Как Китай производит машины, которые потом продаёт Казахстану

33128

Локализация производства на многие модели в Поднебесной достигает 100%

Типичный Чунцин
Типичный Чунцин
ФОТО: © Виктор Бурдин

Этот город самый… город на Земле

Возможно, вы никогда не слышали о китайском городе Чунцине. Однако это — один из самых больших городов не только Китая, но и мира: его население вместе с агломерацией составляет 32 миллиона человек — в полтора раза больше, чем во всем Казахстане! Чунцин — один из четырех китайских муниципалитетов центрального подчинения и крупнейший промышленных хаб — опять же — не только Китая, но и мира!

По итогам 2022 года валовый региональный продукт Чунцина составил $422 млрд (2,9 трлн юаней), и это несмотря на жесткие карантинные меры. Для сравнения: ВВП всего нефтедобывающего Казахстана в 2023 году составил $220 млрд.

Как один китайских город смог добиться таких потрясающих финансовых показателей, не добывая ничего из недр? Секрета никакого нет: здесь сосредоточено огромное количество промышленных предприятий в сфере химии, машиностроения, электроники и металлургии. Здесь производят аккумуляторы, интегральные схемы, биофармацевтические препараты, медоборудование, авиаракетную технику. Активно тут развивается и IT-сектор: согласно плану города, к 2027 году количество высокотехнологичных предприятий здесь должно превысить 12800 компаний. Но больше всего в мире Чунцин известен как крупнейший центр по производству автомобилей и компонентов в Китае. В общем, накопленная экспертиза зашкаливает.

Одна из самых известных достопримечательностей Чунцина - метро, проезжающее скозь жилой дом
Одна из самых известных достопримечательностей Чунцина - метро, проходящее сквозь жилой дом
ФОТО: © Depositphotos/ymgerman

«А они в резиновых перчатках играют»

Видя все эти рекорды и цифры, вы, возможно, представляете себе метрополис с гигантскими фабриками в каменных джунглях, коптящие небо промышленные трубы и вечный смог от огромного числа автомобилей на дорогах. Однако Чунцин совершенно иной: расположенный на множестве холмов, пересекаемый несколькими реками (одна из них - самая длинная и многоводная река Евразии — Янцзы), город буквально утопает в зелени. Конечно, здесь есть множество небоскребов, в том числе жилых, но все они достаточно гармонично сочетаются с просторами города, холмами и зеленью. Складывается ощущение, что мегаполис очень хорошо проветривается, отчего дышится здесь легко.

Панорама Чунцыня
Панорама Чунцина
ФОТО: © Depositphotos/4045qd

Свой вклад в чистоту воздуха Чунцина вносит и электротранспорт. Его очень легко идентифицировать: машины с двигателями внутреннего сгорания имеют синие номера, а гибриды и «электрички» - зеленые. Так вот, машин с зелеными номерами в городе великое множество, и, судя по всему, через несколько лет они будут доминировать. В Поднебесной сейчас настоящий бум электрокаров, и причин тому несколько. Во-первых, до недавнего времени правительство страны предлагало автовладельцам субсидии, размер которых различался в зависимости от емкости батареи и в среднем равнялся примерно $2095. Во-вторых, владельцам электрокаров автомобильные номера выдают бесплатно, тогда как в мегаполисах Китая для борьбы с пробками внедрили практику продажи номерных знаков на аукционах. Стоят они немало — например, в Шанхае средняя цена на номер составляет около $12 тыс. В-третьих, в крупных городах Поднебесной машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать на дороги лишь по определенным дням, а электрокарам разрешили ездить без ограничений. В-четвертых, если литр бензина в Китае стоит около доллара, то полностью зарядить электрокар даже на платной «заправке» обойдется всего в два доллара. С электричеством проблем нет — в стране много гор и рек, что позволило активно развить гидроэнергетику. А там, где нет ГЭС, китайцы построили АЭС.

Avatr в Чунцине
Avatr в Чунцине
ФОТО: © Виктор Бурдин

Вот так всего за несколько лет десятки миллионов китайцев пересели на электрические авто.

Конечно, машины с ДВС здесь еще доминируют, но процесс «электрификации» уже не остановить: в 2022 году в Китае потребители купили 59% электромобилей, произведенных в мире, — всего 5,9 млн штук. И это 29% всех легковых автомобилей, проданных за год в стране. Так жители Поднебесной уже доказали всему миру, что на электричестве можно не только «играть», но и «ездить».

Сокровище партии

Впрочем, машины с двигателями внутреннего сгорания будут пользоваться спросом еще долго — пока они в целом дешевле и удобнее — по крайней мере, в тех странах, где мало населения, много территории и нет соответствующей инфраструктуры. Одна из таких стран — Казахстан. И хотя за 2022 год число зарегистрированных электромобилей в Казахстане выросло втрое, в абсолютных цифрах это унылый показатель: «электричек» было 631 на всю страну, а через год стало 1900 штук.

Впрочем, что-то быстро мы сменили географию… Вернемся в Чунцин, который также считается столицей автомобильного бренда Changan. Из 33 заводов Changan, рассредоточенных по всему миру, 10 автозаводов, головной Research & Development центр, а также комплексный испытательный полигон площадью в 2 млн кв. м находятся здесь. Эта автомобилестроительная компания входит не только в тройку крупнейших производителей в Китае, но в топ-10 мирового рейтинга: в последние годы она производит и продает около 2,3 млн автомобилей в год. К 2030 году Changan намерен увеличить свой вклад в мировой автопром до 5 млн автомобилей в год, а также нарастить свой экспорт до 1,2 млн автомобилей.

В Казахстан бренд Changan пришел не так давно — в сентябре 2022 года компания «Астана Моторс» начала официально представлять бренд на нашем рынке. В минувшем году в страну уже поступило около 700 машин Changan, а планы на 2023 год — продать в Казахстане 8000 авто.

Любопытный факт: компании Changan 161 год, машины она делает с 1959 года, и сегодня это, по сути, государственная компания, контролируемая правительством страны (читайте — Компартией). Это сложно представить в постсоветском Казахстане сегодня, однако госкомпания выпускает одни из лучших современных автомобилей на рынке. Чего только стоит ее дерзкий суббренд Avatr!

Avatr 11 а тест-драйве
Avatr 11 на тест-драйве
ФОТО: © Виктор Бурдин

Автору этих строк в июне 2023 года удалось побывать на заводе, в Research&Development центре и полигоне Changan в Чунцине. Там наши местные гиды — сотрудники компании рассказывали: в Китае государственное считается самым лучшим. Лучшая медицина, лучшие образование, лучшее производство — государственное. Соответственно, и зарплаты в госсекторе выше. Проверить эти заявления, будучи иностранным туристом, в Китае сложно, поэтому на правах вежливых гостей соглашаемся поверить на слово приглашающей стороне.

В чем одно из главных отличий владения компанией государством? Капиталист забирает чистую прибыль фирмы себе, а госкомпании Китая часть заработанного распределяют сотрудникам в виде премий. А распределять есть что и на кого, по крайней мере в Changan Automobile Group: тут работает более 40 тысяч человек, а по итогам 2021 года (самые свежие данные в нашем распоряжении) компания заработала $435 млн чистой прибыли.

Другая часть прибыли инвестируется в исследования и разработку новых автомобилей и технологий. Ежегодные расходы компании на R&D составляют $1-1,5, или 5% выручки всего концерна. К слову, головной R&D-центр также находится в Чунцине, под его управлением целая сеть из 16 инновационных институтов и технологических центров, расположенных в Италии, Японии, Англии, США, Германии и в самом Китае. Сегодня фокус большинства разработок и исследований направлен на системы автопилотирования и «зеленые» технологии, включая альтернативные источники энергии для автомобилей.

Собственный комплексный испытательный полигон Dianjiang Test Ground Changan расположен под Чунцином. На момент запуска в 2013 году он считался крупнейшей испытательной площадкой во всем азиатском регионе, на сегодня он по-прежнему крупнейший, но только в масштабах западного Китая. Здесь все разрабатываемые компанией автомобили прячутся под камуфляжем и испытываются на управляемость и надежность. Полигон Changan насчитывает 14 трасс и более 70 видов различного покрытия, его площадь составляет 2 млн кв.м.

По словам специалистов, до старта серийного производства каждая модель проходит более 12 тыс. испытаний в лабораториях R&D-центров и набирает суммарный пробег порядка 4 млн км.

Вкалывают роботы

У Changan в Чунцине завод по производству моделей UNI-Vи CS55PLUS, состоящий из четырех цехов, — новый, образцовый, с высоким уровнем автоматизации. Начали его строить в 2015 году, а в эксплуатацию ввели в 2017-м. Рождение машины здесь начинается с цеха штамповки деталей кузова. Далее он попадает в цех сварки — и это особая гордость завода. Уровень автоматизации здесь аж 90%! 494 робота в две смены, днем и ночью занимаются сваркой кузовов. Извините, люди, но так быстрее и надежней. В каждом кузове — 3 тысячи сварочных точек, которые робот должен зафиксировать. И делается это здесь быстро: цех выпускает 55 будущих авто в час.

Сварка кузова роботами
Сварка кузова роботами
ФОТО: © Depositphotos/ChinaImages

Потом кузов перемещают в цех покраски и далее - в финальный сборочный цех. В сборочном цеху действуют четыре линии: по сборке интерьера, внутренних элементов кузова, сборки шасси и финальной проверки качества готового автомобиля. Конвейер здесь движется медленно, но без остановки, передавая собираемый автомобиль от специалиста к специалисту. Уровень автоматизации здесь уже поменьше, чем на сварке, хотя тоже достаточно много — 37%. Тут, например, полностью автоматизированно ездят маленькие вагонетки с прицепом, доставляя детали в разные части цеха.

На заводе Changan
На заводе Changan
ФОТО: © Виктор Бурдин

В целом полный цикл производства автомобиля — сварка, сборка, проверка качества — занимает 2,5 дня. При этом, как рассказывают сотрудники компании, уровень локализации на некоторые модели достигает 100%. Импортные запчасти есть преимущественно в дорогих моделях, и, как правило, это японские коробки передач.

ФОТО: архив пресс-службы

На этом заводе автомобильный гигант производит от 240 тысяч до 360 тысяч автомобилей в год, в гибридной версии и с двигателем внутреннего сгорания. Модели UNI-V и CS55PLUS с ДВС идут и на экспорт, в том числе в Казахстан.

ФОТО: © Виктор Бурдин

От вашего стола к нашему

Впрочем, скоро производство Changan будет и в Казахстане. 15 ноября 2022 года президент Казахстана дал старт строительству завода в Индустриальный зоне Алматы. Его возводит «Астана Моторс», и завод этот будет мультибрендовым — тут будут производить мелкоузловым методом Changan и еще два других китайских бренда. В планах Changan производство трех популярных моделей с маркировкой Made in Kazakhstan – Alsvin, CS35PLUS, CS55PLUS. Это пока не электрокары, по крайней мере на первый порах. Хотя… «Особое внимание мы уделили срокам вывода на рынок доступных моделей стоимостью около 8-9 млн тенге – сейчас этот ценовой сегмент особенно востребован в Казахстане», - заявлял недавно владелец «Астана Моторс» Нурлан Смагулов.

Проект завода в Казахстане сделан с прицелом на будущее: за 2022 год мировые продажи автомобилей составили 81 млн штук, из них китайских - 32,8%, хотя годом ранее это было 31,5%. В 2022-м на казахстанском рынке продали 123,5 тыс. новых автомобилей, из них китайских – 9,5%. По прогнозам Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР), доля китайских брендов в совокупных продажах новых автомобилей в Казахстане может достигнуть отметки 15% к концу 2023 года. И будет расти. Это произойдет за счет расширения модельного ряда, сокращенного предложения автомобилей европейских, корейских и японских брендов. Плюс китайские автомобили с каждым годом становятся все качественнее и надежнее, ну а технологически многие из них давно обогнали мировых конкурентов. А это значит: все больше растет вероятность, что ваш следующий автомобиль будет китайским.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить