Зачем Кулибаева и Тасмагамбетова открывают школы

У казахстанской системы образования женское лицо. Однако женщины не только преподают, но и создают образовательные учреждения

Асель Тасмагамбетова сидит за столом ручкой руках
Асель Тасмагамбетова
Фото: © Владимир Третьяков

По информации Министерства просвещения РК, на начало 2024 года в Казахстане функционирует 735 частных школ. Только по итогам 2023 года было выдано 114 лицензий на деятельность частных школ. Для сравнения: пять лет назад в стране насчитывалась всего 181 частная школа.

Несмотря на то что в Казахстане сформирована централизованная система образования, согласно которой программа и все возможные стандарты утверждаются Министерством образования и науки РК, частные школы имеют определенную степень автономии в воп­росах интеграции каких-либо образовательных программ, что обусловлено финансовой независимостью.

Между тем внутри частной системы школьного образования существует своя градация. Условно: школы первого звена – образовательные учреждения, внедрившие самостоятельно разработанные интегрированные образовательные программы, прошедшие авторизацию в Организации международного бакалавриата или международную институциональную аккредитацию; школы второго звена – образовательные учреждения, обучающие по государственной программе с добавлением разнообразных кружков.

«Мирас» как наследие

Первые частные школы в Казахстане стали появляться еще в 90-х годах ХХ века. Так, в 1999 году бизнесвумен и общественный деятель из списка Forbes Kazakhstan Динара Кулибаева, будучи учредителем Фонда образования Нурсултана Назарбаева, иниции­ровала создание в Казахстане сети частных школ «Мирас», преподавание в которых ведется на трех языках – казахском, русском и английском, а диплом признается в Англии.

В одном из своих интервью Динара Кулибаева отмечала, что в стране «недостаточно внимания уделяется образовательной среде, содержанию образования и качественной подготовке учителей». Одной из серьезных проблем она называла то, что «образование все больше сводится к контролю». При этом бизнесвумен подчеркивала, что «образование – важнейший фактор нашей национальной политики и не терпит к себе пренебрежительного и равнодушного отношения». Пожалуй, такая позиция и стала отправной точкой в создании сети школ «Мирас», что с казахского языка переводится как «наследие».

С самого начала своего существования школа стала своего рода экспериментальной площадкой для внедрения передового международного опыта. «Мы смогли интегрировать казахстанские стандарты образования с международными требованиями и создать инновационную модель международной школы в Казахстане», – говорила Динара Кулибаева.

По ее словам, отличительной особенностью школы «Мирас» является то, что в ее концепции, структуре, содержании, организации и управлении образовательным процессом получилось объединить национальный и международный компоненты.

В основе образовательного процесса – высокий уровень профессионального мастерства педагогов и программы международного бакалавриата, которые обеспечивают самый высокий уровень среднего образования.

«Наши школы – это школы не просто для способных детей, а для детей, которые хотят учиться. В наших школах создана качественная образовательная среда, стимулирующая развитие талантов у детей, ведь в системе международного бакалавриата каждый ребенок считается одаренным. При этом вариативность среды предполагает индивидуальный подход», – поясняла Динара Кулибаева.

Кроме того, в «Мирас» реализуются программы инклюзивного образования. Это позволяет принимать детей с некоторыми особенностями развития. Характер и темп обучения подстраиваются под нужды каждого ребенка, также школа обеспечивает студентам психолого-педагогическое сопровождение. Кроме того, нормотипичные дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают в себе толерантность и ответственность за ближнего, учатся воспринимать мир во всем его многообразии.

В стенах «Мирас», как уже отмечалось, образование проходит на трех языках – казахском, английском и русском. Ставка сделана на изучение языков, поскольку, как отмечала общественный деятель в своих интервью, «язык неразрывно связан с мышлением, а чтение формирует мысль». Языку и литературе уделяется особое внимание, потому что благодаря этим предметам учителя создают «слой» мыслящих людей.

Философия «Мирас» подразумевает и повышение статуса учителей. «В наших школах главными фигурами являются Ученик и Учитель! Учитель всегда своей личностью представлял знания. Учителя формируют компетенции: осведомленность, где и как можно что-либо узнать, как собрать информацию, как проанализировать, как присоединить к прежнему новое знание. Они же помогают выстроить систему действенного общения, обучают сотрудничеству с представителями разных культур и разного менталитета», – отмечала создатель школы.

Казахстанских учителей в «Мирас» набирают на конкурсной основе, а иностранных преподавателей рекрутируют на специализированных ярмарках по всему миру.

«Каждая школа «Мирас» – целый образовательный городок, или, применяя современное название, кампус. Здесь и детские сады с предшколами, и начальные, основные и старшие школы, гостевые дома для педагогов, теннисные корты и футбольные поля, плавательные бассейны, баскетбольные и волейбольные площадки. Мы специально объединили разные типы учебных заведений для создания комплексной образовательной среды, обеспечивая непрерывность и преемственность между ступенями обучения, – рассказывала Динара Кулибаева, подчеркивая: – То, что в Казахстане имеются школы международного бакалавриата, получившие авторизации и аккредитации самых престижных международных агентств по оценке качества образования, говорит о многом».

Видение первопроходца

В 2017 году супруги Асель Тасмагамбетова (предприниматель, эколог и глава благотворительного фонда «Саби») и крупный казахстанский бизнесмен и филантроп Кенес Ракишев построили общеобразовательную школу на 1200 человек в Наурызбайском районе Алматы и подарили ее городу. Это стал их первый крупный образовательный проект, вдохновивший на создание уже своей частной школы, соответствующей международным стандартам.

В 2020 году, в разгар пандемии, на образовательный рынок Казахстана ворвалась Shoqan School, или Школа имени Шокана Уалиханова.

Фото: © Андрей Лунин

Казалось бы, чем можно удивить достаточно искушенного казахстанского потребителя частных образовательных услуг? И тем не менее не все еще сказано в этой сфере.

Еще в самом начале пути Школа имени Шокана Уалиханова отличилась тем, что стала первым и единственным на территории СНГ объектом образования, получившим сертификат LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design). LEED является рейтинговой системой сертификации для так называемых зеленых зданий (green building) – объектов строительства, воздействие которых на окружающую среду минимально. Таким образом, данный сертификат свидетельствует о том, что Shoqan School построена по всем международным экологическим стандартам.

Фото: © Андрей Лунин

«Мы гордимся, что можем показать нашим ученикам и их родителям высокий уровень ответственности не только в образовательном процессе, но и в вопросах заботы об экологии нашего города. Мы осуществляем системный подход в реализации природоохранной и экологической деятельности, что в нынешних реалиях является актуальным вопросом» – так прокомментировала получение сертификата LEED Асель Тасмагамбетова.

Говоря в целом о создании школы, основатель Shoqan School подчеркивала: «Мы поставили цель – выстроить такую систему обучения, чтобы выпускники школы смогли поступить в лучшие мировые университеты».

И надо отметить, что школа призвана дать не только академическую подготовку, но и в целом представление о жизни общества, государства, мира в более широком понимании. «Мы создавали школу, из которой бы не хотелось уходить ни ученикам, ни учителям», – отмечала бизнесвумен.

Поэтому экологичность, начиная с фундамента, о чем было сказано ранее, формирование хорошего вкуса в процессе обучения в кабинетах с панорамными окнами и оборудованием на миллион долларов, коммуникация и социализация в широких коридорах без резких поворотов и острых углов и в стильных рекреационных зонах с разноцветными сиденьями. На стенах – фотоработы известных художников. У каждого этажа – своя цветовая гамма. «Нам хотелось, чтобы у детей была «насмотренность». Они проводят большую часть времени в школе, и хорошо, если бы они выходили не только со знаниями, но и с хорошим вкусом» – так в интервью СМИ объясняла дизайн и архитектуру Асель Тасмагамбетова, подчеркивая, что здесь все «пропитано» Целями устойчивого развития, которые подразумевают бережное отношение как к людям, так и к ресурсам.

Также создатель школы трудится над формированием самой большой библиотеки в Центральной Азии. А тем временем уроки физкультуры проходят в спортивном зале, по качеству не уступающему залам NBA.

Но Асель Тасмагамбетова убеждена, что «душа любой школы – это педагоги».

Чтобы стать частью педагогического состава Shoqan School соискатель должен пройти строгий отбор: двухэтапное тестирование, пробный урок, проверка аналитического склада ума, способности принимать решения в кризисных ситуациях. При приеме на работу учитывается, насколько кандидаты готовы не только учить, но и непрерывно учиться сами.

Также и к ученикам есть ряд требований при поступлении в школу: помимо экзаменов, кандидаты проходят собеседование у психолога.

Обучение в школе предполагает девять направлений развития, по каждому из которых выпускник получает соответствующие сертификаты, дипломы, грамоты и т. д.: успеваемость по программе школы (GPA); AP-Program (углубленное изучение предметов); языковой сертификат IELTS, тестирование SAT; мотивационные и рекомендательные письма; олимпиады, научные проекты; волонтерская и социальная активность; спорт; профессиональная стажировка; творчество.

«Конвейерная» система образования сейчас совершенно неактуальна. Мы руководствуемся подходом, при котором школа создается под ученика, а не наоборот. Поэтому в 7-м классе ученик будет проходить несколько этапов тестирования у команды профориентаторов, эдвайзеров, тьюторов. Они выявят его способности, желания и с учетом этого выстроят схему обучения. К 10-му классу у ученика будет четкая программа, направленная на поступление в конкретный вуз», – рассказывала в одном из своих интервью общественный деятель.

Школа, несмотря на то что недавно открылась, постоянно меняется в содержательном плане.

«Есть государственный общеобязательный стандарт образования, который мы не можем обойти. Но в частных школах есть возможность маневрировать, и мы решили создать отдельную школу для старшеклассников, где у каждого будет свой индивидуальный план образования.

Мы год работали над проектом нового корпуса, спроектировали его так, чтобы максимально внедрить траекторию индивидуального образовательного маршрута, поэтому в школе будет много классов-трансформеров и много маленьких классов, где ученики в группах по три-пять, максимум по семь человек будут углубленно заниматься теми предметами, которые необходимы им для поступления в выбранный вуз.

Новый корпус будет соединяться с нынешней школой – она идеальна для младшего и среднего звена: небольшая, уютная, красочная, в ней много рекреационных зон для игр и отдыха. Здесь мы продлеваем детство. Старшая школа будет совершенно другой, это уже будет предвуз», – делилась планами Асель Тасмагамбетова.

Также, по ее информации, школа создает advisory board – совет экспертов, куда войдут Майк Тирман, главный секретарь совета учителей Сингапура; Игал Розэн, старший директор по решениям для обучения ACTNext/ACT и лектор Гарвардской выcшей школы образования.

Несмотря на то что школа – частная, у ее создателя свое видение относительно финансовой составляющей данного проекта. Асель Тасмагамбетова подчеркивала, что вообще не рассматривает школу как коммерческий проект. В настоящее время школа самоокупаемая. Часть средств, на которые была создана школа, взяты в кредит. Но в планах после выплаты кредитов сделать так, чтобы в школе 50% учеников обучались на гранте, а 50% – платно.

«Мне очень важна конкурентная среда, а даже один грантник поднимает «температуру» конкуренции в классе. Чтобы грантников было больше, нужен эндаумент-фонд – фонд целевых капиталов. Для внедрения таких фондов требуются большие изменения, в том числе законодательные. Тогда мы сможем отправлять педагогов на стажировки за рубеж, поощрять их достижения, выдавать гранты талантливым ученикам и в целом сделать школу финансово независимой» – так объясняла свою позицию бизнесвумен.

В планах основателей Shoqan School – создание академии для подготовки и переподготовки специалистов в сфере образования.

Но генеральная цель – дать учащимся прекрасные академические знания и всестороннее развитие для поступления выпускников Shoqan School в двадцатку ведущих университетов мира.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте