Полный заряд

19370

Как «Кайнар-АКБ» собирается повысить напряжение на российском рынке автомобильных аккумуляторов

Фото: Андрей Лунин

«До распада СССР в стране было шесть аккумуляторных заводов, один из них находился в Казахстане. Талдыкорганским предприятием руководил мой отец Куаныш Ажмаганбетов, – рассказывает нынешний директор завода Серикбай Ажмаганбетов. – Сегодня из шести «красных» директоров советских времен продолжают оставаться у руля только мой отец и глава Тюменского аккумуляторного Александр Кореляков».
Куаныш Мадиевич является председателем наблюдательного совета «Кайнар-АКБ», а его сын занимается оперативным управлением. Всего у Ажмаганбетова-старшего трое детей. Директором Серикбай стал чуть меньше года назад – до него этот пост занимал младший брат, Ербол.

Беседа проходит за кофейным столиком в гостинице Intercontinental в Алматы, куда Серикбай Ажмаганбетов приехал представлять отца в финале национальной части международного конкурса «Предприниматель года» (EY Entrepreneur of the year). В итоге тот побеждает в номинации «Долгосрочный вклад в развитие отрасли».
Собеседник вспоминает, как его семья развивала и строила аккумуляторный бизнес, ставший крупнейшим в СНГ. На рынке завод сегодня представлен несколькими брендами, в том числе Bars, Unikum и другими. За прошлый год компания произвела и продала автомобильных аккумуляторов примерно на 15 млрд тенге, притом что казахстанский рынок в целом оценивается в 17 млрд тенге – основная часть автомобильных батарей ушла на экспорт в Россию.

Ожидания касательно 2015 года не самые радужные, но они ведут активные многосторонние переговоры о том, чтобы лимитировать поставки иностранных аккумуляторов в Казахстан. Речь идет о фиксированном объеме импорта аккумуляторов для производителей РФ. Несмотря на сложную ситуацию, «Кайнар-АКБ» планирует выпуск новых моделей батарей не только для автомобилей, но и для нужд КТЖ, «Казахтелекома», рынков дальнего зарубежья.

Модернизация кредитом

Четыре года назад на последнюю модернизацию завода «Кайнар-АКБ» получил крупный инвестиционный кредит от Сбербанка в размере $20 млн. «Затем было рефинансирование в ВТБ Банке, и после августа 2013 года мы вернулись обратно в Сбер, – делится с Forbes Kazakhstan кредитной историей завода Серикбай Ажмаганбетов. – Мы до последнего времени обслуживались в казахстанских банках. Просто российские дали более привлекательные условия по заемным средствам».

Предприятие было модернизировано по всем основным производствам. Помимо заемных средств был также получен государственный грант, который потратили на приобретение технологии по переработке бывших в употреблении аккумуляторов итальянского производителя Engitec Technologies. Грант предоставило Национальное агентство по техническому развитию (НАТР).

Заемные же средства были инвестированы в литейное и пастонамазочное производство, а также в формировочный и сборочный цеха. В итоге на заводе сейчас полный цикл по выпуску аккумуляторов. Имеется свой цех по изготовлению пластмассовых изделий, где отливаются моноблоки и все детали, необходимые для аккумуляторных корпусов. «В «литейке» – итальянское и американское оборудование, в «намазке» – тоже. В «формировке» стоит немецкое, итальянское и китайское – оно у нас хорошее, фирменное», – улыбаясь перечисляет бизнесмен.

Линии производств собирались как конструктор, потому что полный цикл от производителя из США оказался слишком дорогим.

Основное сырье, необходимое для выпуска аккумуляторов, это свинец, полипропилен и пластмасса. Свинец компания покупает в Казахстане у «Казцинка», а полипропилен и пластмассу – в Китае и Корее. До февральской девальвации тенге полипропилен брали в Венгрии, но дорогой евро сделал эти поставки невыгодными. «Сейчас мы нашли новых поставщиков в России – там дешевле. Но будем смотреть, как их сырье будет себя вести», – добавляет Ажмаганбетов.

Фото из архива пресс-службы

Трансформация розницы

Придя на должность директора, он первым делом изменил подход к дистрибуции. «До последнего времени роль дистрибьюторов по Казахстану выполняли наши филиалы. Для этого открывались юридические лица, которые присутствовали в каждом областном центре. Соответственно, мы содержали руководителей, менеджеров по продажам, – говорит Ажмаганбетов. – Где у предприятия не было своей территории, недвижимости – приходилось арендовать».

С формированием новой команды, чтобы сократить издержки и затраты, завод ушел от содержания филиалов к хозрасчету или, как сейчас принято говорить, передал их на аутсорсинг. Предприятие избавилось от определенной части расходов. А бывшие сотрудники, которые имели достаточный опыт работы и занимались не только заводской продукцией, с удовольствием перешли на самостоятельные рельсы.

Филиалы остались только в Алматы и Астане, так как там есть своя база, офисы, складские помещения.
По оценке собеседника, сегодня доля завода на казахстанском рынке автомобильных аккумуляторов составляет порядка 35 %, на российском – от 5 до 7 %. Объем рынка РФ составляет около 12 млн аккумуляторов в год, из них от 6 до 6,5 млн покрывают местные производители, остальное импортируется.

В прошлом году «Кайнар-АКБ» произвел и продал 1,5 млн аккумуляторов. Около 400 тыс. из них было продано в Казахстане, 100 тыс. – в странах Центральной Азии и около 1 млн штук – в России.
Дистрибуцией продукции в России занимается компания Virbac. Большая часть покупателей кайнаровской продукции – рядовые автолюбители, помимо этого, у компании есть контракты с автопроизводителями. «Сейчас мы работаем только с «БелАЗом». Раньше был и «Кам­АЗ», но они сменили поставщика», – говорит Ажмаганбетов.

Попытка выйти на казахстанских автопроизводителей не увенчалась успехом. Местные сборщики машин в такой ситуации сами ничего не решают. Они зависимы от владельцев бренда, ведь заводы-изготовители присылают в Казахстан на отверточную сборку готовые машинокомплекты. Соответственно, нет смысла брать дополнительные комплектующие. «Но есть законодательство, которое со временем этих производителей обяжет к повышению локализации. Когда они построят в Казахстане завод по полному циклу, тогда должны будут покупать комплектующие у местных поставщиков. То, что произошло в России, со временем придет и к нам. Российское правительство дало большие льготы мировым автопроизводителям лишь затем, чтобы те построили заводы полного цикла производства», – уверен бизнесмен.

Фото из архива пресс-службы

Планы на падении

Из-за девальвации рубля у «Кайнар-АКБ» возникла проблема, потому как основная часть – более 60 % – продукции экспортируется в Россию. Кайнаровские аккумуляторы стали менее конкурентоспособными по цене, и их перестали покупать: разница сейчас составляет в среднем 10–15 %. При этом на внутреннем рынке складывается аналогичная ситуация.

«Кайнар-АКБ» в основном представлен в бюджетном ценовом сегменте рынка. Всего их Ажмаганбетов выделяет три: кроме бюджетного это средний и премиум-сегменты. С учетом целевой аудитории основными конкурентами предприятия выступают российские заводы. В низшем сегменте представлено больше всего производителей и, соответственно, самая высокая конкуренция. Однако там и самая большая доля рынка – до 65 %. Такая сегментация характерна и для Казахстана, и для России.

Отечественные автопроизводители в феврале 2015 года пытались пролоббировать запрет на ввоз российских автомобилей, но эта затея провалилась. Подобные мысли возникали у многих казахстанских компаний разных отраслей. «Запрета как такового мы добиться не сможем, так как сейчас находимся в Едином экономическом союзе. Поэтому договорились с властями РК и РФ ввести лимиты на ввоз, – поясняет собеседник. – Посмотрели статистику, посчитали, сколько завезли россияне за 2014 год, и ровно такое же количество квотировали на этот год».

Уже начата работа по контролю ввоза автомобильных аккумуляторов из России. По данным Ажмаганбетова, россияне в прошлом году экспортировали в Казахстан около 360 тыс. единиц.

«С начала 2008 года у нас был постоянный рост объемов производства, пик пришелся на 2014-й, – говорит бизнесмен. – Что будет в нынешнем году, до конца не ясно, по нашим самым пессимистичным прогнозам, объемы нашего производства могут существенно сократиться».

Для наглядности он приводит производственные показатели завода: за ноябрь 2014 года произведено около 200 тыс. аккумуляторов. В декабре этот показатель снизился до 165 тыс. В январе и феврале 2015 года предприятие простаивало из-за резкой девальвации рубля и вызванного этим отсутствия спроса. В марте же планируется собрать 40–50 тыс. штук. В целом за год намечено изготовить более
1 млн аккумуляторов.

Премиальный вызов

У «Кайнар-АКБ» есть планы по заходу в премиальный сегмент автомобильных аккумуляторов. Однако ввиду ограниченного потенциала для роста на казахстанском рынке это может оказаться нерентабельным.

По подсчетам, данный сегмент у нас занимает максимум 10 % рынка. Он в основном представлен фирменными авто- и сервис-центрами. А на вторичном рынке дорогие аккумуляторы продают в небольшом объеме. Другое дело российский рынок, к выходу на который предприятие подталкивает спрос со стороны партнеров, у которых уже есть аналогичный опыт работы с украинскими предприятиями. В перспективе, уверен Ажмаганбетов, в Талдыкоргане будут производиться аккумуляторы премиум-класса и только на экспорт.
Для этих целей ТОО «Кайнар-АКБ» привлекло иностранную компанию, которая занимается техническим консалтингом в области аккумуляторного производства. Этот же консультант помог украинской Megatex постепенно войти в премиум-сегмент на международных рынках под брендом Аmega.

«Чтобы попасть в премиальный сегмент, нужно провести определенную работу в плане организации труда, чтобы сотрудники должным образом относились к процессам контроля качества, – рассказывает директор, добавляя: – Важно не только надеть белый халат на работника, но и сделать так, чтобы он оставался чистым».

При регулярном повышении объемов производства нужно успевать следить за качеством. По сведениям Ажмаганбетова, если сравнить производителей стран бывшего СССР, то больше, чем «Кайнар-АКБ», изготавливали только на Украине, где на один завод приходилось по 2–3 млн аккумуляторов в год. Тогда как в России ни одно предприятие не выпускает больше 1 млн штук.

Говоря о планах, бизнесмен подчеркивает, что «Кайнар-АКБ» не собирается зацикливаться только на автомобильных батареях. Им интересны, например, аккумуляторы для поездов и стационарные аккумуляторы для оборудования телекоммуникационной и энергетической отраслей, которые планируется производить в будущем.

«Мы недавно были в Южной Корее и нашли общий язык с фирмой, которая поможет нам с изготовлением такой продукции. Для этого заводу потребуются небольшие вложения, в пределах $1 млн, на дополнительное оборудование», – прикидывает Ажмаганбетов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить