Лингвокоучинг: почему осознанное изучение иностранного языка — новый тренд в РК

Об этом рассказывает Анна Туксунова — основатель школы английского языка и первопроходец в сфере лингво­коучинга в Казахстане

Анна Туксунова – основатель школы английского языка Studysol
Анна Туксунова — основатель школы английского языка Studysol
Фото: © Роман Чибарь

Каждое действие, чтобы оно принесло результат и увенчалось успехом, требует четкого целеполагания. Этот тезис применим не только в построении бизнеса, но и в других сферах деятельности. В частности, в образовании. Недостаточно принять решение учиться. Надо ответить себе на вопрос: зачем? Об этом и о том, как разработать свой уникальный продукт в нише, в которой, казалось бы, не протолкнуться, рассказывает Анна Туксунова — основатель школы английского языка Studysol и первопроходец в сфере лингво­коучинга в Казахстане.

«Моя жизнь с самого детства связана с английским языком. С 1-го класса я непрерывно занималась с репетитором. А с 9-го класса я уже сама начала заниматься репетиторством. В моем багаже образование в KAFU — Казахстанско-Американский свободный университет (Усть-Каменогорск), где у нас половина предметов преподавалась на английском языке, и бизнес-практика в США.
И хотя образование я получила в сфере менеджмента и маркетинга, но я всегда хотела людям донести, что английский — это легко и интересно. Поэтому школа английского языка стала моей мечтой. Таким образом, по образованию я не педагог, но по призванию — да», — рассказывает Анна Туксунова.

Красный океан, где не протолкнуться

Школа Studysol была образована в 2014 году. И за 10 лет своего существования пережила две трансформации — от языкового центра в привычном понимании до лингвокоучинга, основанного на персонализированной программе освоения языка с учетом целого набора параметров — профессиональных и личностных. Но обо всем по порядку.

«В 2014 году в партнерстве с моей бывшей коллегой я открыла образовательный центр. Мы были равноценными партнерами, но у каждой из нас была своя зона ответственности: у меня — языковая школа, у нее — образование за рубежом. Для старта нам понадобилось $8 тыс. Это были наши личные сбережения. Мы арендовали три кабинета, наняли учителей. По нашим оценкам, этих денег нам должно было хватить на первые полгода работы, чтобы выйти на точку безубыточности и начать получать доход. Так оно и получилось, — вспоминает бизнес-леди. — На старте мы не сильно задумывались над тем, чем мы будем отличаться. Мы зашли в нишу, где не голубой, а красный океан, где не протолкнуться. Но я понимала, что я могу предложить то, что сейчас называется «осознанное изучение языка». И это отличало меня от других. Подавляющее большинство курсов преподают в привычном нам формате. Студент обучался определенному уровню три месяца, сдал тест. Ему выдали сертификат. Но он не чувствует, что по-настоящему овладел уровнем, и идет на другие курсы, в другую школу, к другим преподавателям».

Спустя полгода партнеры, имея в среднем 80 учеников ежемесячно, вышли на самоокупаемость. Чистая прибыль составляла от 500 до 700 тыс. тенге в месяц.

Период беспрерывного жонглирования мячами

Но потом наступил 2020 год — время пандемии COVID-19 и непростых решений: выход из парт­нерства в одиночное плавание и переход в онлайн.

По словам Анны Туксуновой, история с партнерством завершилась по обоюдному согласию. Но для себя она вынесла урок: партнеры всегда могут разойтись, потому что меняются цели, видение, обстоятельства. Поэтому партнерство не должно быть 50/50. Кто-то должен быть лидером.

«В карантин многим пришлось закрыться. Однако я восприняла это как новый вызов. 90% учеников школы мы сохранили в условиях пандемии. Онлайн-формат дал гибкость, позволил сократить расходы, высвободились финансы для инвестирования в онлайн-ресурсы для преподавания, повышения зарплат, работы над собственным профессиональным ростом.

Мы смогли масштабироваться. Продажи росли. Количество учащихся удвоилось. Онлайн-формат расширил географию наших студентов. Среди учеников появились казахстанцы из разных городов Казахстана, а также из России, Южной Кореи, США.

Но для меня это был период беспрерывного жонглирования несколькими мячами одновременно. Выстраивание процессов по всем направлениям забирало все мое время. Я все больше осознавала, что роль собственника большого проекта не соответствует моим ценностям, видению и моим сильным сторонам. Я потеряла то, что любила, — преподавание.

Тогда я задала себе самый важный вопрос: почему я это делаю? Ответ был таков: я хочу помогать людям менять их жизнь к лучшему благодаря знанию английского — чтобы они достигали своих целей. С этого началась вторая трансформация бизнеса», — рассказывает основатель Studysol.

Правильно заданный вопрос

Осенью 2023 года Анна Туксунова перешла на новую модель работы с преподавателями — так называемое партнерство, когда преподаватели получают больше свободы действий, но при этом остаются подотчетны школе. Преподаватели самостоятельно ведут своих студентов, коммуницируют с учащимися и их родителями, следят за прогрессом своих студентов, а со стороны школы получают техническую и методическую поддержку.

«Я отказалась от идеи набирать дальше учителей и масштабироваться, перестала гнаться за количеством учеников, переключилась с управления школой (а это занимало 80% моего времени) на преподавание. Мой формат школы сейчас не подразумевает роста и масштаба, но я сознательно на это пошла. Я нашла баланс между занятием, которое приносит мне радость, и разумной финансовой составляющей», — подчеркивает бизнес-леди.

На данный момент школа предлагает: групповые и индивидуальные онлайн-занятия английским для детей от пяти лет и старше. Важно отметить, что мы предлагаем полный цикл обучения языку — по­этапное освоение языка, а не краткосрочные курсы «уровень за месяц».

Фото: © Марина Барсукова

Стоимость обучения в школе варьируется от 26 000 тенге до 72 000 тенге — за абонемент из восьми занятий.

По окончании полного курса (сроки варьируются от трех до девяти месяцев) и прохождении итогового тестирования (письменная и устная часть) выдается сертификат о подтверждении уровня владения английским.

Сама Анна Туксунова сместила акценты с руководства бизнесом на преподавание. «Я лично веду только индивидуальные занятия по следующим направлениям: бизнес-английский, академический английский (подготовка к IELTS), подготовка к прохождению интервью, собеседований, общий английский (выше уровня intermediate), — рассказывает она. — Стоимость часа обучения у меня от 6500 до 10 тысяч. Убеждена, что максимально преподаватель может охватить до 20 часов в неделю. Чтобы это было именно качественно. Все, что больше, уже страдает снижением качества. Также я консультирую корпоративный сектор в сфере образовательных услуг, участвую в проектах городских школ, связанных с изучением английского языка. Сейчас я сократила количество своих рабочих часов, потому что намерена вплотную заняться своим образованием в сфере лингво­коучинга. Хотя для рынка это новое явление, но это то, как я интуитивно обучала языку все эти годы, что формировалось по мере моего личностного развития, приобрело четкие черты в последние пару лет и легло в основу моей методики. Осознанное изучение языка».

Беседа — это ключ

Итак, осознанное изучение языка предполагает понимание цели учащегося, определение сроков, инструментов для достижения цели, иначе — лингвокоучинг (Language coaching). Как отмечает бизнес-леди, это то, что отличало школу Studysol с самого начала.

«Прежде чем начать обучение, я провожу диагностическую беседу онлайн, которая длится минут 20. После этого я составляю SJM (Student Journey Map) — карта пути студента — персонализированная программа обучения, в которой учитываются цель, сроки, точки проверки прогресса и сверки с целью. Тогда становится ясно, где стоит пересмотреть нагрузку, какие задания работают эффективнее всего, какие темы требуют особого внимания.

Цели разные. Кто-то хочет работу поменять, кто-то намерен экзамен сдать, кто-то хочет пройти обучение по международным программам, кто-то хочет научиться выступать перед аудиторией… Целей много. И в зависимости от целей формируется программа. Также есть личностные, психологические особенности, особенности обучения. Кому-то проще говорить, чем писать. Кому-то проще читать, чем говорить. И все эти детали надо учитывать при составлении программы обучения для студента. Люди все индивидуальны.

Также я начала проводить коучинговые сессии отдельно от занятий. Они проходят на родном языке и длятся около 40–45 минут. На сессиях разбираются такие вопросы, как: почему вы хотите учить английский? какие препятствия или блоки мешают? какие личностные особенности вы имеете? С какими проблемами при изучении языка вы уже сталкивались и как их преодолевали? Я рассказываю, как все это может влиять на процесс обучения», — разъясняет эксперт.

В Studysol взрослые студенты занимаются индивидуально исходя из своих запросов и своих, исходных данных. Внутренний анализ учебного процесса показал, что групповое обучение отталкивает взрослую категорию студентов. Групповое обучение формируется редко и рассчитано максимум на четыре-пять человек, совпадающих по уровню. Анна Туксунова уточняет, что, как правило, в группы мы объединяем корпоративных клиентов, когда заказчик — это одна компания. Но и здесь энтузиазма всей группы хватает примерно на четыре месяца, не более.

«Я передаю не просто знания английского языка, грамматику, обучаю навыку чтения, говорения, понимания живой речи. Параллельно в образовательный процесс я включаю soft skills. Например, я помогаю пройти интервью, сделать презентацию, подготовить выступление. Есть краткосрочные запросы. Так, человеку нужно подготовиться к интервью. Зачем ему предлагать курс на три месяца? Нужно персонализировать программу. Бывает, что трех встреч достаточно: пройтись по техническим моментам, сделать практику вопросов, дать обратную связь. Но в любом случае нужно провести его через диагностику целей. Или у клиента есть достаточный уровень английского языка, но нужен язык для узкой специализации именно в его сфере (адвокатура, медицина, нефтедобыча). В таком случае я могу помочь найти образовательные ресурсы. Также могу подобрать учителя под нужды студента. Кроме того, я занимаюсь консультацией учителей и директоров образовательных учреждений. Запросы бывают очень разные и удивительные. Например, в одной из гимназий Алматы я помогала поставить ученикам произношение для театральной постановки», — рассказывает Анна Туксунова.

Таким образом, можно сказать, что Studysol стала одной из первых языковых школ Казахстана, на базе которой реализуется новый тренд — лингвокоучинг, когда процесс изучения и преподавания иностранного языка с помощью коучинговых техник становится максимально эффективным. В перечень техник входит: проработка цели, составление индивидуального плана на месяц, проработка препятствий, техники по запоминанию.

Размышляя о планах по развитию своего бизнеса в будущем, Анна Туксунова отмечает: «Если смотреть на школу только как на бизнес-проект, то да, нужно масштабироваться, заниматься управленческими процессами. Но тогда я выпаду из самого процесса обучения, начну терять качество. Я знаю свои сильные стороны и знаю, почему студенты хотят учиться именно у меня. Я думаю, мой успех основан на простом понимании того, что я знаю, почему я это делаю. Я действительно хочу помогать людям. Мне не масштаб и количество приносят удовольствие и радость работы, а то, что мой ученик, изучив английский язык, по-настоящему достиг своей цели».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте