Загадка на колесах: почему на электропикапы Tesla может не найтись покупателей

18788

В июле 2023 года Tesla запустила производство Cybertruck и показала первый серийный экземпляр долгожданного электропикапа

Фото: © tesla.com

То, как Илон Маск видел будущее Tesla в манифесте 2006 года, еще до того, как стал генеральным директором и единоличным руководителем компании, вызывало среди экоактивистов неподдельный трепет: идея заключалась в том, чтобы бороться с углеродным загрязнением при помощи электротранспорта, начиная с недешевого спортивного автомобиля с откидным верхом и заканчивая более доступными семейными моделями, которые в идеале будут питаться энергией солнца. 17 лет спустя крупногабаритный и громоздкий Cybertruck, продажи которого должны начаться в ближайшие недели, не имеет ничего общего с климатическим кризисом, пишет Forbes Russia. 

«Cybertruck построен с кузовом, рассчитанным на максимальную прочность и защиту пассажиров, ― говорится на сайте компании. ― Начиная с почти непроницаемого экзоскелета, каждый компонент спроектирован с расчетом на повышенную мощность и износостойкость: от сверхжесткой несущей обшивки из холоднокатаной нержавеющей стали 30X до бронестекла Tesla». В компании также заявляют, что тяжелый электромобиль в состоянии «тянуть за собой почти бесконечную массу». Эд Ким, президент отраслевого аналитического агентства AutoPacific, в этом очень сомневается: «Конечно же, ни одному транспортному средству, даже тягачу восьмого класса, передвигать бесконечную массу не под силу».

Никаких упоминаний о пользе для окружающей среды на сайте нет, а еще ― никаких подробностей о старте продаж Cybertruck, его цене, весе и дальности хода на одном заряде. «Это не маленькая машина», ― сказал Маск на недавней телефонной конференции, пообещав, что в продажу пикап поступит в текущем году. Кроме того, миллиардер отметил, что спрос на него «такой большой, что не видно конца и края», но подробностей раскрывать не стал. В Tesla на просьбу дать комментарий не ответили.

Также в Tesla молчат и о количестве людей, заплативших $100 за то, чтобы зарезервировать новинку, хотя на фанатских сайтах говорят, что таких с момента анонса в ноябре 2019 года (тогда директор по дизайну Франц фон Хольцхаузен к стыду компании разбил тяжелыми металлическими шарами якобы неразбиваемое бронестекло) набралось уже свыше 1,5 млн человек. Насколько электромобиль окажется востребованным — непонятно, но одно можно сказать наверняка: экоактивисты его ненавидят.

«Безграмотность проектирования, поразившая электромобили Hummer, не пощадила и Cybertruck, ― утверждает Дэн Бекер, директор кампании за безопасный климат в сфере транспорта при Центре биологического разнообразия (Center for Biological Diversity). ― Я не из тех, кому не терпится его увидеть. Честно говоря, я был бы рад, если бы он не появлялся вообще».

Стремление ветреного миллиардера выпускать пикапы больше продиктовано не любовью к экологии, а финансовыми показателями: на транспортные средства для промышленных перевозок приходится крупнейший и самый прибыльный сектор американского автомобильного рынка. В прошлом году американцы приобрели около 2 млн пикапов по средней цене $59 000. Поэтому, если Tesla продаст по меньшей мере 100 000 единиц Cybertruck при ценнике не ниже $60 000 за штуку, в виде дополнительной годовой выручки компания сможет заработать более $6 млрд ― если, конечно, продаст, но в такое верится с большим трудом.

На поддержку экоактивистов Маск мог бы рассчитывать, просто предложив покупателю большой пикап, питающийся от электричества, а не от бензина и дизеля, выбрасывающих в атмосферу углерод. Исследователи Аргоннской национальной лаборатории, разработавшие методику оценки энергоемкости транспортного средства и объема углеродных выбросов в течение срока его эксплуатации, заявляют, что в первые несколько десятков тысяч километров пробега даже электромобиль массой более 3,6 т с огромной аккумуляторной батареей может наносить планете меньше вреда, нежели грузовик аналогичных габаритов с двигателем на ископаемом топливе — все потому, что на одном литре традиционные пикапы обычно преодолевают 6,8–7,2 км.

Тем не менее колоссальные объемы энергии, алюминия и добытого сырья, необходимого для сборки одного экземпляра Cybertruck, по всей вероятности, противоречат давним принципам Маска по сохранению климата. И пусть ископаемое сырье в аккумуляторах помогает избавиться от выхлопных газов, добыча этих материалов наносит ущерб как природе, когда отходами производства и химикатами загрязняются грунтовые воды, так и людям, например когда на кобальтовых шахтах в Конго применяется детский труд.

«С точки зрения климата мне трудно радоваться [выходу Cybertruck]. Польза от него в лучшем случае весьма непонятная, так как иначе некоторые покупатели выбрали бы варианты с более скромными габаритами», ― полагает исследователь транспортной сферы Дэвид Зиппер, приглашенный научный сотрудник в Центре Таубмана при Гарвардской школе Кеннеди.

«Никто так просто не отвертится»

На протяжении уже нескольких десятилетий бал в сегменте пикапов правит Ford с фирменной моделью F-150. Опередив в нише пикапов на электрическом двигателе конкурента в лице Tesla, автоконцерн вывел на рынок свой электромобиль F-150 Lightning, нацеленный как на любителей пикапов, так и на коммерческих клиентов. Пока что в сфере электромобилей с подобным типом кузова корпорация остается неоспоримым лидером. General Motors вот-вот выпустит свой электрический Chevrolet Silverado, а Stellantis в конце текущего года начнет сбыт Ram 1500 REV, создатели которого обещают в максимальной комплектации до 800 км хода на одном заряде. Покупатели, которым нужен необычный грузовик, могут обзавестись электрическим R1T от молодого производителя Rivian ― эта спортивная модель позиционируется фирмой как решение для похода или поездки на пляж с друзьями и оснащена характерными вогнутыми фарами, благодаря которым железный конь выглядит дружелюбнее. Совсем другое дело ― грозные очертания Cybertruck, который выглядит, будто дизайнеры вдохновлялись архитектурой брутализма в годы после Второй мировой войны, а сам электромобиль создан для передвижения по постапокалиптическим пустошам. Фон Хольцхаузен рассказал Уолтеру Айзексону, биографу Маска, что по большей части дизайнеры Tesla этот проект «терпеть не могут».

Оригинальный Hummer от General Motors давно показал, что неоднозначный внешний вид некоторым покупателям очень даже по вкусу. Но все же президент отраслевой консалтинговой фирмы The CARLAB Эрик Нобл убежден, что объемы продаж Cybertruck будут определяться именно тем, насколько это хороший пикап.

«Успех или провал пикапов на североамериканском рынке зависит прежде всего от способности обеспечить полный рабочий цикл», ― подчеркивает эксперт. Это означает, что в плане грузоподъемности, ходовых характеристик и тяги «покупатели пикапов не готовы поступаться абсолютно ничем». «Никто так просто не отвертится», ― добавляет Нобл.

Ставящие на Tesla аналитики вроде Дэна Айвза из Wedbush Securities считают, что в 2024 году компания Маска может продать по меньшей мере 150 000 единиц Cybertruck ― или даже 250 000, если при наращивании производственных оборотов обойдется без проблем. Эрик Нобл не уверен в том, что для нишевого пикапа существует большой рынок, и указывает на совокупный объем реализованных R1T от Rivian: согласно информации новостного издания Automotive News со ссылкой на данные Experian, в текущем году вплоть до июля продавалось не более 2000 электромобилей в месяц.

«Идея о том, что [Cybertruck] это нишевый товар, дань моде, весьма любопытна. Для этого уже есть Rivian R1T, ― уточняет специалист. ― Он не обеспечит рабочий цикл обычного пикапа, но хорош просто как электромобиль».

И пусть поклонники Tesla в нетерпении, но сдержанные мнения покупателей по поводу Cybertruck свидетельствуют о том, что готовящейся к выходу новинке придется нелегко. В результате опроса маркетингового агентства Cox Automotive о том, какие электропикапы потенциальным автовладельцам интереснее всего, детище Маска заняло последнюю строчку. Лидером рейтинга оказался F-150 Lightning от Ford, следом за ним идут Ram EV от Dodge, электрический Silverado от Chevrolet и железный конь от Rivian.

«Наши исследования по-прежнему показывают важность позиционирования бренда, и это особенно актуально в сегменте крупногабаритных пикапов, где привязанность к марке нередко очень сильна и глубока, ― отмечает Ванесса Тон, старший управляющий агентства по исследованиям в сфере маркетинга и клиентской аудитории. ― Из-за этого таким брендам, как Tesla и Rivian, особенно трудно, ведь оба в сегменте пикапов новички».

«Нелепое транспортное средство»

Из-за того, что сведений о Cybertruck компания Tesla к сегодняшнему дню раскрыла слишком мало, сделать точную оценку экологичности автомобиля весьма затруднительно. Все еще непонятно, пришлось ли комплектовать массивный корпус дополнительными сырьем или инженерными решениями либо заново компоновать в ходе производства панели из нержавеющей стали.

Ник Молден, генеральный директор и учредитель специализирующегося на автомобильном рынке независимого британского исследовательского агентства Emissions Analytics, допускает, что потенциально в пересчете на весь срок эксплуатации это может сократить выбросы углерода примерно на 50%, если, конечно, покупателю новинка заменит бензиновый грузовик сопоставимых габаритов. Однако если владелец будет пользоваться ею реже, чем пикапом на бензиновом двигателе, «это отрицательно скажется на климатической выгоде, поскольку промышленные выбросы при изготовлении Cybertruck будут амортизироваться на слишком маленьком пробеге», отмечает эксперт.

Угодить под такое транспортное средство никому не захочется

И хотя углеродного загрязнения предвидится меньше, покончить с выбросами вообще, благодаря разработке Tesla, не получится. Все потому, что истирающиеся протекторы тяжелых электромобилей создают более вредную пыль, нежели аналоги на обычных транспортных средствах, говорит Молден (его фирма исследует данную проблему). С токсической химобработкой, которой обычно подвергаются протекторы, связывают сокращение популяции лосося в Соединенных Штатах, а пыль от них считают неконтролируемым фактором риска для заболеваний легких и сердца.

«Из-за увеличенной массы автомобиля износ протекторов, вероятно, будет значительно сильнее и львиная доля пыли будет образовываться при ускорении, торможении и на поворотах, ― рассуждает специалист. ― Имеются и другие факторы, как, например, безопасность — угодить под такое транспортное средство никому не захочется».

В своем нынешнем виде Cybertruck, скорее всего, нарушает требования по безопасности пешеходов и велосипедистов в Европейском союзе и, вероятно, в текущей комплектации продаваться там не может.

«Мне очень трудно не обращать внимания на опасность, которую этот дизайн несет пешеходам и велосипедистам. Не вижу никаких причин, по которым ради сокращения выбросов парниковых газов нужно жертвовать безопасностью на дороге», ― заявляет Forbes Дэвид Зиппер, исследователь транспортной отрасли.

Активисты вроде Бекера десятилетиями протестуют против перехода автомобильной промышленности от изготовления небольших транспортных средств к огромным и более прибыльным пикапам и спортивным внедорожникам с менее строгими государственными требованиями к расходу топлива. По мнению правозащитника, Cybertruck ― проявление общей тенденции рынка к «грузовикации», причем весьма странное.

«Cybertruck какой-то непонятный, сплошная загадка на колесах, так как ни на что другое не похож, ― признается он. ― Но это детище того, кто потратил $40 млн с лишним на Twitter и в итоге сломал его окончательно. Маск не такой, как все остальные. Я не психиатр, но могу точно сказать, что это нелепое транспортное средство».

Перевод Антона Бундина

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить