Связь с искусством

1235

Чем занимается Центр современной культуры

ФОТО: © Руслан Тагаев

Джамиля Нуркалиева, руководитель Центра современной культуры «Целинный» в Алматы, развивает проект, меняющий казахстанскую арт-индустрию. В интервью для Forbes Woman Kazakhstan собеседница рассказала, как построить успешную карьеру в новой для страны институции, кто инвестирует в искусство и есть ли спрос на наших художников на мировом рынке.

С чего началась ваша карьера в области культуры и искусства?

– Когда мне было 28 лет, я жила в Париже и поняла, что хочу взаимодействовать с художниками, искусствоведами, кураторами, исследователями. Искусство отражает процессы, происходящие в обществе, и когда мы понимаем, что с нами происходит, то знаем, как повлиять на наше общее будущее. Но я не хотела быть в эпицентре, я хотела соединить аудитории, создать среду для их взаимодействия и сделать это у себя на родине.

Какими проектами вы занялись, вернувшись в Казахстан?

– Во время моего пребывания в Париже мы с подругами создали международное агентство, которое занималось фандрайзингом – привлечением финансовых средств для работы с художественными институциями. Я решила заняться здесь аналогичной деятельностью, пошла в Национальный музей к Розе Абеновой и попросила взять меня на работу. Мы написали множество писем в разные компании с предложениями о сотрудничестве, но отклика не последовало. Наверное, тогда никто не понимал, что современное искусство необходимо поддерживать.

Тогда же меня пригласили в Expo-2017. Я открыла досье и на первой странице увидела проект арт-центра. «Вау! Это же потрясающая возможность заняться проектом, о котором я могла только мечтать!» – подумала я и поставила цель провести высокопрофессиональные мероприятия. Мы защитили бюджет программы, а потом из-за оптимизации арт-центр решили не строить, но это не помешало нам реализовать два больших проекта в области современного искусства в рамках Expo.

В качестве промоушена мы провели выставку Алмагуль Менлибаевой Transformation в Гран-Пале в Париже. Она была на очень высоком профессиональном уровне, Алмагуль показала три видеоинсталляции: Kurchatov 22, Astana и Tokamak. На продакшен выделили около 500 тыс. евро.

За два месяца мы подготовили освободившийся павильон и провели более 300 образовательных мероприятий, конференций, лекций, детских и инклюзивных программ. Наш павильон посетило более 350 тыс. человек, мы увидели, что нет никакой дистанции между аудиторией и современным искусством.

Как вы пришли в Центр современной культуры «Целинный»?

– В 2017 году Кайрат Боранбаев решил сделать «Целинный» публичным пространством, он был готов его финансировать, вкладывать в развитие институции личные средства и искал людей, которые могли осмыслить концепцию и реализовать ее. Ему рассказали про наш проект, и он приехал посмотреть. Он увидел, что можно в короткие сроки создать интересную программу и это не стоит каких-то нереальных денег. Так «Целинный» стал современным и открытым пространством для развития арт-индустрии.

ФОТО: © Руслан Тагаев

Как работает центр?

– За время существования здание кинотеатра «Целинный» пережило несколько реконструкций, у него драматичная судьба, и об этом важно рассказать. Мы пригласили архитектора Асиф Хана переосмыслить здание. Начав работу, мы обнаружили сграффито Евгения Сидоркина. Оказалось, в 2000-х годах, когда делали ремонт под ночной клуб, сын Сидоркина попросил Союз художников перенес­ти сграффито на южный фасад. Они сделали реплику, но строители врезали в стену металлические конструкции, которые испортили сграффито, но не уничтожили. Это открытие помогло нам принять историю здания как часть нашего пространства, и тогда случился первый диалог искусства и публики. Мы сделали архитектурную выставку, куратором которой стала Екатерина Головатюк, и выставку современного искусства с Меруерт Калиевой. У нас была программа, состоящая из поэтических вечеров, презентаций книг, концертов, кинопоказов, детских спектаклей и ворк­шопов. Тогда нас увидело 5000 человек, и нам казалось, что это очень много. Сейчас на наши выставки ходит до 20 тыс. человек.

Мы решили не делать паузу из-за реконструкции, а продолжить реализацию проектов. Параллельно в 2018 году мы занялись издательской деятельностью, в диалоге с аудиторией осознав, что магистральной темой дискуссий и исследовательского интереса является деколонизация. Мы обратились к Мадине Тлостановой с предложением переписать свои статьи на русском языке для широкой аудитории и выпустили «Деколониальность бытия, знания и ощущения», которая стала хитом.

Так мы работаем уже более пяти лет. Мы заинтересованы в развитии академического сообщества: ведем проекты, проводим курсы, лекции, выставки, встречи, конференции. В этом году создана школа «Re-practice: Лаборатория воображения» для молодых художников, чтобы они получили профессиональные навыки и обучились работать со специальными программами для создания современного искусства в актуальном формате. Скоро запустится долгожданная программа «Академик в резиденции», куда приедут Леа Фелдман (Chicago University), Мадина Тлостанова (Linkoping University), Mi You (University of Kassel), Нари Шелекпаев (Yale University), Диана Кудайбергенова (Cambridge University), которая также является членом экспертного совета «Целинного». Нас очень радует программа для молодых художников Umit Playground, в рамках которой уже прошли выставки Тахира Яхьяева, Дамира Мухамедова и Айганым Мухамеджан. На очереди еще шесть персональных выставок, летняя школа и один большой проект. Выйдут в свет четыре публикации – переведенная Тiлеком Ырысбеком на казахский язык книга Мадины Тлостановой «Деколониальность бытия, знания и ощущения», детская книга Slavs&Tatars и Леи Фелдман Azbuka Strikes Back, сборник «Qazaqstan, Казахстан, قازاقستان: Лабиринты современного постколониального дискурса» Алимы Бисеновой и «Комментированные мемуары Евгения Брусиловского» Нари Шелекпаева.

Это приносит прибыль?

– Нет. Это абсолютно филантропический проект.

Что определяет успешность проекта?

– Посещаемость. Наша задача охватить аудиторию, которую мы определили на основе исследований. В первый год в основном здании мы ожидаем 200 тыс. посетителей, потом 400 тыс., 600 тыс. и так далее. Идеальный показатель – 1 млн. Нам далеко до этой цифры, но это возможно.

Для издательской программы успех – это то, что книга была написана, издана, присутствует в профессиональном поле, ее можно купить и на нее ссылаются эксперты.

Почему вам важно развивать локальные арт-проекты?

– Мы могли бы привозить международные выставки-блокбастеры, но их можно посмотреть через интернет, а у локальных проектов такой возможности нет. И мы та организация, которая поможет нашим художникам больше создавать и больше присутствовать на международном рынке.

Чем наше искусство может заинтересовать международный рынок?

– У нас много культурных слоев, смешений смыслов, идеологий, контекстов. В этом наша уникальность. Мы находимся в регионе, где живет множество национальностей, у нас есть опыт колониального прошлого и деколониального настоящего. Я думаю, интерес к нашей культуре будет колоссальным. Я уже вижу, что спрос на наше искусство растет.

Сегодня у художника есть возможность зарабатывать на творчестве?

– Многие имеют постоянную работу, которая обеспечивает стабильный доход, а искусством занимаются в свободное время. Cейчас цены на работы молодых казахстанских художников начинаются от 250 тыс. тенге за небольшую фотографию, а уже профессионально сформировавшихся, но тоже молодых, – в среднем от 450 тыс. тенге за графику и от 7 млн тенге за живопись. Работы звезд нашей художественной сцены стоят от 7 млн тенге и выше. Но важно понимать, что покупательская способность низкая, одну большую работу художник может продать раз в год или в два. Нужно больше ярмарок искусства, галерей, программ мотивации для коллекционеров, кредитования покупок произведений искусства и введение интересных налоговых условий.

ФОТО: © Depositphotos_Victor Zastolskiy

Как вы помогаете художникам развиваться?

– Мы проводим выставки, где художники могут заявить рынку о себе. Видимость художника повышается, растет его значимость и ценность работ. Он становится узнаваемым, работы попадают в галереи, где зритель может их купить. Галерея – это магазин, где продается искусство. Мы же ничего не продаем – мы способствуем тому, чтобы труд художника был высоко оценен. Практически во всем мире работает правило: если артист участвует в институциональных выставочных проектах, его работы становятся дороже в галерее. Если институция посвящает художнику персональную, исследовательскую выставку или ретроспективу, цена растет еще быстрее. Также цена возрастает, когда работы художника покупают в свои коллекции сами институции. Получается, самым заинтересованным в работе с институцией субъектом должен быть галерист, чтобы продвигать своих артистов. Но пока у нас не так. Мы и другие похожие организации сами работаем с художниками и радуемся их успехам на рынке, если они есть. Я считаю, что необходимо способствовать повышению покупательской способности коллекционеров, задавать тон и создавать рынок.

В чем заключается ваша работа?

– Все художественные институции в мире основаны частными лицами, но должны взаимодействовать с разными сообществами. В данном случае это моя работа. Я занимаюсь развитием связей и формированием нового поколения меценатов, чтобы мы продолжали существовать и развивать финансовую независимость.

Мы работаем 50/50. Основатель выделяет средства (50% бюджета) на зарплатный фонд и проекты, которые нужно реализовать вне зависимости от того, найдем мы партнеров или нет. А привлечь средства для реализации новых проектов (еще 50% бюджета) – моя задача.

Как вы привлекаете инвестиции?

– Работаем с патронами, молодыми меценатами. Мы сформировали сообщество, которому интересно взаимодействие с нами. Также мы сотрудничаем с коммерческими брендами, предлагаем им свою экспертизу, то есть они не просто нас поддерживают – они наши партнеры. Мы предлагаем им проекты, и если они им интересны, то резервируется определенный бюджет. Все деньги идут на реализацию проектов, связанных с культурой и искусством.

Какие из ваших коммерческих проектов были наиболее успешными?

– Проекты с abr, Qazaq Ayul и Louis Vuitton.

Бюджеты коммерческих и институциональных проектов очень разные. Например, бюджет биеннале звукового искусства и новой музыки Korkut, был более 40 млн тенге.

Полгода назад при участии «Целинного» мы открыли коммерческое агентство Sana Cultural Services. Наша экспертиза в области современной культуры и искусства позволяет предлагать высококонтекстуализированные решения, которые помогают брендам быть желанными и запоминающимися. Мы представляем разнообразное взаимодействие современного искусства и культуры с предпринимательством – selling art together, art concierge.

Какие задачи вы перед собой ставите?

– Главная задача – расширять интеллектуальные сообщества. У нас два направления, которые мы называем «Здесь и сейчас». «Здесь» – визуальная деятельность: выставки, скрининги, школы, где мы взаимодействуем с аудиторией напрямую. «Сейчас» – невидимая работа: издательская программа, программа «Академик в Резиденции» и проект «Документация», в рамках которого мы оцифровываем работы наших художников и публичных организаций, фондов и музеев для цифрового архива, это позволит международным и локальным исследователям взаимодействовать с историей искусства современного Казахстана с 1985 года, увидеть работы художников и при необходимости связаться с ними.

Долгосрочные задачи – завершение реконструкции, открытие нашего пространства и взаимодействие с еще большим количеством людей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить