выступал Скриптонит, а летом одновременно на «Азия Дауысы» выступали Black Eyed Peas. Надеюсь, в следующем году таких накладок не будет», – смеется Айсултан.

В QARA особое значение придают качеству исполнения музыки. К выступающим на OYU Fest артистам предъявляют высокие требования: никаких «минусов», тщательно отрепетированные номера. «Говорим артистам: мы вам дадим любых музыкантов, любые инструменты. Главное, чтобы был перформанс», – рассказывает Еркебулан. Айсултан с ним в этом полностью согласен.

Зрелищный юмор

Зритель хочет не только музыки, но и шуток. Поняв это, команда QARA взялась за продюсирование разговорно-юмористического шоу AITPA, которое регулярно выходит на YouTube. Ведущие проекта – известные комики Мадияр Нурманбетов, Вероника Ким (участница рейтинга «30 до 30» 2023 года) и Дамир Нурсеитов. В студию AITPA приходят известные люди, с которыми ведущие непринужденно беседуют. Юмора в шоу много, но он, как правило, доброжелательный. Это отличает AITPA от похожих проектов, где гостям часто достается.

Производство подобных шоу – затратное дело. Аренда студии, съемочного оборудования, монтаж – все это и многое другое требует бюджета. Окупить расходы помогла находчивость авторов проекта: ребята придумали за деньги пускать зрителей на съемки AITPA. Дело пошло. «Мы понимали, что пока youtube-проект нарастит критическую массу зрителей, пройдет много времени, – рассказывает Айсултан. – И мы не могли позволить себе снимать его за свой счет. Собрались и коллективно придумали такой формат, при котором проект может сам себя окупать».

Айсултан, по обыкновению, открестился от участия в решении текущих вопросов. Выстроил концепцию AITPA и удовлетворенно наблюдает за тем, как шоу задышало. «Я не лезу в материал, – подчеркивает он. – Его пишут сами комики». Это сознательная позиция. Айсултану, перфекционисту по природе, бывает трудно отпустить вожжи. «Я на своем опыте убедился, что перфекционизм, особенно в драматургии, не всегда помогает, – признается режиссер. – Стал понимать, что надо иногда давать пространство и для импровизации. Жизнь сама может дать тебе прекрасный перформанс».

Большое и малое

Еще одной своей отличительной чертой Айсултан считает дисциплинированность. «В большинстве случаев за успешной креативной работой стоит дисциплина», – убежден он. Дисциплина для него – это навык, который у киношников формируется в результате кропотливой работы. Режиссер с удовлетворением отмечает: съемки полнометражки «ҚАШ» вывели его волевые качества на новый уровень. «Ты постоянно приходишь в одну и ту же комнату, монтируешь, ненавидишь себя, расстраиваешься, при этом жизнь идет своим чередом. Проходишь через все эти круги ада, и вдруг появляется что-то похожее на кино», – делится он.

Фото: © Данил Ярощук

Съемки полнометражной картины вообще многому научили Айсултана. Он привык к вниманию коллег по цеху и прессы, но выход на экраны фильма «ҚАШ» в декабре прошлого года заставил его поволноваться. «Как будто ребенка выпустил на всеобщее обозрение», – признается собеседник. Обычно равнодушный к критике, любой комментарий по поводу «ҚАШ» он принимает близко к сердцу. Поначалу переживал, зато теперь стал крепче: любую оценку своей работы воспринимает спокойно.

Отчасти, наверное, Айсултан сегодня так уверен в себе благодаря успеху «ҚАШ». Фильм наделал много шуму в Казахстане и теперь собирает в целом благожелательные отзывы мировых критиков. В ноябре его показывали на престижном международном фестивале Camerimage в польском Торуне. Открывала фестиваль новая лента Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» с Леонардом Ди Каприо в главной роли.

Фестивальный успех «ҚАШ» был бы невозможен без работы продюсеров. Еркебулан и его коллега Юлия Ким тратят много сил на продвижение ленты на международных кинофорумах. При этом Айсултан, снимая фильм, не думал о пиаре – просто старался делать работу на совесть. «Режиссеры и сценаристы должны приложить все усилия, чтобы классно донести историю», – рассуждает он. Остальное считает работой продюсеров. Ею, по итогам успеха «ҚАШ», Айсултан доволен. «Мне нравится то, что сейчас происходит с фильмом», – улыбается собеседник.

2023 год Айсултан провел, путешествуя и занимаясь проектами QARA. Он с интересом наблюдает за изменениями в себе и своем творчестве, набираясь сил для съемок второй картины (о подробностях пока говорить не хочет). За год режиссер успел соскучиться по камере. Большое кино его манит, но он не отказывается и от малых форм. «Съемка музыкальных клипов никогда не была для меня просто способом заработка. Это моя отдушина. Если я нахожу прекрасную композицию или артиста – почему бы и нет», – говорит Айсултан. Предложений ему поступает много. И в их реализации всегда готова помочь команда.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте