Мясо для королей: как казахстанская продукция получила признание за рубежом

Переход на халяль помог компании «Первомайские деликатесы» занять свою нишу и расширить экспорт

Нуржан Бажанов
ФОТО: © Андрей Лунин
Нуржан Бажанов

Предприятия пищевой промышленности в отличие от многих других отраслей экономики вышли из периода антипандемийных локдаунов и ограничений как минимум без убытков. Один из таких производителей – «Первомайские деликатесы», который выпускает колбасные изделия, мясные полуфабрикаты и деликатесы. За прошлый год компания, имеющая два мясоперерабатывающих завода – колбасный цех в селе Коянкус близ Алматы и комплекс по забою скота и производству мяса различных видов в Кордае в Жамбылской области, – выпустила 1,67 тыс. тонн готовой продукции, выручив более 3 млрд тенге. На сегодня она производит более 150 видов продукции под торговыми марками «Первомайские деликатесы», Boszhan и «Народные колбасы». Помимо казахстанского рынка изделия компании продаются в ОАЭ, Кыргызстане, Омане, России, Катаре и Бахрейне.

Мясное наследие

Руководит «Первомайскими деликатесами» 44-летний предприниматель Нуржан Бажанов, родившийся в Киргизии. Его прадед Босжан, в честь которого названа премиальная линейка продукции компании, переселился туда вместе со своими братьями из Джамбульской области Казахской ССР в 1930-х годах во время джута. Через какое-то время они начали пасти скот мясокомбината, находившегося неподалеку. Этим же занимались и дети Босжана, и внуки, пока в 1980-х отец Нуржана, Кадыркул Бажанов, не пошел работать в небольшое предприятие с убойным цехом и площадкой по производству колбасы. В 1990-х, во время развала Советского Союза, Кадыркул вместе с братьями начали строить свое дело. Со временем к мясоперерабатывающему бизнесу стали подключаться их дети, и до 2001 года они открыли в Бишкеке три площадки.

Так сложилось, что Нуржан Бажанов управляет всеми процессами, начиная от производства и заканчивая реализацией, а старший и младший братья – Эрлан и Мадияр – занимаются финансовыми вопросами. «Я не оканчивал какой-то университет, экономический или технологический. Мне с детства было интересно производство, с 17-летнего возраста начал работать у отца. Нарабатывал опыт в продажах, потом занялся расширением – сначала увеличением объемов производства на имеющемся заводе, затем открытием других площадок. Сейчас я знаю все процессы», – рассказывает предприниматель.

В 2000-х, увидев, что Казахстан стал динамично экономически развиваться, семья решила вернуться на историческую родину (не отказавшись, однако, от бизнеса в Кыргызстане). «На накопленные деньги купили землю в Алматинской области – один гектар за $9 тыс., построили цех – «пятитонник». Со временем достраивали его, увеличивая мощности», – вспоминает собеседник. Теперь это завод площадью 6,4 тыс. квадратных метров и мощностью 3,96 тыс. тонн продукции в год.

Строительство завода началось в 2003 году, запустили в 2005-м. Вплоть до 2007 года товар продавался в обыкновенных упаковках, без определенной торговой марки. «Когда решили создать бренд, остановились на названии «Первомайские деликатесы», исходя из территориального расположения – рядом был поселок Первомайский», – рассказывает Нуржан Бажанов. Хороший рост, по его словам, пошел с 2008 года, когда компания начала активно развивать и расширять не только ассортимент, но и присутствие на рынке: запускать фирменные магазины, заходить в торговые сети, открывать филиалы в других городах. «В то время у нас появились собственные логистика и дистрибуция по Алматинской, Жамбылской областям, в Астане, Караганде, Таразе», – говорит предприниматель.

Компания продолжает сохранять присутствие во всех этих регионах, кроме столицы. Туда, признается Бажанов, поставки остановились в связи со сложностями в логистике и затянувшимся ремонтом дорог. Цифру по доле рынка, занимаемой «Первомайскими деликатесами», он назвать затрудняется из-за отсутствия официальных данных в этом секторе. Но с уверенностью говорит, что компания входит в пятерку крупнейших поставщиков мясных изделий в торговые сети Алматы и Алматинской области.

ФОТО: © Андрей Лунин

Простые сложности

В 2014 году компания взяла кредит на 10 лет по программе «Даму-Өндіріс» на сумму 1,3 млрд тенге. Часть средств была использована на реконструкцию колбасного цеха, часть – на строительство убойного комплекса. По словам Бажанова, это дало им большой сдвиг в развитии – до этого вложения в бизнес были скромными и осуществлялись исключительно за счет собственных средств, на текущие некрупные обновления и ремонт.

Компания стремится закупать все основное сырье для изготовления продукции у находящихся рядом производителей, что дает больше возможностей как для контроля качества, так и в плане получения более свежего сырья. Курица закупается у местных птицефабрик, бычки и барашки – у местных крестьян и откормочных комплексов.

Проблем в мясоперерабатывающей отрасли, вздыхает Бажанов, конечно, много. Это и нехватка сырья, и наплыв импортной продукции, не всегда соответствующего качества. По этим и другим причинам завод по производству колбасных изделий работает лишь на 70% мощности, а бойня – лишь на 30%. «Эта проблема не только наша, а всех переработчиков. Многие перерабатывающие заводы загружены менее чем на 50%», – сетует предприниматель.

Для обеспечения производства сырьем компания пыталась развить свое собственное хозяйство в Жамбылской области, но не получилось. «Вскоре пришло понимание, что каждый должен заниматься и совершенствоваться в своем деле. У нас не было соответствующего опыта», – признается собеседник.

Убойный комплекс в Кордае, оснащенный оборудованием от ведущих европейских производителей, был построен в 2017 году. Он, по утверждению главы компании, является ведущим в стране по переработке субпродуктов и шерстных продуктов убоя. Расположение бойни было выбрано не случайно. «Жамбылская область богата на мелкий рогатый скот, там снега мало, подножного корма много. На севере из-за климатических условий МРС разводить было бы сложнее. Сейчас практически весь Кордайский район поставляет МРС на наш убойный комплекс. Мелкие крестьянские хозяйства сдают нам скот, продукция из которого экспортируется в арабские страны. Большой потенциал имеет рынок Китая, но с пандемией процесс изучения этого направления приостановился», – говорит Бажанов.

Персидские сказки

Экспорт в ОАЭ компания начала в 2018 году, предварительно получив там обязательную аккредитацию. В удачные месяцы туда отправляется 25–30 тонн мяса. «На сегодняшний день наша баранина, пользующаяся популярностью благодаря отменным вкусовым качествам, продается там по $7,5–8 за килограмм, тогда как мясо из Судана, Эфиопии, Пакистана – по $5», – с гордостью отмечает собеседник. Кроме того, у компании есть разрешение на экспорт колбасных изделий в Эмираты. С этого года 44 вида продукции под торговыми марками Boszhan и «Первомайские деликатесы» будут представлены в некоторых торговых сетях Дубая.

Параллельно прорабатывается вопрос системного экспорта на рынок Катара. Пробуется также рынок Мальдив, приходят заказы из Бахрейна.

«Как-то к нам поступил необычный заказ – на 30 туш баранины с определенными критериями, которые мы тщательно выбирали из 200 голов. Попросили разделать и упаковать. Мы все выполнили, отправили, а позже узнали – оказывается, это было для мероприятия королевской семьи Бахрейна», – с довольной улыбкой рассказывает Бажанов.

В 2018–2019 годах компания получала консультационные услуги в рамках выделенного ЕБРР гранта. Было нанято два специалиста из Германии, которые в течение полутора лет консультировали персонал по всей цепочке производства, начиная от убоя скота, заканчивая разделкой и изготовлением стейков. Теперь «Первомайские деликатесы» могут поставлять ресторанам не только целые туши, но и определенные части по запросу.

ФОТО: © Андрей Лунин

В 2019 году в ответ на спрос потребителей компания поставила перед собой цель не только производить качественную халяль-продукцию, но и полностью перевести все производство на стандарты халяль. К тому же конкуренция с российскими и белорусскими производителями при открытии границ в рамках ЕАЭС возрастала. «Там производители крупные, могут демпинговать. С ними у нас мало шансов конкурировать. Поэтому мы решили занять нишу халяль-продукции. На себестоимости это отразилось несильно – цены на свинину и на говядину практически одинаковые, – рассказывает Бажанов. – Но пришлось отказаться от некоторых поставщиков без сертификата халяль в пользу тех, у кого он есть. Закуплено немецкое оборудование для выпуска качественной халяль-продукции».

По словам собеседника, переход на стандарты халяль открыл для них множество дверей. Помимо арабских стран началось сотрудничество с местными ресторанами, которые ориентированы на халяль.

Пандемия отчасти сыграла в пользу местного производителя. Российские и белорусские конкуренты стали опаздывать с поставками. Пустые полки заняли отечественные товары. По итогам 2020 года продажи выросли на 30%. Начали расти онлайн-продажи, стала развиваться доставка и, конечно, реализация через магазины у дома. На сегодняшний день у «Первомайских деликатесов» имеется автопарк с порядка 30 машинами, 40–50 водителями, работающими по городу и регионам, как на доставке сырья, так и на развозке готовой продукции. Всего в компании трудятся около 240 человек.

В ближайшие годы «Первомайские деликатесы» планирует достичь максимальной производственной мощности своих заводов. Имея успешный опыт работы с ЕБРР, компания в сотрудничестве с партнерами планирует реализовать еще один проект – какой, ее руководитель пока говорить не хочет.

Также продолжится работа над расширением экспорта, в том числе в Китай. «Китай интересен не только объемом, но и как рынок сбыта субпродуктов, которые очень любят китайские потребители. В Казахстан оттуда приезжала официальная делегация для изучения производств, после чего были выданы аккредитации первым четырем компаниям. Была также достигнута договоренность о передаче ими функций по проверке соответствия продукции Комитету ветеринарного контроля и надзора РК, который уже проверил наш убойный завод. Однако пандемия все затормозила. Мы находимся в «списке ожидания» на аккредитацию, ждем», – разводит руками Бажанов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
39047 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Лилия Рах: Из деревни - к звёздам мировой индустрии моды Смотреть на Youtube