Искусство выживания: как казахстанская художница сочетает творчество и бизнес

92441

Асель Кенжетаева кроме живописных и графических работ создала собственный бренд одежды

Асель Кенжетаева
Асель Кенжетаева
Фото: © Андрей Лунин

Обычное дело для художников, особенно из постсоветских стран, – жаловаться на отсутствие выставочных залов и галерей, на «непонимающих» зрителей, кураторов, журналистов и в конечном счете – покупателей. И в капиталистическом Казахстане некоторой части художественного сообщества до сих пор свойственны иждивенческие настроения, взывающие к помощи государства и требующие особого к себе отношения. Этот атавизм, доставшийся от структур советских творческих союзов, довольно живуч и во многом определяет состояние казахстанской художественной сцены.

Одновременно на этой же сцене фигурируют персонажи, отличающиеся не только несомненным художественным талантом, но и деловой хваткой, практичностью и способностью трезвой оценки ситуации. В их ряду можно назвать Эдуарда Казаряна и Сауле Сулейменову, в большинстве случаев самостоятельно продюсирующих свои художественные проекты, Нуршидина Баратова, который не только успешный живописец, но и основатель бизнеса по оформлению картин, одним из первых в стране создавший свою багетную мастерскую. Можно вспомнить даже нашего покойного классика, лидера группы «Кызыл Трактор» Молдакула Нарымбетова, изготовлявшего кирпичи на продажу. Из более молодых, поколения сорокалетних, более-менее успешно решающих проблему выживания, можно назвать автора объектов Зою Фалькову, сочетающую художественную практику с работой по дизайну интерьеров, перформансиста Тиля Улена, занимающегося издательским делом, и в особенности Асель Кенжетаеву, кроме живописных и графических работ создавшую свой собственный бренд одежды.

Впрочем, Асель и образование получила на отделении художественного текстиля в Академии искусств им. Жургенова в 2003 году, но до 2020-го занималась исключительно живописью и графикой, тематика которых фокусировалась на образах детей и женщин. В ее станковых работах прослеживается влияние фовизма, экспрессионизма, поп-арта, современной фешен-иллюстрации, а любимые художники – Шиле и Баския. Вместе с тем одной из главных структурных составляющих искусства Кенжетаевой является традиционный казахский костюм и – шире – центральноазиатский. Это глубокие исследования тканей, войлоков, вышивки и орнаментики, изучение ювелирного искусства, обуви, аксессуаров. Сочетания современного силуэта и типажа с элементами традиционных фактур, узорочья и необычных для условий городской среды аксессуаров создают оригинальные, ни на что не похожие образы, которые художница воплощает в различных техниках.

Периодически участвуя в групповых выставках, в 2017 году Асель самостоятельно организовала одну из своих первых персональных экспозиций в алматинском пространстве «Аврора». Она называлась «40 кимешеков» и, помимо графики с детскими образами, включала в себя небольшой акварельно-гуашевый цикл женских портретов формата А4, где современная раскованная модель, изображенная в полный рост, сочеталась с элементами исторического центральноазиатского костюма. Надо сказать, что не всегда подобного рода работы воспринимались адекватно – Кенжетаева неоднократно получала упреки в «дискредитации наших традиций» и даже угрозы. Тем не менее выставка увенчалась неожиданным успехом – бизнесмен Серик Кушенов, проживавший тогда в Риге, заявил, что покупает всю стену «модельного» цикла, и заплатил ошалевшей художнице аж $3000.

С тех пор Асель Кенжетаева неоднократно повторяла и варьировала свой «модельный» цикл, впрочем не отказываясь и от «детского», и от любимых ню, которым, в отличие от «костюмных» работ, присуща некая брутальность и даже, несмотря на небольшой размер, монументальность формы. Ню-живопись, как и «детский» цикл, неизменно пользуются большим успехом на различных выставках и арт-базарах, но художница постоянно ищет новые способы самовыражения. Так появилась потребность в более глубоком изучении исторической одежды, фактуры и колористики традиционных тканей, ковров и сюзане. После долгих эскизных поисков она обратилась к конструированию и воплощению своих синтетических фантазий уже не на бумаге, а в «натуре». Таким образом появились гусарский доломан, выполненный из адраса, кардиганы, сочетающие деним и сюзане, среднеазиатские чапаны с элементами кимоно.

Микширование стилей и традиций Востока и Запада, несочетаемые сочетания тканей и фурнитуры, обильное использование «ювелирки» формируют роскошные, яркие, ни на что не похожие образы. И приносят неплохой доход: цены в бутике «Арт-и-факт» в Platforma Market, где Асель продает свои изделия, варьируются от 100 тыс. тенге до $1700. Носить уникальные чапаны от Кенжетаевой стало модно и престижно, в них красуются на приемах и презентациях не только женщины, но и мужчины. При этом работает художница как маленькая фабрика: есть и собственная швея, и собственный поставщик тканей, разъезжающий по всей Центральной Азии и иногда добывающий настоящие раритеты – например, антикварные сюзане XIX века или советский хан-атлас.

Фото: © Андрей Лунин

В 2020 году для продвижения своего продукта Асель совместно с фотографиней Натальей Косицын организовала серию коммерческих фотосессий, выстроив ее по всем правилам маркетинга – первоначальные сессии были бесплатны, поскольку в модели приглашались исключительно селебрити. Знаменитости вроде красавца-актера Азиза Бейшеналиева или Газизы Габдрахимовой, руководительницы музыкальной группы The Magic of Nomad, позировали в халатах, шарфах, тюрбанах, доломанах, джинсах, в многослойных накидках и даже частично обнаженными. Их фото – роскошные, стильные, фантастические, – опубликованные в соцсетях, вызвали небывалый ажиотаж, после которого многие люди Алматы и даже зарубежья захотели запечатлеть себя в подобных видах. В результате состоялось около 30 коммерческих фотосессий, каждая стоимостью 150 000 тенге.

Естественным следствием инициативы стало приглашение художницы в Лондон на Silk Way Fashion Week, организованную нашей соотечественницей Алмой Фармер. После показа в шоуруме с работами Кенжетаевой стояли очереди. Через год – и с тем же успехом – Асель организовала дефиле в алматинском Esentai Mall, на котором присутствовала вся богема южной столицы.

Другим следствием фотосессий стала персональная выставка художницы под названием ArteFuckты (2021). Социально-феминистские мотивы, звучавшие в предыдущих циклах «под сурдинку» (зрителей часто сбивает с толку демонстративная декоративность работ), здесь обнажились более резко, на уровне прямой декларации. Основой нового проекта стала та же фотосессия со знаменитостями, но фотография посредством печати была перенесена на холст. Поверх изображений людей, закутанных в роскошные одежды, художница, используя приемы граффити и своего любимого Баскии, написала лозунги, призывающие к эмансипации казахстанского общества. Это и призывы к толерантности в отношении ЛГБТ, и борьба с эйджизмом, ксенофобией и мизогинией – каждый в строгом соответствии с мировоззрением модели. Прямые слоганы-обращения звучали в той же тональности, что и яркие акриловые кляксы, пятна, потеки, примитивные «детские» рисунки, расползающиеся по лицам и нарядам фотоселебрити. Художница использовала мир гламура как фон для социальных высказываний в самом буквальном смысле, сочетая фешен-фотографию и уличную субкультуру.

Высочайший уровень искусства стилизации Кенжетаева продемонстрировала и в другой, очень успешной серии под названием «Пылающая невестка. Приданое», созданной по заказу галереи «Артмекен» для выставки «Права человека: 50 оттенков голубого» в 2020 году. Взяв за основу характеристики фешен-иллюстрации – линеарность, плоскостность, локальность цвета в изображении молодых длинноногих девушек, художница наворотила на них столько деталей и смыслов, что разглядывание каждой из семи работ цикла превращалось то в исследование истории костюма и ювелирного искусства, то в обширный социологический research, то в феминистский дискурс.

Силуэты моделей окутаны роскошными одеждами и тюками цветастых тканей: они слоятся, громоздятся, давят и буквально душат изобилием и богатством. Прорывающиеся из-под них участки обнаженного тела увешаны тяжелыми браслетами, фенечками, перстнями, шнурами из репертуара БДСМ и подвесками из музейного арсенала. Обуты они в большинстве своем в модные туфли на высокой платформе, раздвоенной на носке – это такие женщины-лошади, везущие груз одновременного сочетания задач модели из бьюти-индустрии и выполнения нескончаемых забот домашней хозяйки. Кого-то – для пущей невыносимости – художница наделила и младенцами, кого-то – остроумно приковала музейными ювелирными пуговицами к земле, но некоторым дала оружие. Казахский боевой топор кара балта, сабля, кинжал своими диагональными и перпендикулярными линиями режут достаточно плавные, заключенные в условный овал силуэты и разрушают общий достаточно спокойный ритм композиции. Так звучит скрытая угроза.

Фото: © Андрей Лунин

Подспудный драматизм образов усиливается сочетанием контрастных цветов – зеленого и красного, фиолетового и желтого, а крупное узорочье тканей не соответствует масштабу свернутого тюка. Легкомысленность жанра фешен-иллюстрации входит в противоречие с ее глубинным смыслом, и до зрителя наконец доходит ирония в названии цикла. Приданое – это то, с чем женщина приходит к мужу, в семью, в общество.

И, надо сказать, общество неплохо осознает эту ситуацию. Убедительным свидетельством является динамика цен на серию «Пылающая невестка». Стоимость одной работы из первого тиража на выставке «Права человека: 50 оттенков голубого» составляла $900. Через три года, в конце 2023-го, на выставке «Опасные связи» цена одного холста из второго тиража обозначалась цифрой $1300, а по окончании экспозиции – уже $1500.

Кстати, на вернисаже «Опасных связей» многие гости были замечены в чапанах «от Кенжетаевой», олицетворяя собой связь практичности и высокой, напряженной духовности, свойственной большинству работ художницы. Несмотря на свой образ раскованной, лихой и хулиганистой девчонки, Асель на самом деле – человек обязательный, точный и собранный, с которым можно иметь дело. Не зря пространство для выставки предоставили Кенес Ракишев и Асель Тасмагамбетова, почтив ее своим присутствием, как и другие известные персоны бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить