Возможности и риски: что ищет российский IT-бизнес в Казахстане

40% российских IT-компаний уже работают на рынке Казахстана или планируют выйти на него в ближайшее время. Что привлекает российский IT-бизнес в Казахстане и как влияет приход новых игроков на локальный рынок технологий — разбираемся вместе с экспертами

ФОТО: © Depositphotos/IgorTishenko

Россия — основной экономический партнер Казахстана: товарооборот РК с РФ на 25% выше, чем с Китаем. Многие крупные российские компании из добывающего сектора, промышленности, энергетики, ретейла и финансов имеют представительства в Казахстане, выступают инвесторами или развивают в стране бизнес. В республике действует больше 10 тыс. компаний с участием российского капитала (36,1% от общего количества предприятий с иностранным участием). Российский бизнес считает рынок Казахстана перспективным на протяжении многих лет.

IT-сектор — не исключение. IT-компании давно обратили внимание на Казахстан. Так, один из крупнейших системных интеграторов России ГК «Ай-Теко» работает в республике с 2007 года. «Яндекс» открыл офис в 2017 году, а в 2021-м объявил о запуске в РК своей облачной платформы Yandex.Cloud. Социальная сеть «ВКонтакте» открыла представительство в 2020 году. В прошлом году на рынок Казахстана вышло B2B-подразделение компании «VK Цифровые технологии», в портфеле которой облачная платформа и другие функциональные IT-продукты для бизнеса. Один из самых высокотехнологичных банков России — Tinkoff - больше двух лет сотрудничал с казахстанскими разработчиками и сейчас открывает физический центр разработки в Алматы. Российская компания CSI — поставщик решений для автоматизации ретейла — за последние три года реализовала в Казахстане более 15 проектов, больше 1000 касс в стране работают под управлением кассовой системы Set Retail. Компания Utrace, которая занимается IT-решениями для маркировки продукции, работает в РК с 2021 года. Коммуникационное агентство iTrend уже несколько лет работает на рынке Казахстана, помогая международным и российским технологическим компаниям приходить в республику и развивать здесь IT-бренд. Этот список можно продолжать бесконечно.

Новый поток

Одной из крупнейших компаний, объявившей о релокации сотрудников в Казахстан после февраля 2022 года, стал сервис InDriver. Компания привлекла $1,23 млрд международных инвестиций, став единорогом в 2021 году. РК не является для стартапа новым местом — офис здесь работает уже 5 лет, причина релокации бизнеса — в желании развиваться на глобальном рынке. Со штаб-квартирой в России это становится проблематичным.

По таким же причинам работать в Казахстане хотят и менее известные стартапы и IT-компании. По данным международного технопарка Astana Hub, за последние месяцы поступило более 700 заявок на консультацию о ведении IT-бизнеса в Казахстане, принято 300 заявок на работу в технопарке, 70 компаний уже приступили к юридическому оформлению бизнеса в РК. При этом, по словам представителей Astana Hab, все последние годы технопарк вел целенаправленную работу по привлечению зарубежных стартапов и IT-компаний. И сейчас внешние факторы помогают в этой задаче.

В мае 2022 года в нескольких специализированных телеграм-каналах прошел опрос о планах российских IT-компаний развиваться в Казахстане. Выяснилось, что 22% компаний уже работают в РК — у них есть офисы, представительства, партнеры или заказчики. 18% компаний планируют открываться в ближайшее время.

С прицелом на мир

Внимание российских IT-компаний к Казахстану — явление не новое. Но сегодня они преследуют другие цели: не просто масштабироваться и найти новый рынок сбыта, а использовать нейтральную локацию для работы с другими странами. И это ключевой фактор, определяющих характер последствий массовой релокации на рынок РК. Эксперты находят в этом тренде существенно больше положительных моментов, чем рисков.

Так, большинство вновь прибывших рассматривают Казахстан в качестве штаб-квартиры для работы с глобальным рынком и не претендуют на долю локального «пирога». Они будут платить налоги в стране, но продавать свои решения планируют в другие страны.

Виталий Янко
Виталий Янко

Виталий Янко, управляющий партнер Softwarelead.pro, помогает компаниям развиваться на глобальном рынке. По его словам, сейчас действительно идет массовая релокация российского и белорусского бизнеса в Казахстан с прицелом на международный рынок, в первую очередь — Юго-Восточную Азию. 

«Казахстан в сложившейся геополитике оказался в очень перспективном положении государства-интерконнектора — между различными экономическими и политическими блоками, — отмечает CEO коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк. — Исторически обусловленные тесные связи с Россией, открытость для западных инвестиций и географическая близость к растущим азиатским экономикам создают здесь возможности для компаний, которые хотят развиваться на глобальных рынках. Казахстанское государство взяло курс на открытость и прозрачность, создание благоприятных условий ведения бизнеса, здесь несложно открыть компанию. При этом, действительно, сам по себе казахстанский рынок довольно небольшой, поэтому если IT-компаниям сюда приходить, то надо иметь планы развития как минимум на весь Центрально-Азиатский регион».

Павел Житнюк
Павел Житнюк

В то же время уровень зрелости казахстанского бизнеса вполне позволяет ему конкурировать не только на собственном рынке, но и на международном. По словам Виталия Янко, за последние 5-7 лет стал очевиден запрос со стороны казахстанского бизнеса на продвижение в России и англоязычных странах.

«Есть перспективные стартапы из Казахстана, которые обладают своей технологией и успешно развиваются на мировых рынках. Они предлагают образовательные технологии, интегрированные решения контроля и безопасности и многое другое. В 2020-2021 годах казахстанские стартапы активно выходили на рынок России», — говорит Виталий Янко.

«Россия, в свою очередь, может стать интересным рынком для казахстанских ИТ, — соглашается Павел Житнюк. — Там сейчас открылись многие ниши в связи с уходом западных вендоров — например, один только рынок кибербезопасности эксперты оценивают в 150 млрд руб. Сейчас нужно замещать ушедшие решения, причем делать это в ускоренном темпе и на самых современных платформах. Казахстанским IT-компаниям играет на руку их культурная и языковая близость с Россией, достаточно высокий уровень подготовки IT-специалистов».

IT-хантинг

Усиление конкуренции за IT-кадры — еще одно последствие прихода на казахстанский рынок компаний из соседних стран. И оно действительно обосновано: предприниматели перевезли в Казахстан часть команды, но развитие бизнеса потребует новых специалистов, и нанимать их будут уже здесь. При этом местные компании жалуются на острый дефицит IT-специалистов не первый год. Программа подготовки кадров «зашита» в государственную программу «Цифровой Казахстан».

Адмет Акхтер
Адмет Акхтер

Одной из причин дефицита технических кадров является утечка «мозгов» за границу, в первую очередь в Россию. Логично, что теперь этот процесс замедлится: перспективы карьерного развития на российском IT-рынке сегодня довольно туманны. А появление в Казахстане глобально ориентированных высокотехнологичных компаний — привлекательных работодателей — также заставит айтишников пересмотреть свои планы. А они были довольно пессимистичны: в 2020 году 80% технических специалистов планировали покинуть Казахстан в перспективе 5 лет.

Ситуация и здесь выглядит вполне оптимистично: работодатели, к которым уезжали казахстанские «умы», теперь сами едут в Казахстан. И еще один плюс: перенимая опыт и стандарты глобально ориентированных компаний, местные специалисты смогут на территории своей страны создавать продвинутые решения и разрабатывать «недостающие» технологии.

«Компании с развитыми бизнес-процессами откроют тут филиалы и через них начнет проходить кадровый поток. Люди получат хороший опыт, который, возможно, останется на рынке Казахстана, и работа в таких компаниях будет плюсом при найме у местных бизнесов», — считает Адмет Акхтер, CEO казахстанских компаний Akhter Studios и NDFS.

Драйвер внутреннего рынка

Несмотря на то что массовая релокация связана с желанием сохранить иностранных заказчиков, ряду компаний из России и Беларуси интересен внутренний рынок Казахстана. Основными его преимуществами называют отсутствие языковых барьеров, схожесть законодательства и ключевых тенденций.

Алексей Анкудинов
Алексей Анкудинов

«Как правило, заказчики знают, чего они хотят, всегда можно найти общий язык и добиться результата для бизнеса, — говорит Алексей Анкудинов, директор по продуктам Set компании CSI. — В ряде аспектов рынок Казахстана даже опережает рынок РФ. Например, в части QR-платежей. Есть уверенность, что в 2022 году динамика роста розничного рынка Казахстана будет опережать российскую».

Развитие регуляторного законодательства привлекает поставщиков отраслевых решений. «Наравне с другими членами Евразийского экономического союза, Казахстан придерживается Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. В стране планируется введение обязательной маркировки более десяти товарных групп до 2025 года. Поэтому мы видим большие перспективы для развития на этом рынке», — объясняет решение компании о выходе на казахстанский рынок Арыстанбек Джолдасбеков, директор представительства Utrace в Казахстане и Центральной Азии.

Арыстанбек Джолдасбеков
Арыстанбек Джолдасбеков

Большое окно возможностей для IT-бизнеса видит в Казахстане Мария Григорьева, управляющий директор Accenture в России и Казахстане (бизнес в России и Казахстане передан российской команде в мае 2022). Компания занимается консалтингом и интеграцией.

Среди особенностей рынка, которые стоит учитывать при развитии бизнеса в Казахстане, она отметила долгий цикл согласования проектов и потребность в усилении методологического образования. Для полноценного вовлечения в рынок важно локальное присутствие. Физический офис Accenture в Алматы был открыт еще в 2019 году, когда компания имела международные корни.

«Казахстанский IT-рынок будет расти, ускорятся процессы автоматизации бизнеса, — говорит Мария Григорьева. — Компании с локальным присутствием смогут продолжить использование технологий и решений международных вендоров, которые по тем или иным причинам ограничили работу в России и Беларуси».

Мария Григорьева
Мария Григорьева

Адмет Акхтер существенного влияния массовой релокации IT-компаний в своей нише (разработка цифровых продуктов под ключ) пока не видит. Но заметно активное продвижение биздева из России (business development — исследование новых рынков).

«InDriver и Tinkoff открывают здесь офисы, но пока массового присутствия не наблюдаю. Видимо, идет набор кадров и релокация существующих. Эффект будет заметен через 3-4 месяца», — говорит Адмет Акхтер. По его мнению, приход конкурентов из соседних стран оздоровит конкуренцию — пока не у всех казахстанских компаний есть мотивация исполнять услуги на должном уровне.

Сервис для IT

Взросление рынка и усиление конкуренции становится драйвером развития сервисных услуг для IT-компаний. Фаундеры агентства iTrend, до этого помогавшие российским и международным компаниям продвигаться на казахстанском рынке, планируют начать работу и с местными игроками. CEO iTrend Павел Житнюк считает, что tech-рынок Казахстана уже достаточно зрелый, у локальных компаний появляется запрос на публичность, присутствие в digital-среде, выстраивание репутации — главным образом для экспансии на международном рынке.

«Мы не увидели на рынке Казахстана, чтобы кто-то профессионально оказывал PR-услуги именно для IT-бизнеса, глубоко разбираясь в специфике технологий, что крайне важно для экспертного продвижения сложных IT-услуг и продуктов. При этом запрос от рынка на это есть. Поэтому приняли решение развивать свой бизнес здесь», — говорит эксперт.

Риски — это возможности

Приход российских и белорусских компаний в Казахстан станет драйвером для развития внутреннего IT-рынка — появится стимул для совершенствования корпоративных стандартов и условий труда специалистов, освоения новых ниш и создания продвинутых цифровых сервисов, разработки маркетинговых стратегий и более вдумчивого PR-продвижения. Казахстан становится технологическим центром Средней Азии, местом притяжения IT-специалистов и инновационных компаний. И есть все возможности для того, чтобы извлечь из этого выгоду для бизнеса и экономики.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9519 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить