Почему у электромобилей в США туманное будущее

14263

Электромобили рекламируют президенты, губернаторы, налоговая служба и техноэксперты

Фото: © unsplash.com/Bram Van Oost

В начале 1990-х годов все уважающие себя американские яппи (произошло от выражения «Young Urban Professionals» или «молодые городские профессионалы» - F) и вышедшие на пенсию жители пригородов покупали электрические хлебопечки – объёмы их продаж достигли четырёх миллионов штук. Но эта мода быстро пошла на спад, потому что новоявленные пекари-любители обнаружили, что для наполнения металлической формы точным количеством муки, яиц, хлеба, дрожжей и соли нужно намного больше денег и времени, чем требуется для прогулки до ближайшей булочной. Не являются ли электромобили такими же хлебопечками нашего времени?

Несмотря на предпринимательский дар основателя Tesla Илона Маска, а также миллиарды долларов государственного субсидирования электромобилей, потребители всё же явно предпочитают съездить на бензоколонку и заправиться там за пять минут, чем заниматься переделкой гаражей и отчаянным поиском станций подзарядки на парковке торгового центра. По данным компании J.D. Power, 21% публичных станций зарядки автомобилей просто не работают. Потребители начинают избегать электромобилей, и этот выбор повлияет не только на автопром, но и на американо-китайские отношения, бюджеты штатов, а также на цены на сырьевые товары.

Свидетельств этого сдвига становится всё больше. В январе этого года компания Hertz, с большой помпой купившая в 2021 году 100 тысяч машин Tesla, совершила резкий разворот на 180 градусов и начала списывать треть всего парка электромобилей, что привело к уменьшению прибылей на $245 млн. Обещание Hertz купить 175 тысяч электромобилей у компании GM, скорее всего, тоже не будет выполнено. За пределами богатых районов США, жители которых следят за модными тенденциями, потребители проходят мимо электромобилей, покупая вместо них гибриды и машины с бензиновым двигателем.

В четвёртом квартале 2023 года продажи электромобилей в США увеличились всего лишь на 1,3%. По данным компании Edmunds, электромобили простаивают на стендах дилеров обычно на три недели дольше, чем бензиновые машины. Электромобили Mercedes Benz EQS стоят на стендах по четыре месяца, так что финансовый директор компании недавно признался, что этот рынок является «довольно брутальным». Потребители избегают электромобилей, даже несмотря на ценовую войну, в ходе которой Ford, Tesla и GM снизили цены на эти машины в среднем на 20%, что привело к убыткам Ford в размере $36 тысяч от каждой проданной машины.

Тем временем правительства американских штатов поддерживают продажи электромобилей огромными субсидиями, хотя их бюджеты крайне дефицитны. Калифорния продолжает раздавать $7000 за каждый новый электромобиль (и это помимо максимально возможной федеральной налоговой льготы в размере $7500), хотя и отчиталась о рекордном размере дефицита бюджета – $68 млрд. Штат Нью-Джерси направляет чек на $4000 покупателям электромобилей, хотя доходы штата снижаются. Как долго власти штатов будут держать открытым этот денежный кран?

Компании, сомневавшиеся в перспективах электромобилей и сделавшие ставку на гибриды (например, Toyota), сегодня выглядят крайне проницательными. По итогам прошлого года котировки акций Toyota на 40% опередили котировки акций GM. Подвергавшийся острой критике энтузиастов электромобилей и аналитиков Уолл-стрит, председатель Toyota Акио Тойода заявил в октябре прошлого года, что люди наконец-то «начали видеть реальность». Профсоюзы работников автопрома вздохнули с облегчением, ведь для производства электромобилей требуется на 90% меньше запчастей и на 30% меньше человеко-часов.

Всё это, конечно, никак не умаляет изобретательность инженеров и дизайнеров электромобилей. Глядя на гонки смарткаров, трудно поверить, что когда-то эти машины пренебрежительно называли гольф-карами под модным брендом. Илону Маску дают разные характеристики (иногда непечатные), но его машины обгоняют Porsche, его ракеты летают лучше ракет НАСА, а в истории с инсайдерской торговлей он заставил глотать пыль юристов Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC).

Однако всё это не означает, что Маск всегда выигрывает. Помимо физики и инерции потребителей, у электромобилей есть и другие препятствия, прежде всего сбои в энергосети. Количество американцев, которые вдруг оказались без света, растёт, и время отключений увеличивается. По данным Управления энергетической информации США, в период с 2013 по 2021 годы средняя продолжительность блэкаутов удвоилась (с 3,5 часа до более семи часов), при этом частота блэкаутов увеличилась почти на 20%. Неудивительно, что в такой ситуации люди не хотят привязывать свою мобильность к розетке в стене, особенно если вспомнить о сомнениях в надёжности возобновляемых источников энергии (солнце, ветер), которым всегда будут грозить тучи и безветренная погода.

Америка, конечно, не в одиночестве. О китайском автопроизводителе BYD («Build Your Dreams») недавно много писали, потому что по итогам прошлого года компания продала три миллиона электромобилей, в то время как Tesla – 1,8 млн. Но на шаткой китайской экономике негативно сказывается снижение продаж в США. Китайские власти и частный сектор сделали крупную ставку на производство аккумуляторов и на такие страны, как Зимбабве, Демократическая Республика Конго, Куба и Россия, где добывается литий, кобальт, кадмий и другие важнейшие полезные ископаемые. Но будет ли Китай и дальше подкупать политических лидеров Африки, если цены на это сырьё упадут? Как долго будет оставаться открытым этот кран?

Моду на хлебопечки в 1990-е годы не поддерживали государственные субсидии, правительственные решения или огромные скидки, которые компании предоставляют ради увеличения доли на рынке. Если бы всё это было, тогда, наверное, мода на хлебопечки продолжалась ещё несколько лет. Электромобили рекламируют президенты, губернаторы, налоговая служба и техноэксперты. Но общество всех их не слушает. Президент Дуайт Эйзенхауэр, который великолепно выглядел в джипе мощностью 60 лошадиных сил, предупреждал, что «вы не можете руководить, ударяя людей по голове: это насилие, а не лидерство». На автомобильном рынке лидерство сохраняет двигатель внутреннего сгорания.

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить