Каннские награды: женские истории на вершине успеха

О том, что кажется светом, о силе женского духа и переосмыслении взглядов на жизнь

Каннский кинофестиваль — 2024
Кадр из фильма «Семя священной смоковницы»

Прямо перед окончанием Каннского кинофестиваля на конкурсе представили фильм «Семя священной смоковницы» иранского режиссера Мохаммада Расулофа. Фильм снимался подпольно. Когда Расулофа пригласили на кинофестиваль, иранские власти потребовали отозвать картину. Не добившись своего, они конфисковали имущество режиссера и приговорили его к восьми годам тюрьмы и публичной порке, предварительно отобрав у него паспорт, чтобы тот не смог покинуть страну. Однако Расулоф нелегально выехал из Ирана и выбрал жить в изгнании.

Внимание! Текст частично раскрывает сюжеты фильмов!

Фильм Расулофа связан с протестами в Иране, прошедшими в 2022 году, когда из-за несоблюдения правил ношения хиджаба погибла девушка по имени Махсы Амини. Однако сюжет этой картины нельзя назвать политическим в прямом смысле. В центре повествования — отношения внутри одной семьи, где ее глава работает судьей в Революционном суде, ежедневно подписывая смертные приговоры бунтующим. Жена и две дочери живут комфортной жизнью среднего класса, пока женские протесты не оказывают влияние и на их жизнь, заставляя переосмыслить свои взгляды на жизнь, а также на отца и мужа. Фильм постоянно цитирует хронику трагических событий двухлетней давности, показывая, как разные поколения реагируют на ситуацию. Мать девочек смотрит телевизор, в то время как дочери собирают информацию из соцсетей, где открыто показываются жестокие избиения и насилие со стороны властей.

Каннские кинокритики единогласно пророчили главную награду Каннского кинофестиваля этой картине. Фестивальное жюри изобрело «специальную премию», по сути, почетную грамоту, с которой режиссер и покинул кинофестиваль.

Каннский кинофестиваль — 2024
Участники фильма «Анора»
Фото: © Cannes Film Festival

«Золотую пальмовую ветвь» неожиданно получила картина «Анора» американского режиссера Шона Бейкера. Ее сюжет очень напоминает «Красотку» 1990 года с Джулией Робертс и Ричардом Гиром. В фильме экзотическую танцовщицу Анору «Ани» (Майки Мэдисон) нанимают на неделю в качестве «девушки» для отпрыска российского олигарха (Марк Эйдельштейн). Однако, в отличие от «Красотки», молодежь в «Аноре» отправляется не в оперу, ресторан и на деловые встречи, а в Лас-Вегас, где предается наркотикам, пьянкам и походам по ночным клубам, сопровождаемым непритязательным сексом в стиле «Джек Рэббит». Поездка в Вегас заканчивается браком «по любви» — по мнению Ани или веселой шуткой — в понимании Ивана. Итог этой сказке берутся подвести разгневанные родители-олигархи, которые спешат на личном джете в Америку, чтобы спасти своего сына из коварных сетей проститутки. Фильм примечателен тем, что в нем звучит много русской речи. Герои, говорящие на русском языке, представляют различные национальности — русских, армян, узбеков, но американцы объединяют их всех под единым названием «русские».

Каннский кинофестиваль — 2024
Кадр из фильма «Анора»

Бейкер посвятил свою награду «всем секс-работникам прошлого, настоящего и будущего». Приз вызвал недоумение у многих кинокритиков, которые считают, что в мире, «где одна война следует за другой и ежедневно погибают тысячи людей», главная награда фильму о секс-работниках и декадентской жизни олигархов не совсем уместна. Некоторые из них предположили, что президенту жюри Грете Гервиг хотелось «отменить» заслуги американского независимого кинематографа, из которого она сама родом, а также почтить своих соотечественников, которые последние 13 лет не получали призов на этом престижном кинофестивале. Однако это лишь догадки, и теперь имя Шона Бейкера, снявшего свой третий художественный фильм, вписано в историю наряду с великими режиссерами — такими как Фрэнсис Форд Коппола, который, кстати, уехал домой без наград. В последний вечер Коппола все же вышел на сцену, чтобы вручить почетную «пальмовую ветвь» своему другу и коллеге Джорджу Лукасу, назвав его «младшим братом».

Каннский кинофестиваль — 2024
Кадр из фильма «Всё, что нам кажется светом»

Вторую по значению награду — Гран-при — получил художественный дебют режиссера из Индии Паял Кападиа за картину «Все, что нам кажется светом». Ее фильм стал первой индийской лентой, выбранной для участия в основном конкурсе за последние 30 лет и получившей награду спустя почти 90 лет с тех пор, как фильмы из Индии получали их в основном конкурсе. Фильм фокусируется на связях между тремя героинями, приехавшими в Мумбаи с юга в поисках заработка и лучшей судьбы. Они устраиваются работать медсестрами в больницу, но их заработок скромен, а самостоятельная жизнь в дорогом шумном мегаполисе не приносит желаемой свободы и независимости. Дом, в котором они проживают, планируется под снос, места старых застроек освобождаются для строительства дорогих кондоминиумов, а людей, обслуживающих роскошный образ жизни других, вытесняют на улицу. Тем не менее этот на первый взгляд феминистский социальный фильм выходит за рамки политического высказывания, и, как намекает название, в нем больше света, чем тьмы. Зритель покидает зал на радостной ноте.

Каннский кинофестиваль — 2024
Кадр из фильма «Семя священной смоковницы»

Нынешний Каннский кинофестиваль праздновал женские истории и их создательниц. Помимо уже упомянутых наград, женщин отмечали за лучший сценарий, который был вручен француженке Корали Фаржа за ее боди-хоррор «Вещество». Мюзикл Жака Одиара «Эмилия Перес» получил приз жюри, а четырем актрисам этой картины — Карле Софии Гаскон, Зои Салдане, Селене Гомес и Адриане Пас — вручили «Золотые пальмовые ветви» за лучшие женский роли. Награду за лучшую мужскую роль получил Джесси Племонс, сыгравший в картине Йоргоса Лантимоса «Виды доброты» сразу три роли: покорного бизнесмена, скорбящего полицейского и члена бисексуального культа. Даже в картине португальца Мигеля Гомеша «Большое путешествие», за которую он получил приз за режиссуру, речь идет о силе женского духа. Зритель переносится в начало прошлого века, в колониальные регионы Азии, которые пробегают перед глазами медитативно-эстетскими черно-белыми кадрами в то время, как смертельно больная, но решительная Молли отправляется на поиски своего жениха.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте