Не моды ради

5629

О чем нужно помнить, покупая цифровые активы

ФОТО: © Depositphotos.com/sparkstudio

Впоследние годы количество сделок M&A, включающих в себя цифровые активы, значительно выросло. Стало очевидно, что лидерам бизнеса жизненно необходимо вкладываться в цифровые ресурсы, чтобы сохранить свои позиции. Покупка технологических компаний – задача непростая, отмечают эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company. Она требует нестандартных подходов на всех этапах – от поиска кандидатов до совершения сделки. Особенно важно ответить на вопрос, как именно покупка той или иной технологической компании увеличит стоимость вашего бизнеса.

Очень часто компании набрасываются на первую возможность приобрести цифровые активы, не имея четкого ответа на вопрос, в чем основная ценность такого приобретения. Цифровые инструменты должны быть соразмерны достижению более глобальных корпоративных целей, считают в McKinsey. Если вы ставите перед собой цель выбиться в лидеры многомиллионного рынка в течение 18 месяцев, поглощение нескольких небольших технологических компаний вряд ли вам поможет. В то же время, если вам необходимо несколько десятков IT-специалистов и отдельно взятая технология, нет смысла вкладывать кучу средств в покупку целого бизнеса – можно обойтись другими мерами.

Ключевой вопрос

При рассмотрении сделок M&A в области цифровых активов в первую очередь нужно понять, что стоит за вашим намерением. Мотиваций может быть сколько угодно: от кардинальной трансформации рынка до наращивания цифрового потенциала компании или получения доступа к новым покупателям. Задайте себе вопрос: какого рода сделка поможет осуществлению корпоративной стратегии? Ответов может быть несколько. Необходимо расставить приоритеты и сфокусироваться на том, что наиболее важно для вашего бизнеса.

Предположим, ваша компания хочет с помощью M&A расширить линейку предлагаемых продуктов или услуг. Логично предположить, что вдобавок к этому вам нужно укрепить позиционирование продуктов и наладить прямую, надежную связь с покупателями. Скорее всего, у вас уже есть налаженные каналы продаж, достаточный оборот и понимание рынка. В таком случае вам необходимо рассмотреть возможность поглощения небольшой технологической компании, занимающейся разработкой одного или двух сервисов. Вашему бизнесу M&A даст необходимый цифровой толчок, а поглощаемая компания получит возможность протес­тировать свои разработки на большом количестве потребителей.

Взвешенный подход

Перед покупкой необходимо провести комплексную оценку приобретаемой компании. Очень важно всесторонне проанализировать саму технологию, в которую вы собираетесь инвестировать. Появилось много громких терминов вроде облачных решений, машинного обучения, автоматизации, искусственного интеллекта и так далее. Упростив повседневную жизнь, эти изобретения добавили сложности архитектуре программного обеспечения. Разобраться, что к чему, может не каждый специалист. Крайне важно иметь представление о том, как устроена та или иная технология и чем она вам может быть полезна. К сожалению, зачастую последний вопрос остается без внимания, что в последующем приводит к серьезным проблемам. Одно дело – внедрить ПО, когда у вас небольшой бизнес, совсем другое – масштабировать внедренные программы по мере роста числа клиентов.

По мнению аналитиков McKinsey, нужно остерегаться как излишне сложных решений, так и устаревших платформ. Помните: во главе угла – стратегические приоритеты вашего бизнеса. Приобретение технологии ни в коем случае не должно усложнить вам жизнь на стремительно меняющемся рынке.

Комплексная оценка приобретаемой компании – ключевой этап M&A. Разработайте алгоритм анализа полезности технологии для вашего бизнеса – это поможет устоять перед эффектными, но бесполезными разработками и выбрать именно то, что вам подходит. Не поддавайтесь соблазну приобрести модную технологию – будьте беспристрастны и старайтесь докопаться до сути. Помогут вам в этом следующие вопросы:

  • Есть ли у приобретаемой компании технологическая база для бесперебойного функционирования разработанного ею программного обеспечения?
  • Позволят ли эта технологическая база и архитектура самого ПО вашей компании завоевать долгосрочное преимущество на рынке?
  • Необходимы ли дальнейшие инвестиции в технологическую базу приобретаемой компании?
  • Можно ли интегрировать приобретаемую технологию в имеющуюся у вас цифровую экосистему? Сколько будет стоить эта интеграция?

Наконец, изучите приоритеты развития приобретаемой компании. Похожа ли ее стратегия на планы развития вашего бизнеса? Возможно, имеет смысл поработать над гармонизацией приоритетов, чтобы как покупатель, так и объект инвестирования смотрели в одну сторону. Обратите внимание и на ключевых сотрудников приобретаемой компании: их навыки и личные качества о многом могут сказать.

Сделки M&A были и остаются ключевым инструментом в процессе цифровой трансформации бизнеса. Они могут помочь упрочить существующие позиции и расширить бизнес в смежные сферы.

Компании, которые успешно приобретают и интегрируют цифровые технологии, как правило, обходят конкурентов на шаг, а то и на два. У подобных сделок, однако, есть свои нюансы. Поэтому, прежде чем совершить покупку, убедитесь в ее необходимости. ъъ

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить