Бюджет РК на 2018-2020: устоять перед натиском квазигоссектора

Проект бюджета РК на ближайшие три года поступил на рассмотрение в мажилис. Директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев проанализировал документ

Рахим Ошакбаев.
Фото: Андрей Лунин
Рахим Ошакбаев.

Первое впечатление - позитивное. Экономический блок правительства, придерживаясь ранее озвученных заявлений, наконец-то разработал консервативный проект бюджета. На 2018 трансферт из Нацфонда снижен до 2,6 трлн тенге (в 2017 – 4,4 трлн!), дефицит бюджета сокращен до 1,1% ВВП.

Уверен, что разработчики будут указывать на сокращение бюджетных расходов по сравнению с 2017 как на большое достижение и свидетельство ответственной и сбалансированной бюджетной политики. Но напомним, что из бюджета 2017 года профинансированы банки на целых 2,1 трлн тенге (к слову, это четырехлетний республиканский бюджет Министерства образования).

Так вот, если не учитывать эти 2,1 трлн тенге на помощь банкам (как некую разовую и чрезвычайную меру), то расходы республиканского бюджета продолжат расти. В 2018 - на 5,4%, а в общем за три года – на 12,5%.

Основные статьи, по которым в 2018 выделят больше денег, чем в 2017:

- соцзащита и соцобеспечение +475 млрд тенге;

- обслуживание долга +116 млрд тенге;

- оборона +105 млрд тенге;

- субвенции регионам +76 млрд тенге;

- здравоохранение +34 млрд тенге.

Неприятно удивляют суммы, планируемые на обслуживание государственного долга. Если в 2017 на обслуживание долга в бюджете заложено 474 млрд тенге (это 1 бюджет образования). То в 2018 эта сумма вырастет до 600 млрд тенге, а к 2020 достигнет 705 млрд тенге (это уже 1,5 бюджета образования).

Такие огромные расходы по долгам стали возможными «благодаря» во многом малоосмысленным внешним займам, в том числе от Всемирного банка, и в том числе таким малоосмысленным займам как проект «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» Минздрава. Хотелось бы, чтобы тема эффективности использования займов от международных финорганизаций, которые они нам можно сказать «впихивают», стало хоть когда-нибудь бы темой отдельных парламентских слушаний.

Из позитива - внушает небольшой оптимизм долгожданное сокращение расходов на квазигоссектор через бюджетные кредиты и вливания в уставный капитал. В любом случае сумма расходов на квазигоссектор остается очень немаленькой – 208 млрд тенге.

НУХ «Байтерек» будет прокредитован на 52 млрд тенге. Это опять ГПИИР и, конечно, 17 млрд тенге на вагоны «Тулпар-Тальго».

Еще одна цифра – 34 млрд тенге. Во столько обойдется бюджету реконструкция выставочного комплекса ЭКСПО и содержание новой «криптодолины», или МФЦА.

В любом случае, нельзя не отметить движение к более сбалансированному бюджету и сбережению Нацфонда.

Однако нельзя забывать о способностях квазигоссектора и отраслевых лоббистов придумывать обоснования к новым статьям расходов бюджета и целевых трансфертов Нацфонда с известной риторикой в стиле «нужно стимулировать экономику» или «мы слишком системообразующие, чтобы дать нам дефолтнуться».

Мы в Центре прикладных исследований «Талап» даже поспорили с ребятами: я поставил на то, что с бюджетом повторится такая же история как в 2016-2017, когда в 2016 приняли консервативный бюджет с дефицитом в 1,5%, но правительство уже в феврале 2017 принесло в парламент новый бюджет с целевым трансфертом для банков +2,1 трлн и дефицитом уже 3,4% к ВВП, полностью дезавуировав публичные обещания своих министров о бюджетной сбалансированности.

Поэтому основной вопрос: насколько останутся стабильными такие сбалансированные бюджетные параметры? До первого уточнения бюджета в новом году? Очень надеемся, что Минэк и Минфин смогут хоть немного устоять перед натиском квазигоссектора и отраслевых лоббистов.

Почему важна ответственная и сбалансированная бюджетная политика - тема отдельной большой публичной дискуссии, которую мы пытаемся поддерживать уже давно.

Напомню, что сокращение бюджетных расходов и бюджетный маневр наш центр «Талап» начал публично предлагать еще в июне 2016 на площадке клуба «Аспандау» (спасибо Канату Нурову). Под маневром мы предлагали существенно сократить финансирование квазигоссектора и поддержку предпринимательства и за счет этого сокращения значительно увеличить расходы на образование и человеческий капитал и сократить дефицит бюджета.

Ссылка на проект республиканского бюджета 2018-2020.

Ссылка на досье на проекта республиканского бюджета 2018-2020.

Источник: страница Рахима Ошакбаева в Facebook. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


директор Центра прикладных исследований «Талап»

 

Статистика

2616
просмотров
 
 
Загрузка...