Казахстанские стартапы в странах Персидского залива: какие возможности открывает этот рынок

Запад – не единственный вектор развития для стартаперов

Стартап-индустрия Казахстана - одна из наиболее зрелых в Центральной Азии по ряду причин. Во многом благодаря наличию двух существенных факторов: Международного финансового центра в Астане (МФЦА), который стал для большинства фаундеров финансовой средой, где они уверенно себя чувствуют, и Astana Hub – способствующего продвижению законодательных инициатив и поддерживающего стартапы через привлечение международных инвестиций, экспертизы и поддержки техногигантов.

Уникальность Казахстана по отношению к остальным странам региона заключается еще и в наличии «суперангелов» – частных местных инвесторов, регулярно инвестирующих в стартапы на ранней стадии.

Дополнительный вспомогательный фактор в Казахстане – наличие в стране большого количества компаний от нефтегазового сектора до финансового. Эти компании, будучи крупными потребителями цифровых услуг, также являются и крупными инвесторами в те стартапы и технологии, которые им необходимы для ведения бизнеса и сохранения передовых позиций. Сложилась ситуация, когда в Казахстане многие стартапы приобретаются не иностранными, а местными инвесторами, что способствует скорейшему развитию индустрии и рынка.

При этом невозможно пока утверждать, что в стране уже сложились идеальные условия для стартапов.

При большом количестве достаточно успешных местных и региональных инвестиционных фондов в Казахстане, мы пока не наблюдаем присутствия в стране крупного международного фонда с западным управлением. Сложившаяся ситуация, с одной стороны, благотворно сказывается на развитии стартапов на ранней стадии. Но когда дело доходит до необходимости получить многомиллионные инвестиции, стартапам чаще всего приходится задумываться о смене прописки на калифорнийскую.

Международные венчурные фонды, способные предоставлять такое финансирование, не присутствуя в регионе, попросту не ориентируются в местном венчурном ландшафте. Поэтому казахстанские стартапы находятся вне поля их видимости. В связи с этим мне видится критически важным приступить к переговорам с ведущими инвестиционными фондами для формирования необходимых условий для начала их работы в регионе Центральной Азии и Кавказа.

Второй момент, с которым сталкиваются некоторые казахстанские стартапы – выкуп стартапа инвесторами. Такие инвесторы преследуют единственную цель – не позволить новой технологии выйти на рынок и составить им конкуренцию. Крупные компании справедливо видят в стартапах своих потенциальных конкурентов. Хотя это распространенная мировая практика, я очень часто сталкиваюсь с этим именно в Казахстане.

Рынок стран Персидского залива как альтернатива западному

Многие казахстанские стартапы все еще видят потенциал своего развития исключительно на западном рынке. Однако это не единственный возможный вектор развития. Территориально ближе и перспективнее для стартапов из Центральной Азии может стать рынок стран Персидского залива, не перенасыщенный предложениями и одновременно готовый вкладывать миллионы в развитие IT-сектора, привлекая специалистов и технологии из других регионов.

Все шесть стран Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт) запустили масштабный процесс цифровой трансформации. Обладая существенным капиталом, они испытывают потребность в новых технологиях.

Казахстан, будучи страной с высоким уровнем преподавания фундаментальных наук и IT-дисциплин, а также технологий, многие из которых уникальны, также обладает развитой нефтегазовой индустрией. Благодаря этому многие продуктовые и сервисные компании из Казахстана, связанные с «нефтегазом», телекомом и банкингом, безусловно, способны найти себе место на масштабном рынке стран Персидского залива.

Немногие сегодня задумываются о том, что биржа Саудовской Аравии уже входит в десятку крупнейших бирж мира, и, таким образом, выход на IPO в Эр-Рияде – это очень перспективная возможность, которую мало кто использует в нашем регионе.

IT-рынок стран Персидского залива постепенно перестает быть terra incognita для стран Центральной Азии, но процесс его освоения не быстрый.

Сервисным и продуктовым компаниям из Казахстана стоит больше уделять внимания участию в крупных IT-мероприятиях всех шести стран Персидского залива: изучать возможности, встречаться с потенциальными инвесторами. Даже если на первом этапе казахстанским стартапам не удастся найти инвестора или заказчика – это не имеет значения. Важно понять сам принцип, как представлять свой бизнес на этом рынке. Часто на культурном уровне это кардинально отличается от того, к чему мы привыкли в Калифорнии, Европе или Сингапуре.

Культурная адаптация для успеха в странах Персидского залива

Когда мы говорим о важных изменениях при выходе на новый рынок – это больше вопрос к фаундерам, а не к стартапам.

К чему стоит быть готовыми? Процесс принятия решения зачастую значительно медленнее, чем мы привыкли в США и Европе.

Другой момент – необходимость учитывать календарь этих стран, где в период религиозных праздников и в жаркое время года многие бизнес-процессы существенно растягиваются.

Третье важное обстоятельство – различие культурных кодов. В странах Залива фактор культурной близости и личного общения более важен, чем в западных странах, где на переговорах сразу переходят к сути дела. В этих странах small talk – важная часть ведения бизнеса. Иногда фаундерам не хватает терпения, хочется сразу говорить о главном, без выстраивания отношений с потенциальными инвесторами или заказчиками. Мы привыкли к тому, что в США доверие должна вызывать технология и компания, в то время как в странах Залива доверие должен вызывать сам человек, представляющий компанию.

Роль межправительственных отношений как база для ведения бизнеса

Важно понимать, что в странах Залива бизнес-сотрудничество зачастую начинается с межправительственных соглашений.

Отношения между Казахстаном и странами Персидского залива на данном этапе можно оценивать как очень хорошие. Последний визит президента Касыма-Жомарта Токаева в Катар в феврале этого года был оценен в Катаре как безусловно успешный. Более того, встреча президента с Ассоциацией бизнесменов Катара (Qatari Businessmen Association) была оценена со стороны крупного бизнеса Катара как вызывающая интерес и потребность в расширении бизнес-сотрудничества.

У Казахстана сформированы и эффективно работают межправительственные комиссии по экономическому сотрудничеству с каждой из стран Персидского залива, но здесь важно последовательно вносить цифровой компонент в повестку каждого заседания. Бизнес в Заливе очень чутко относится к приоритетам, обозначенным их руководством, и как только интерес к сотрудничеству в цифровой сфере будет зафиксирован на высшем уровне, мы сможем увидеть существенный прирост инвестиций.

Еще один важный момент – развитие отношений между Казахстаном и странами Залива на уровне университетов. Университеты в арабских странах – это хорошо финансируемые организации, которые имеют возможность инвестировать, развивать совместные академические программы и осуществлять обмен студентами. Именно программы по обмену студентами становятся наиболее эффективной стратегической инвестицией в развитие делового сотрудничества между странами.

Отношения между странами Залива и другими странами начинаются с культурной близости, общения и межправительственных соглашений, которые задают рамки для бизнеса. К этим рамкам инвесторы из страны Персидского залива всегда очень внимательны. Основываясь на этом, казахстанские технологические компании имеют все возможности для выхода на новый перспективный рынок.

Анатолий Моткин, президент StrategEast

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте