Между Лондоном и Гонконгом: как казахская художница покоряет мировой арт-рынок

68735

Азиза Шаденова – о художниках, арт-рынке и современном искусстве

Азиза Шаденова
Азиза Шаденова
ФОТО: © Хендрик Шнайдер

Одна из современных мировых тенденций – глобализм – не обошла и мир искусства. Нынешние художники давно перестали ограничивать себя границами государств, традициями и рамками какой-либо школы. Один из ярких их представителей – Азиза Шаденова. С ней мы поговорили о том, как живут современные художники, как построить карьеру в мире искусства и может ли творчество быть коммерческим проектом.

Азиза – казашка по национальности, родилась в Узбекистане, провела детство в Кыргызстане, училась в Лондоне, сейчас живет и работает в Великобритании. Она впитала в себя множество самых разных культур и традиций, и все это лишь ярче высветило ее интерес и любовь к Центральной Азии.

Поступая в Central Saint Martins college, она выбрала профессию графического дизайнера, однако потом увлеклась видео, очень много работала с фотографией. И в качестве диссертационной работы вместе со своим коллегой по курсу Эдвардом сняла фильм о традиционных казахских семьях.

«Мы показали их через приз­му восприятия туристов. И именно тогда я поняла, что хочу попасть в мир искусства. Это видео открыло мне совсем другой мир, очень далекий от коммерческого мира графического дизайна».

К слову, несмотря на то что работы Азизы находятся в музейных и частных коллекциях самых разных стран, а их стоимость варьируется в пределах от £4 до £10 тыс., трендами современного арт-рынка она не интересуется.

«Я ничего не понимаю в арт-рынках. Это то, что должно быть в компетенции галеристов, арт-менеджеров, людей, которые продвигают художников.

Для меня же, как для художника, все это не важно. Художник должен творить так, как чувствует. Из этого вырастает свой стиль. Свои идеи. И, возможно, что-то из этого становится трендом.

Художники создают свои работы не для того, чтобы сделать на них деньги, а потому что через них мы хотим показать людям свое видение тех или иных вещей. На мой взгляд, художник перестает быть художником, когда он создает свою работу с мыслью, за сколько он сможет ее продать».

Разумеется, для того чтобы иметь такой взгляд на вещи, надо достаточно прочно стоять на ногах. Любое творчество – процесс затратный не только по времени, но и по финансам. Далеко не каждый художник может прожить на деньги от продажи своих работ. Во-первых, это не всегда стабильный заработок, а, во-вторых, какой-то процент от продаж забирают галереи. Это зависит от выставки, проекта, имеющихся договоренностей. Доля галереи может составлять 15–50%.

ФОТО: © Chris Lusher

На сегодняшний день около половины современных британских художников – выходцы из благополучных семей, и им не обязательно беспокоиться, к примеру, об оплате жилья. Они заняты только творчеством. Во многом именно этим объясняется их стремительный взлет в мире искусства.

«Чем больше времени художник уделяет своему творчеству, тем быстрее у него получается хорошее прогрессивное портфолио, а соответственно, и быстрый карьерный рост на этом поприще. Другой половине приходится работать в разных сферах. У некоторых даже по две работы. И получается, что днем они зарабатывают деньги, чтобы оплатить свое жилье и счета, а по вечерам занимаются искусством».

Плюс многое зависит от круга общения, или, иначе говоря, связей.

«Карьерный рост в мире искусства сейчас в какой-то мере зависит от диалога и общения с разными людьми из этой сферы – с кураторами, искусствоведами, другими художниками».

Что касается самой Азизы, то достаточно долгое время основную часть ее жизни занимала как раз стабильная работа. На творчество оставались вечера и выходные.

ФОТО: из личного архива

«Мой рост как художника был очень медленным. Однако после того, как я переехала из Лондона в Гастингс, все сдвинулось с мертвой точки. В Гастингсе не такой сумасшедший ритм жизни, как в Лондоне. Все это позволило мне остановиться, подумать и понять, чего я на самом деле хочу от жизни. Чем хочу заниматься и чему уделять свое время. Я поняла, что главное для меня – развиваться как художнику, экспериментировать, воплощать в жизнь свои идеи и визуализировать свой внутренний мир».

Впрочем, постоянная работа есть у художницы и сейчас. Однако возможность работать удаленно позволила ей уделять значительно больше времени своим проектам. Теперь она частый гость и участник многих известнейших мировых арт-площадок и арт-событий, на которых ее работы пользуются неизменным успехом.

Пожалуй, они притягивают взгляд именно своей мультикультурностью, отсутствием рамок и форматов. Азиза не боится смешивать самые разные стили, пробует себя в самых разных направлениях. Живопись, фотография, перформанс, видео. Неизменным, пожалуй, остается только одно – ее творчество тесно и неразрывно связано с историей и культурой Центральной Азии, оно пронизано неким флером ориентального шаманизма и советской эстетикой.

«Меня всегда привлекала и привлекает эстетика центральноазиатской архитектуры, текстура арбуза, узоры на узбекских чашках, длинные волосы казашек. Это все перешло в абстрактное понимание того, что для меня Центральная Азия. Во многих моих работах подчеркиваются лица, тела, понятные силуэты. И колорит советской эпохи. Я очень люблю сочетание красного и зеленого».

В этом году на Sharjah Biennale «Историческое мышление в настоящем» Азиза представила свою работу Treasured Shadows, которая привлекла очень много внимания.

«Я думаю, моя работа заинтересовала посетителей биеннале, потому что это некий театр. Изначально идея была взять воспоминания о моем детстве в Узбекистане и все объекты, о которых я до сих пор думаю. Все это воплотилось в некие скульптуры и силуэты, которые я решила расставить в одной из комнат павильона. Там очень красивые окна, и в полдень, когда через них падает солнечный свет, все становится очень ярким и цветным. Как в детстве. Мне очень нравятся такие эффекты, и я думаю, они понравились зрителям. Потому что они получили возможность не просто смотреть на картину на белой стене, а тоже погрузиться в эту атмосферу и, возможно, вспомнить что-то из своего детства».

ФОТО: из личного архива

Много внимания Азиза уделяет роли женщины в центральноазиатской культуре.

«Много идей я черпаю из прошлого. Из маминых детских воспоминаний. Из рассказов о том, как она росла. Мне очень интересна тема эмансипации женщин Центральной Азии. Узбекские, казахские и кыргызские женщины прошли через очень многое. Во времена Российской империи им нельзя было учиться и работать. В советское время они получили возможность быть независимыми, но при этом потеряли часть своей культуры. Советский режим всех уравнял. Все были как клоны или роботы. Один язык, одна цель, одна идея. И мне очень интересно изучать, как это повлияло на нас. На детей женщин, которые жили в то время».

Отражение этих мыслей воплотилось в серии работ, которые художница представила на выставке Mill6chat в Гонконге.

«Выставка в Гонконге была посвящена текстильному искусству Центральной Азии. На ней я представила четыре работы из воротников. Они 1930-40-х годов. Я собирала их не один год. И в какой-то степени они стали для меня символом эмансипации азиатских женщин. Так вот, для этой выставки я сделала из воротников небольшие скульптуры. Помимо азиатских мотивов в них отобразилось мое увлечение Islamic art. Это направление мне очень нравится геометричными формами».

Сама Азиза свой стиль называет «фигуративно-абстрактной, а где-то даже абсурдной поэзией воспоминаний и мыслей».

«Мои любимые приемы, инструменты и методы очень спонтанны. Все зависит от идеи. Иногда идеи сами диктуют, в каком формате их осуществить.

Например, если я понимаю, что какую-то мысль проще донести в форме видео или перформанса, я так и делаю. Если идея громоздкая и ее невозможно осуществить с финансовой или пространственной точки зрения – не везде можно разместить большую скульптуру или построить здание – я их зарисовываю. И они становятся картинами. На самом деле приемов очень много».

Один из ее экспериментов могли увидеть посетители Венецианской биеннале. Тогда Казахстан не был представлен официально, но в Венеции было два самоорганизованных павильона. Один из них – «Протагонисты. Невидимый павильон». Это не была выставка в привычном виде – работы художников представляли собой серию перформансов и воркшопов в городском пространстве Венеции.

«IADA art пригласила 10 или 15 казахстанских художников, и мы создали Invisible Pavilion of Kazakhstan – некий невидимый павильон. На пространстве между китайским и итальянским павильонами мы создали большой общий перформанс. А кроме него каждый из нас создал свои маленькие перформансы. Я бегала мимо посетителей биеннале и кричала на разных языках: «Спрячьте меня». Некоторые прятали меня за спину. Кто-то отворачивался.

Мой перформанс был символом того, что я казахский художник, я есть, я существую. Но при этом я просила спрятать меня – это манифест, когда я хотела быть невидимой, но своим криком привлекала внимание. В целом своим перформансом я хотела показать, что казахстанские художники хотят, чтобы их заметили».

ФОТО: © Sharjah Art Foundation

Что касается успеха, то к нему Азиза относится более чем спокойно.

«Я не хочу говорить, что я добилась успеха. Но мне нравится, когда мне приходят какие-то предложения от выставок, новые интересные идеи, которые приходится воплощать. Для меня успех – это делать и не останавливаться. Когда нет вдохновения, нет общения, участия в каких-то проектах – руки опускаются. Успех не связан ни с чем, когда ты ничего не делаешь».

На вопрос, важно ли для художника профессиональное образование, Азиза отвечает однозначно: нет. Единственное, что дает колледж, – это дисциплину, студии, которые можно использовать, разговоры с учителями и студентами и возможность найти коллег по духу. А в остальном главное для художника – идеи.

«Самое главное, чтобы человек состоял из каких-то идей и не боялся их воплощать. И даже не важно, донесет ли он их до зрителя. Экспрессия самого себя – это и есть искусство».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить