Кто отправляет «бродячих школяров» из Казахстана учиться за рубеж

Рынок образовательных агентств в РК перенасыщен

Вагантами в средневековой Европе называли странствующих студентов, готовых на долгие и непростые путешествия ради получения знаний. Сегодня главными двигателями такого образовательного туризма чаще становятся родители «бродячих школяров», а медиумом между ними и условным Оксфордом становятся агенты, помогающие подобрать учебное заведение в любой точке мира, поступить туда и уехать навстречу новой жизни. Мы поговорили с основательницами нескольких таких агентств, подход которых к своему бизнесу местами очень похож, а местами удивительно разнится.

Марина Хан
Марина Хан
Фото: © Татьяна Бегайкина

Марина Хан
консультационно-образовательное агентство Intellect

Марина Хан, кандидат социологических наук и основатель консультационно-образовательного агентства Intellect, хорошо известна в Казахстане как эксперт в области международного образования. Intellect остается на рынке одним из самых авторитетных агентств, несмотря на то что личное внимание сейчас больше привлекает другой проект — общественный благотворительный фонд The Ulytau Educational Foundation, где она, будучи директором, использует все свои знания и зарубежные связи, чтобы поднять качество казахстанского образования. С 2005 года, начала активной работы в проекте Казахстанской ассоциации агентств зарубежного образования, в среде образовательных агентов произошла смена поколений, и повлияла на этот процесс не только экономика.

«Казахстану очень повезло с появлением «Болашака». К ней можно относиться по-разному, но именно эта программа популяризовала в Казахстане идею зарубежного образования и стала мощным катализатором трансформации этого направления в бизнес. Основатели первых образовательных агентств по большей части имели ученые степени — и настолько большой предпринимательский бэкграунд, какой в 90-е в принципе можно было иметь. Так сложилась когорта из 10–12 хороших, сильных игроков. Мы смогли о себе заявить, с нами стали считаться, многие учебные заведения открыли для себя Казахстан именно с нашей помощью. Затем в 2012-м начался новый бум, появились сотни агентств, многие из которых были образованы нашими же экс-сотрудниками или выпускниками. Но качество их услуг было невысоким, ведь людям казалось, что образование за рубежом — просто популярный продукт, легкий бизнес, который фактически не требует материальных вложений. Некоторые из агентств позже исчезли с такой же легкостью, с какой появились», — рассказывает Марина Хан.

Агентство Intellect на рынке 28 лет, и сегодня оно практически не вкладывается в инструменты продвижения — за них работает опыт. Но люди продолжают обращаться, потому что проблема выбора образования становится все более актуальна в силу перемен на бирже труда. Сюда также часто приходят «на специалиста», что добавляет этой работе схожести с трудом врача или адвоката. Сам ландшафт образовательных услуг стремительно меняется, разобраться в нем все сложнее. По наблюдениям Хан, основную структуру рынка составляет порядка 50 активных агентств, одни из которых специализируются на школах Европы, другие — на вузах Азии, кто-то на бюджетных заведениях, а кто-то предлагает только дорогой продукт. Уехать можно куда угодно и обучаться по любой программе, было бы желание и деньги.

«Я не готова однозначно ставить знак равенства между зарубежным и качественным образованием, ведь разнообразие предложений таково, что легко сделать ошибку. Важно иметь в виду следующее: особенность бизнеса, предлагающего образовательный продукт, в том, что мы имеем дело с клиентом, то есть родителем, который платит, и с потребителем — ребенком, цели которого часто не совпадают с родительскими. Кроме того, ребенок — это цельная личность, и для начала работы с ним я всегда прошу, как доктор, «сдать анализы», то есть пройти как можно больше тестов, собрать табели, референс-листы, заполнить наш авторский вопросник. Все это позволяет выстроить портрет семьи и ребенка, что помогает в дальнейшем подключать подходящих партнеров и организовать визиты в несколько школ, одна из которых точно подойдет. Важно также решить проблему профориен­тации — родитель может принести и тест ДНК, и сертификат IELTS, и заключение нумеролога, но задача все равно не будет решена. Чтобы определить образовательную траекторию для ребенка, его нужно наблюдать несколько лет, выявляя личностные и академические особенности. К слову, дети, которых мы отправляли учиться в период нулевых, были более стрессоустойчивыми, подготовленными к практической жизни. Сейчас тесты на адаптивность могут однозначно показать, что ребенку рано ехать, надо еще год побыть дома», — продолжает Хан.

Фактически эта работа — стопроцентный консалтинг, и вырасти такой бизнес в крупный попросту не может. В консалтинговой компании небольшое число сотрудников позволяет контролировать и гарантировать качество. Марина Хан убеждена, что в сфере образования никакого массового продукта быть не может — ни один ребенок или родитель не захочет, чтобы его поставили на конвейер. Но рынок растет с каждым днем — со временем к отечественным игрокам примкнули российские, азербайджанские, турецкие и другие агентства, следующими пришли сами представители учебных заведений, работающие с людьми напрямую.

«Со временем, особенно после пандемии, большая доля рынка перешла в диджитал. Даже интерфейс многих сайтов британских университетов стал более friendly для юзеров, желающих подать заявку самостоятельно — там можно пообщаться онлайн с консультантом, можно даже зачислиться. Более того, есть возможность онлайн не только зачислиться, но и учиться. Однако диплом Оксфорда, полученный в Великобритании, и диплом, заработанный из Алматы онлайн-курсом, неравнозначны. Как правило, задача образования в целом — это формирование картины мира. Домашнее обучение не так уж плохо, но без социализации оно не работает. Плюс в определенном возрасте дети гораздо лучше учатся друг у друга, чем у педагогов. Конечно, обучение онлайн гораздо доступнее, но я думаю, что оно будет претерпевать изменения в первую очередь благодаря новым техническим возможностям. Кроме того, и студенты, и родители все больше будут осознавать ценность человеческого общения. На рынке уже появились гибридные программы, синхронизированные курсы, и линейка продуктов постоянно расширяется», — говорит эксперт.

Бизнес-модель агентства менялась со временем — от простой организации консультантов и администраторов в 1996 году к крупной языковой школе Intellect в 1998-м, где наряду с традиционной подготовкой к тестам шесть лет успешно преподавалась программа International Business Foundation St. Andrew’s College, Кембридж. Со временем образовался отдельный департамент, который занимался организацией выставок, проводил международные образовательные форумы, тренинги. Сегодня формы работы меняются, агенты учитывают в своей работе принцип непрерывного обучения lifelong learning, следуют тренду silver age education.

«Конфигурация свободного рынка образовательных услуг серьезно зависит от того, какую активность проявляют страновые представительства. Например, корейское посольство полностью перекрывает все потребности, похожая ситуация с польским посольством. Думаю, это правильно, потому что они работают с университетами по очень логичной схеме. Нашей зоной экспертности остаются школы, их в нашем портфолио около 250 — в Великобритании, Канаде, Австралии, США, Швейцарии, Португалии, Испании, Франции. К слову, отличный новый игрок появился и в Казахстане — это крупные международные школы Haileybury, QSI, ICCE и другие, мы также открыли в Астане первую канадскую школу CIS, и в них идет большой отток клиентов. Чем больше выбор у родителей, тем лучший результат получает ребенок», — заключает Марина Хан.

Роза Бетелл
Роза Бетелл
Фото: © Керим Кадымагамаев

Роза Бетелл
образовательное агентство BeSpoke Education

Международное агентство BeSpoke Еducation специализируется на индивидуальном подходе к образованию. Его владелица Роза Бетелл зарегистрировала его в 2011 году в Великобритании, уже будучи жительницей этой страны. Идея помогать казахстанским детям найти школы и вузы в Великобритании пришла к ней после того, как друзья стали обращаться к ней за советом.

«Когда мой сын начал учебу в boarding school, так в Англии называются частные школы-пансионы, меня стали просить порекомендовать учебное заведение. Скоро стало понятно, что для полноценной помощи родителям нужно иметь право осматривать школы, а значит, нужны официальный статус, аккредитация. Будучи резидентом Великобритании, я обратилась в консульство, чтобы пройти аккредитацию и обучение в Британском совете», — рассказывает Роза.

В целом сектор частных школ в Великобритании обучает около 620 тыс. детей в более чем 2500 школах, включая около 500 частных школ-пансионов. Предоставлять услуги, связанные с международным образованием, действительно удобнее, имея к ним прямой доступ.

«Часто я знакома не только с программами школ, но и с директором школы, преподавателями, главой приемной комиссии, во время поездок вижу, где дети занимаются и живут. Все это важно проверить, потому что образование в Англии дорогое. Полный пансион в школе обойдется в £10–15 тыс. за каждый из трех семестров. Университетское образование начинается от £20 000 в год, первый год обучения студенты живут в общежитии, затем снимают квартиру, это поднимает ценник до £40 тыс. в год. Если родители талантливого ребенка, следуя general admission, подадут заявку пораньше — в некоторых школах это можно сделать за два-три года, — часть суммы может перекрываться академической, спортивной, музыкальной стипендией. Кроме того, после получения диплома студент имеет право два-три года оставаться в стране для поиска работы», — отмечает собеседница Forbes Woman Kazakhstan.

После обучения в престижной английской школе у ребенка есть возможность поступить в лучший университет не только Великобритании, но и мира. Особенно важно, что в большинстве учебных заведений студентов из Казахстана и Центральной Азии ждут.

«Наших детей уважают и ценят за усердие в учебе, умение себя вести. Великобритания — страна, где зародилось представление о традиционных пансионах, где школы существуют веками, где система образования по-настоящему уникальна. Кстати, если идея пансионата вам не особенно близка — стоит рассмотреть для своих детей летние языковые школы. Это позволит поднять уровень английского, подготовить к программам ALevels или International Baccalaureate Diploma, необходимым для поступления в университеты», — продолжает Бетелл.

Подход британцев к образованию остается стабильным веками, но время пандемии школы и пансионы буквально за неделю перешли на онлайн-формат работы. До 2020 года онлайн-школ было меньше, затем их нагрузка увеличилась на 70%. Уникальные онлайн-продукты, работающие по британской системе, и сегодня позволяют казахстанским детям сочетать учебу онлайн с обучением в государственных школах.

«Сегодня многие бизнесмены хотят открыть в Казахстане школы по британской модели и по программе международного бакалавриата, и я поддерживаю эти инициативы. Визит нашего Министерства образования в Англию в 2024 году также демонстрирует интерес Казахстана к внедрению нового опыта, усиливая сотрудничество местных вузов с британскими университетами и частными школами. Если моя работа поспособствует повышению инвестиций в этом важном секторе — это прекрасный стимул работать дальше», — признается предпринимательница.

Айгуль Калдыбаева
Айгуль Калдыбаева
Фото: © Аскар Бумага

Айгуль Калдыбаева
образовательный центр M&K

Основатель и глава образовательного центра M&K Айгуль Калдыбаева делится своим мнением о рынке казахстанского образования за рубежом, в области которого она трудится уже 26 лет. Детям и их родителям доступны все возможные опции: младшая, средняя, старшая школа, университет с программой бакалавриата, колледж, магистратура МВА, докторантура — и все это в 42 странах мира.

«Мы сопровождаем клиента на каждом этапе подготовки к обучению в другой стране, от языковых курсов до подготовки к экзаменам, которые можно сдать в экзаменационном центре M&K, авторизованном для приема более 100 международных экзаменов. Далее в зависимости от бюджета и пожеланий по стране и специальности подбирается учебная программа и учебное заведение. Например, в Великобритании финансы и экономику лучше всего преподают в Лондонской школе экономики или Университетском колледже Лондона, в США будущие инженеры стремятся в MIT. У разных университетов по каждой специальности свой отдельный рейтинг, эти нюансы тоже стоит учитывать. В целом у нас более 1800 партнерских вузов, колледжей, школ по всему миру», — делится глава агентства.

В комплекс услуг M&K входит также помощь в получении образовательных грантов. Талантливых детей, у родителей которых нет возможности оплатить дорогое образование за рубежом, очень много. Получить грант даже в самых дорогих странах — Великобритании, США, Канаде, Швейцарии или Японии — реально: его можно заработать, если еще в детстве понять сильные стороны будущего студента, заработать высокий показатель GPA, побеждать на олимпиадах, научиться писать эссе и продумать, у кого взять рекомендательные письма.

«Цены на обучение всюду одинаковые — на сайте вузов и у агентов. Однако у нас есть свои преимущества — поскольку мы давно на рынке, мы со многими учебными заведениями работаем давно, зачислили к ним много студентов, и поэтому нам предоставляют хорошие скидки. В частности, M&K — эксклюзивный партнер Tokyo International University, в Казахстане они больше ни с кем не работают, и у наших студентов есть возможность выиграть грант на сумму от 30 до 100% стоимости обучения», — отмечает наша собеседница.

Статистика агентства Айгуль показывает, что сегодня казахстанцы в основном отправляют детей в Великобританию, на втором по популярности месте — Канада, на третьем — США. В Европе также пользуются популярностью Германия, Франция, Швейцария, Испания, в Азии — Япония, Сингапур и Малайзия. Меняются и тренды на специальности — в конце 90-х в топе было банковское дело, финансы, экономика, юриспруденция и дизайн. Сегодня чаще всего дети мечтают поступить на инженерные и IT-специальности, а дизайн, финансы и экономика остались популярны. Также много заявок на изучение digital-маркетинга, ИИ, робототехники, медиа, кинопроизводства, анимации, геймдизайна, охраны окружающей среды, гостиничного и туристического бизнеса, международных отношений, биомедицины. При этом самое недорогое образование можно получить в Польше и Италии, от €7 тыс. в год, где стоимость обучения составит €2,5 тыс., остальное — проживание.

«Эти цены вполне сопоставимы со стоимостью обучения в КБТУ или KIMEP. Добавлю, что услуги по подбору вуза для выпускника школы в M&K обойдутся в сумму от 350 тыс. тенге, и это доступная цена, хотя все зависит, конечно же, от родителей. Некоторых мы вообще не видим, потому что ребенок крайне самостоятельный, есть те, кто, живя на краю города, с рождения ребенка копил, открыв счет в банке до его 17-летия, и мальчик поступил в Instituto Marangoni в Милане, но так бывает нечасто. Был случай, когда одна мама продала свою единственную квартиру, а сама переехала на дачу, чтобы ее сын мог учиться за рубежом. Истории разные, но в большинстве своем к нам обращаются люди, которые могут себе позволить обучать своих детей», — рассказывает Калдыбаева.

Сегодня рынок образования за рубежом, по мнению Калдыбаевой, перенасыщен — нет клиентов, чтобы покрыть потребности всех существующих агентств. Зачастую клиенты ходят по кругу разных агентств, и чем больше у организации опыт в зачислении, тем качественнее будет услуга. В частности, это касается виз, процедура получения которых, особенно в такой стране, как Канада, очень сложная. В том числе, например, очень важно правильно собрать документы и заполнить анкету — чтобы ребенок, которого уже зачислили в вуз, не потерял год из-за отказа во въезде.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте