Как композитор из Казахстана покоряет азиатский киномир

Акмарал Мерген — о премии Asian Film Awards и работе с Ким Ки Дуком

Акмарал Мерген, девушка азиатка в сухих зарослях
Акмарал Мерген
Фото: © Камила Макат

Кинокомпозитор — уникальная профессия на стыке двух миров, притом не слишком распространенная. Поэтому нашу соотечественницу Акмарал Мерген можно по праву назвать уникумом. В 2020 году она участвовала в Berlinale Talents, а в 2022 году написала музыку для фильма Айсултана Сеитова «Қаш» и была номинирована на премию Asian Film Awards 2024 года за лучший оригинальный саундтрек.

Весна священная и не очень

Акмарал родилась в семье медиков, но ее мама всегда мечтала стать актрисой, а папа — музыкантом. Поэтому когда в три года у дочери обнаружили слух и интерес к инструментам, решили отдать ее в музыкальную школу. Приобщение девочки к музыке началось рано: дошкольницей она была участником «Әнші балапан», первого в Казахстане фонда развития детского творчества, и занималась пением.

Акмарал считает, что ей в этом отношении повезло: очень часто музыкальный талант обречен искать свой путь самостоятельно. Однако и у профессионального образования есть обратная сторона. Будучи выпускницей алматинской консерватории по классу скрипки, девушка предупреждает, что по окончании учебы от любви к музыке может остаться только ремесло. Не растерять эту любовь ей помогло сочинительство: так она пришла к своей артистической ипостаси — певице Мерген.

Акмарал Мерген , Юлия Ким и Азамат Дулатов на награждении Asian Film Awards, три человека на фоне надписи
Продюсер Юлия Ким, Акмарал Мерген и оператор Азамат Дулатов на награждении Asian Film Awards
Фото: пресс-служба Asian Film Awards

Дебютный альбом исполнительницы состоял из песен в стиле рок на казахском и звучал как юношеский бунт против академического бэкграунда. Девушка отмечает: всё потому, что студенчество она провела между двумя музыкальными мирами: оркестром, гастролирующим по Европе с «Весной священной» Стравинского, и субкультурным Алматы с прокуренными студиями. Позже в поисках творческого «я» Акмарал отправилась в Голливуд, в Musicians Institute. Но, несмотря на признание (девушка стала победителем Outstanding Project Award 2010), розовые очки музыкальной карьеры все равно разбились стеклами внутрь. Поэтому вскоре появилась мысль сменить профессию.

Уроки киногармонии

Акмарал ушла в IT, но тяга к творчеству оказалась сильнее. До появления кино в ее жизни девушка относилась к композиторству как к хобби, что для музыкантов на постсоветском пространстве — распространенная проблема. Мало кто из них верит, что сможет зарабатывать на жизнь музыкой (хотя у самой Акмарал на счету уже были успешные проекты, например Qazaq Lounge, сборник известных казахских песен в аранжировке). Поэтому в музыке остаются либо фанатики и ремесленники, либо те, кто не смог убежать от своей природы и делает все возможное, чтобы держаться на плаву в индустрии. А уж к кинокомпозиторству Акмарал пришла неожиданно даже для себя.

Однажды ей позвонил Азиз Жамбакиев (оператор-постановщик, обладатель «Серебряного медведя» Берлинале за «Уроки гармонии» Эмира Байгазина) и пригласил поучаствовать в картине «Конокрады. Дороги времени». Он заверил, что поможет девушке разобраться с киноязыком в музыке. Дебютировать с картиной Ерлана Нурмухамбетова, опытного режиссера, лауреата международных премий, где вдобавок снимается актриса Самал Еслямова, обладательница каннской ветви за роль в фильме «Айка» Сергея Дворцевого — настоящая привилегия. К тому же фильм готовился с японской копродукцией.

На награждении Asian Film Awards, две женщины и мужчина, на переднем плане - надпись 17 AFA
На награждении Asian Film Awards
Фото: пресс-служба Asian Film Awards

Особенно важной для Акмарал была оценка издания Variety: в рецензии о фильме оно отметило мастерский симбиоз музыки и операторской работы, оценив саундтрек как «oddly modern» («как ни странно, современный»). Картина очень ярко прошлась по самым признанным кинофестивалям мира. И сразу же после нее к Акмарал пришло приглашение поработать над картиной Ким Ки Дука «Растворяться».

Потом началась череда опытов, способствовавших изучению киномира изнутри: участие в Berlinale Talents, несколько актерских работ. Акмарал признается: киноиндустрия закрутила ее как в большом романе. При этом она никогда не равнялась на признанных композиторов. Разве что хотела бы иметь студию и оборудование, как у них (и зарплату — чего греха таить). Но бывало, что режиссеры говорили: хочу, чтобы ты написала музыку круче, чем у Ханса Циммера (автор саундтреков к фильмам «Дюна», «Человек дождя», «Гладиатор», «Перл-Харбор», «Интерстеллар» и др., двукратный обладатель «Оскара» — F). В такие моменты приходилось изучать феномены успешных коллег. Благодаря этому девушка много чему училась, особенно в техническом подходе.

До и после резиденции

Хотя Акмарал не заканчивала факультета киномузыки (которого и нет в Казахстане), свое образование в этой сфере она называет уникальным. Ей посчастливилось участвовать в резиденции киномузыки «Sound Vision» в Украине, на базе государственного киноархива Довженко-Центра, где ее ментором была британский кинокомпозитор Найнита Десай — обладательница ряда престижных наград, в том числе «Эмми». Позже они сотрудничали в фильме «Почему я прыгаю» Джерри Ротуэлла.

Акмарал Мерген и Иван Дорн
Музыкальная резиденция Batyr LAB
Фото: © Чингиз Гумаров

Сейчас Акмарал все больше углубляется в феномен «симбиоза музыки и видеоряда», который изучает не только для себя, но и чтобы вести по нему лекции. Преподавание занимает в жизни девушки отдельное место. В прошлом году она в тандеме с Эмилем Досовым была основным ментором музыкальной резиденции Batyr LAB при фонде Батырхана Шукенова, а в этом году вела лекции, ведь её на посту сменил Иван Дорн. Главной прелестью резиденции Акмарал называет гибкость: она рождает новые форматы от лекций и воркшопов до походов в горы и экспертных шоу. «В этом сезоне Иван привнес столько легкости и драйва, с озорством «распаковывая» каждого участника и подсвечивая его особенности, что для музыкантов это будет «до и после» в творческом пути», — уверена Акмарал.

Сама по себе культура резиденций в Казахстане — явление довольно молодое, но в мире они происходят постоянно. Практически каждый музей или фестиваль (и даже симфонические оркестры и университеты) организовывают резиденции разного формата. Это один из способов маркетинга культурных инициатив. По сути, количество резиденций в стране равносильно показателю развития культуры. Когда бизнес начинает инвестировать деньги в эту сферу не на разовые проекты, то это выливается в продуктивное взаимодействие для обеих сторон. «Уже сейчас мы видим, как выпускники предыдущих Batyr Lab — Samrattama, Dudeontheguitar, Arshat, DJ Edige и другие — активно развивают казахстанскую музыкальную индустрию, и это чудесно», — отмечает Акмарал.

В музыкальной резиденции Batyr LAB, мужчина и женщина в наушниках
В музыкальной резиденции Batyr LAB
Фото: © Чингиз Гумаров

У нее самой в творчестве было немало ярких тандемов. Например, уже упомянутый Qazaq Lounge c композитором Адильжаном Толыкпаевым. Это было столкновение двух абсолютно разных типов музыкального мышления: Адильжан отвечал за джазовые настроения, Акмарал — за электронику, а общим полем стали поп, этника и классика. Также запомнился тандем с Робертом Зиганшиным, композитором нашумевшего сериала «5:32», с которым были написаны два трека для рекламной кампании.

Вопреки законам бизнеса

Несмотря на успех в работе как с местными, так и с зарубежными коллегами, Акмарал подчеркивает, что казахстанский музыкант как явление пока интересен только нашему региону Центральной Азии, но не глобально. Можно говорить о единицах вроде Димаша Кудайбергена или DJ Иманбека, взявшего «Грэмми». Но это — исключение. Акмарал считает: наша индустрия работает на чистом топливе любви к искусству и энтузиазме, то есть все происходит вопреки законам рынка. Проекты запускаются без надежды вернуть инвестиции, не говоря уже про заработок. Нашим артистам предстоит долгий и трудный путь, чтобы вывести культуру — как музыкальную, так и кино — на настоящие рельсы, поставить все это на поток с отдачей.

Хотя казахстанцы все-таки оказываются на фестивалях класса «А», и это уже не такой редкий феномен. Пускай мы еще не полноценные участники, а скорее попадаем в регламенты, призывающие стимулировать регионы и «открывать» имена. Первыми на ум, конечно, приходят три европейских кита: Каннский, Берлинский и Венецианский. Там наши артисты чаще бывают участниками отдельных секций конкурса, где можно получить разные награды. Другое дело — большой и открытый азиатский мир.

В прошлом году Казахстан превзошел себя, забрав сразу три награды за фильмы «Братья», «Қаш» и «Бауырына салу» на кинопремии APSA в Австралии. Всё благодаря тому, что Айсултан Сеитов с фильмом «Қаш» стал победителем в секции дебютантов на Шанхайском кинофестивале. Фильм моментально стал видимым для всей Азии, а затем и дальше. Также произошло и с другими картинами. Акмарал же номинацию «За лучшую музыку» получила в Гонконге в альянсе Asian Film Academy, организованном тремя азиатскими громкими фестивалями: Пусанским, Гонконгским и Токийским. Его называют «азиатским Оскаром», проводя в те же самые даты. Акмарал делится: такое событие — само по себе очень волнительно, а уж когда стоишь рядом с командой Рюсукэ Хамагути или Хирокадзу Корээда — тем более!

Акмарал Мерген - девушка в танце, в белой рубашке и темных широких брюках
Акмарал Мерген
Фото: © Камила Макат

Несмотря на свои успехи, Акмарал подмечает: когда встает вопрос завоевания мира нашими артистами, хочется, чтобы ребята понимали, что тот же Голливуд — большая и отлаженная система медиарынка. Там работает невероятное количество людей, выводящих формулы экономического успеха, которые при этом сильно ориентируются на политическую повестку и другие факторы. И никто не будут рисковать ради наших ребят, насколько бы они ни были талантливы — только если успех гарантирован во всех случаях. Путь в качестве автора-постановщика невероятно сложен. Это удалось только Тимуру Бекмамбетову и Айсултану Сеитову (в качестве клипмейкера). В то время как путь востребованного специалиста намного реальнее. «Мы видим, как наших ребят приглашают работать в иностранных проектах, пусть пока не на ключевые позиции. То есть стать ассистентом композитора в Голливуде намного реальнее, чем композитором-постановщиком фильма», — считает Акмарал.

В Казахстане все еще нет конкуренции за такой дорогостоящий опыт, но есть потребность повышать планку. Поэтому здесь дилемма только в том, что важнее: стать автором или получать хорошую зарплату? Надо быть честным с собой, чтобы не тратить лучшие годы на сжигание потенциала впустую. И это относится не только к условному европейскому рынку: азиатский пока видит в нас внешнее сходство, но плохо понимает контекст.

К тому же сейчас наша культура вошла в новый для себя этап развития — проживания деколониальных процессов — и только-только обретает свой уникальный почерк и облик в рамках мира. Поэтому говорить, что наша музыкальная культура в глобальном понимании — настоящий феномен, пока невозможно. Но если мы говорим о целом регионе бывшего СССР, то Казахстан стал проявляться смелее и ярче, стало меньше ориентира на Россию, как это было 15 лет назад.

Если брать соотношение творческих людей и общего населения, то процент вовлеченных в искусство у нас выше, чем в целом на территории бывшего Союза. Поэтому Акмарал искренне считает, что Казахстану необходимы творческие резиденции как инструмент развития неформального образования и повышения квалификации кадров, чтобы индустрия наконец-то заработала и могла сама себя обеспечивать. Тогда и мировое признание, к которому стремятся наши артисты, и награды с престижных фестивалей будут у нас в кармане.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте