Герой с обложки: чем живёт один из самых успешных бизнес-ангелов Казахстана
![Мурат Абдрахманов Мурат Абдрахманов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/5d8324d0-2081-4c82-b4dd-9157f9a2ddb7.webp)
Подобно многим сверстникам, ныне один из ведущих отечественных венчурных инвесторов, 58-летний предприниматель Мурат Абдрахманов начал трудовую карьеру на сломе эпох, в годы, отмеченные зарождением «первых ласточек» частного бизнеса в Казахстане.
После того как перестал существовать СССР, появились новая страна и новая экономика, в которой не каждому удалось найти свое место. «Отчасти мне повезло: в 1990-х многим пришлось отказаться от своей профессии, чтобы выжить и прокормить семью. Телекоммуникационная же отрасль, в которой я работал, оказалась не просто востребованной – она находилась на взлете, так что у меня была возможность заниматься любимым делом», – рассказывает собеседник.
С отличием окончив в 1985 году Казахский политехнический институт, в советские годы имевший репутацию лучшего в республике вуза по подготовке инженерных кадров, начинающий специалист в области автоматики и систем управления пришел в Министерство внутренних дел Казахской ССР, где требовался профессионал по работе с цифровыми телефонными станциями. Он так успешно освоил новую технику, что вскоре начал читать по ней лекции преподавателям Алматинского техникума связи.
Телеком и не только
В 1990 году способного молодого человека приметили в Министерстве связи. «Мне сказали: «Мурат, ты же связист, пойдем к нам. В МВД тебе все равно не дослужиться до генерала», – с улыбкой вспоминает Абдрахманов. После того как в 1991-м распался Союз, а вместе с ним и завязанная на Москву инфраструктура, которая обеспечивала связь огромной страны с внешним миром, руководство Минсвязи приняло решение о внедрении новых технологий в телекоме, построении республиканской сети передачи данных с узловыми точками во всех областных центрах. Реализацию проекта возложили на недавно созданный Республиканский центр передачи данных «Казсвязьтехника», техническим директором которого стал Абдрахманов.
![Почему Казахстан продает госкомпании со скидкой](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/6ca8b952-e543-4762-9456-fb5a09bdf72f.webp)
Почему Казахстан продает госкомпании со скидкой
Перечень компаний, подлежащих приватизации, включает более 600 объектов →
«Мы внедряли пейджинговые проекты, проект первой мобильной сети, сети передачи данных для банков – словом, все новейшие технологии связи, которые появлялись в то время», – рассказывает предприниматель. В марте 1993 года в партнерстве с одним из крупнейших американских операторов US Sprint была основана компания Arna-Sprint Data Communication, позже трансформировавшаяся в АО «ASTEL». Она изначально была нацелена на предоставление цифровых сервисов корпоративным клиентам, в частности обеспечение связью зарубежных компаний, первой предложила банковскому сектору систему электронных платежей внутри Казахстана и за пределами страны. Со временем ASTEL стал провайдером цифровых решений, а также телекоммуникационным интегратором, решающим для клиента «под ключ» все проблемы с IT-системами, включая интеграцию различных каналов связи. Сегодня на конкурентном рынке компания занимает небольшую нишу, но чувствует себя уверенно: ДНК американского «родителя» проявляется в высоком уровне сервисной поддержки, который критически важен для сектора B2B.
В биографии Абдрахманова также были относительно небольшой период работы в «Казахтелекоме» и достаточно длительный, протяженностью почти восемь лет, в системе «КазМунайГаза» – словом, в больших компаниях, перед которыми стояли большие задачи. Но со временем пришло понимание, что пора оставить работу в корпоративном секторе и двигаться дальше. Укрепила в решении строить собственный бизнес пройденная в 1997 году учебная программа в американской Fuqua Executive School of Business. По словам собеседника, кроме необходимых знаний она дала ему предпринимательский азарт и понимание того, что в Казахстане на тот момент сложились все необходимые условия, чтобы начать свое дело и добиться успеха.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/6723c4ee-4b9f-4ffc-be79-0aa154c9ef52.webp)
К слову, не все проекты Абдрахманова связаны с хорошо знакомым ему телекомом. Так, в 1997 году они с супругой, врачом-стоматологом, решили основать компанию в области медицины. «Я искренне убежден, что медицинский бизнес является одним из самых сложных, потому что уровень ответственности здесь совершенно иной, чем в любой другой сфере. На кону стоят здоровье и жизни людей, поэтому ни о каких компромиссах в вопросах организации речи идти не может. В этом плане моя жена – перфекционист», – отмечает собеседник. Сегодня сеть стоматологических клиник Dent-Lux, которой руководит Светлана Абдрахманова, работает в Алматы, Нур-Султане, Атырау, Усть-Каменогорске, Кокшетау и Уральске, ежегодно принимая свыше 100 тыс. пациентов. Возможно, от сильного бренда, за четверть века зарекомендовавшего себя на рынке, можно было бы ожидать и более широкого присутствия в регионах. На первых порах, признается бизнесмен, планы дальнейшей экспансии действительно были, но со временем от них пришлось отказаться. Одна из главных причин – жесткие требования по поддержанию высоких стандартов качества медицинских услуг, обеспечить и контролировать которые в крупных городах все же проще, чем на периферии.
По этой же причине в свое время было решено отказаться от идеи создания в регионах сети клиник Medical Park. Этот проект, рассказывает Абдрахманов, запускался как своего рода пробный шар – чтобы посмотреть, стоит ли в принципе заходить на рынок. Однако быстро стало понятно, что в нынешних условиях частной медицине практически невозможно конкурировать с государственными клиниками, с чьих плеч государство снимает значительную часть расходов. Тем не менее в Алматы клиника Medical Park по сей день работает успешно. Как и еще один «непрофильный» проект, в создании которого принимал участие предприниматель. Речь о сети фитнес-центров Fitnation. «Купив помещение в Алматы, мы с партнером поначалу не очень хорошо понимали, под что его приспособить. Но когда я увидел открывающийся из огромных панорамных окон потрясающий вид на главную площадь города, на горные вершины и телебашню на Кок-Тобе, вопросы отпали сами собой – здесь должны стоять тренажеры, беговые дорожки, и точка! Из проекта Fitnation я вышел в 2007 году, но рад, что он существует до сих пор. Мне вообще приносит удовлетворение тот факт, что проекты, в создании которых я принимал участие, живут полной жизнью. Значит, на старте все было сделано правильно и ими можно гордиться», – рассуждает Абдрахманов.
По своим правилам
Не желая ограничиваться бизнесом, хоть и успешным, но сосредоточенным внутри небольшого казахстанского рынка, Абдрахманов все чаще стал задумываться о возможности участия в проектах с перспективой быстрого роста и с прицелом на глобальные рынки. Так, несколько лет назад он обратил внимание на сферу венчурных инвестиций. Предприниматель признается, что не все сразу пошло гладко: участвуя в одном из первых проектов, он нарвался на мошенников и получил дорогой, но полезный урок. «Поняв всю сложность отрасли, я начал как LP-партнер в венчурном фонде, приобрел хорошую поддержку и знания, и других провалов не было. На сегодняшний день все 25 проектов, в которых я принимаю участие, продолжают существовать, что само по себе нетипично для отрасли, в которой 30–50% проектов умирают в течение первых пяти лет. Не факт, что выживут все проекты с моими инвестициями, но многие из них уже по-настоящему успешны», – отмечает Абдрахманов.
Опыт в построении собственного бизнеса, понимание того, что работа в венчуре сопряжена с высоким риском, и желание свести к минимуму вероятность провала подвигли предпринимателя к разработке собственной системы критериев, которым должен соответствовать стартап. В числе этих требований – четкое видение бизнес-модели, глубокое понимание конкретной отрасли. Большое значение имеет и личность основателя, его способность признавать свои ошибки, быть гибким, меняться вместе с компанией по мере ее развития. Основатели большинства проектов, получивших поддержку Абдрахманова, – выходцы из стран СНГ, чьи менталитет, мотивация и проблемы хорошо понятны ему как предпринимателю.
Политика инвестирования в валидированную бизнес-модель и желание не присутствовать в проекте формально, а участвовать в его развитии определили диапазон оптимальной, с точки зрения инвестора, величины чека – от $150 тыс. до $1,5 млн. «Многие бизнес-ангелы заходят в десяток проектов с небольшими чеками по $20 тыс., но мне интересно иметь более заметную долю, участвовать в развитии проекта на правах человека, у которого есть собственный опыт строительства крупной компании с нуля и который может помочь ценным советом. Кроме того, в большинство проектов я захожу на стадии seed, где чек в пару десятков тысяч долларов никого не интересует, особенно на западном рынке. Более высокие чеки, в пределах $1,5 млн, возникают в том случае, если я уже зашел в компанию, отчетливо понимаю все риски и стратегию дальнейшего развития, верю в продукт и готов инвестировать дальше. Так было, например, с HR Messenger и с Chocofamily», – объясняет свой подход к инвестированию Абдрахманов.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/f96b72ac-ddb6-42e9-86df-f3873a0bbce8.webp)
В 2016 году он инвестировал $1 млн в одного из пионеров казахстанского e-commerce – холдинг Chocofamily. Для Абдрахманова как инвестора это был один из первых проектов, на поверку оказавшийся одним из самых успешных: когда он заходил в Chocofamily, оборот холдинга составлял около $14 млн, а нынешний год согласно плану должен завершиться на цифре $300 млн. Лидеру рынка, в 2017 году поглотившему конкурентов в сегменте доставки еды (FoodPanda) и купонаторов (BeSmart), а годом позже объявившему об объединении своего тревел-бизнеса Chocotravel с Aviata, пришлось нелегко, когда в Казахстан зашли сразу три глобальных игрока – «Яндекс.Еда», Glovo и Wolt. Конкуренция подстегнула команду казахстанского проекта, заставила улучшить и доработать продукт, чтобы доказать его жизнеспособность. По итогам 2020 года Chocofood вырос на высококонкурентном рынке по отношению к 2019 году в 2,5 раза.
![Дарига Назарбаева заявила о значительном сокращении иностранных инвестиций в Казахстан](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/783ea5d5-7ad5-4f66-bbc4-c4b87913d9b2.webp)
Дарига Назарбаева заявила о значительном сокращении иностранных инвестиций в Казахстан
Мажилисвумен спросила у премьер-министра страны, что делает Кабмин для прив... →
Отыгрывает позиции и тревел-бизнес холдинга, в прошлом году, пожалуй, сильнее многих других направлений ощутивший влияние пандемии. «В марте 2020 года продажи на Chocotravel и Aviata ушли в минус, ведь нам пришлось не просто приостановить реализацию билетов, но возвращать деньги за уже купленные, а электронные системы в принципе не были настроены на такой массовый возврат. Однако с возобновлением перелетов холдинг восстанавливает позиции: Aviata – сервис по-настоящему мирового класса, и по отношению к 2020 году он вырос в 2, а к 2019-му – в 1,5 раза, хотя авиасообщение еще не восстановилось в объемах доковидного периода. Я думаю, на рынке тревел-сервисов нас ждет интересное развитие событий, учитывая, что теперь на нем присутствует такой сильный игрок, как Kaspi.kz», – отмечает собеседник.
Успешно адаптировался к новым реалиям HR Messenger – казахстанский стартап по автоматизации рекрутинга, в прошлом году показавший трехкратный рост, несмотря на COVID-19. В начале пандемии, когда значительная часть пользователей продукта сокращала расходы, в том числе на персонал, о найме новых сотрудников не шло и речи. Но прошло время, рынок адаптировался, и HR Messenger усилил позиции, в том числе на мощном рынке России, где стал чат-ботом №1 по найму персонала (среди крупнейших клиентов – экосистема Сбербанка).
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/cf575135-a988-4abe-979b-59b6f91946c8.webp)
Пример казахстанского стартапа, за короткий срок вышедшего в страны бывшего Союза и Европы, – одна из компаний в портфеле Абдрахманова, Orion M2M, разработчик проектов в сфере IoT (интернет вещей), производитель оборудования и ПО для LoRaWAN (сети большого радиуса действия).
Венчур без границ
Общий объем инвестиций Абдрахманова в 25 проектов его портфеля приближается к $14 млн, 70% стартапов работают на развитых рынках – в Европе, США, Юго-Восточной Азии и даже в Африке. Так, классифайд-проект Jiji, «дочка» украинской IT-компании Genesis, акционером которой является Абдрахманов, потеснила в борьбе на растущем более чем на 50% в год рынке Нигерии мощных конкурентов, среди которых китайские и шведские компании.
![После BeInTech и Google: казахстанка вернулась на родину и основала стартап](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/f6215c50-fd8e-4df0-8ef1-d5cb224a345a.webp)
После BeInTech и Google: казахстанка вернулась на родину и основала стартап
Мнение о том, что работа в индустрии IT не для женщин, в Казахстане бытует ... →
В 2020 году почти $2 млн из средств казахстанского инвестора получили шесть украинских стартапов, среди которых маркетплейс внутриигровых предметов DMarket; SaaS-платформа маркетинга в социальных сетях Promo Republic; проект автоматического снятия мерок по фотографии 3D Look, помогающий создать модель для онлайн-примерки одежды; платформа Skyworker, которая анализирует рынок работы для IT-специалистов и дает информацию о вакансиях.
Говоря о преимуществах рынка стартапов Украины, Абдрахманов наряду с высоким уровнем подготовки кадров отмечает изначальный ориентир на глобальный рынок – в этом смысле показательно, что три четверти украинских стартапов делают питчи на английском языке, рассчитывая сразу привлечь внимание зарубежной аудитории. Команды не боятся заходить на развитые рынки – и добиваются там успеха. «Для меня стал откровением тот факт, что созданный выходцами из Украины онлайн-сервис Grammarly используют такие компании, как Microsoft и NASA, то есть, по сути, украинцы создали продукт, который учит носителей языка грамотно писать на английском, – говорит собеседник. – В отличие от украинского тот же российский рынок очень большой, но в силу этого стартапы не ориентированы на выход за рубеж. К тому же из-за санкций рынок России становится закрытым, хотя интересные стартапы, работающие вовне, безусловно, есть. Уровень подготовки инженерных кадров очень высок, и это большой плюс. Тот же HyPoint, проект с российскими корнями, который производит топливные водородные элементы для нового поколения электроавиации, – это совершенно новые технологии, которые могут изменить мир и которых в Казахстане, например, не делает никто».
![Как «Ирина Кайратовна» помогла продвижению казахстанской одежды](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/d20686a3-fa9e-4e81-aa8c-fbbc6e4d5a35.webp)
Как «Ирина Кайратовна» помогла продвижению казахстанской одежды
Основатель бренда Shoqan развивает новое для себя направление street wear →
По наблюдениям Абдрахманова, последствия пришедшегося на конец 1990-х – начало 2000-х провала в подготовке IT-специалистов отечественный рынок пожинает до сих пор. Хотя за последние годы приложено немало усилий, чтобы изменить ситуацию, да и способные специалисты здесь были всегда, пусть порой не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Одной из главных проблем венчурного рынка Казахстана предприниматель считает нехватку стратегов как результат активного присутствия государства в экономике: «Государственные и квазигосударственные компании не привыкли работать в конкурентной среде, у них есть привилегии, данные государством, и они просто не видят резона внедрять инновации, когда и так все работает хорошо. Я очень высоко оцениваю то, что делает государство для поддержки стартапов, но развитие инноваций у нас субсидируют мало. Между тем цифровые продукты и сервисы обладают способностью становиться глобальными, и если продукт не разработан у нас – значит, мы будем пользоваться чужим и не займем место в новой экономике».
Впрочем, замечает собеседник, обстоятельства пандемийного года во многом послужили катализатором развития отечественного венчурного рынка. Десятки тысяч людей поневоле освоили онлайн-сервисы, причем если еще несколько лет назад покупки в интернет-магазинах в основном делали молодые люди в возрасте до 40–45 лет, то сегодня ряды пользователей e-commerce пополнили те, кому давно исполнилось 50 и больше. «Мы быстро привыкли к тому, что одним кликом можно оплатить налоги, менее чем за час поменять водительские права и паспорт. На самом деле цифровизация в секторе госуслуг, то, что сделал в банковских сервисах Kaspi, – это революция, ничего подобного нет даже на Западе. И наш рынок созрел для подобных сервисов», – заявляет Абдрахманов.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/7a8931d4-8d4f-495c-9da6-b29ae3176578.webp)
Пока еще актуальна, на его взгляд, проблема нехватки интересных проектов – молодые люди зачастую предпочитают рискованному бизнесу хорошую зарплату в банковском или сырьевом секторе. Меняются и сами стартапы. Все чаще их основателями становятся не вчерашние студенты, а люди более старшего возраста, за плечами которых есть опыт неудач и извлеченные из этого опыта уроки, профессионалы в своей области, хорошо разбирающиеся в современных технологиях и готовые делиться своими знаниями. По словам Абдрахманова, общение с подобными людьми для него сродни ежедневной учебе в университете. В свою очередь начинающим основателям бизнеса есть чему поучиться у опытного предпринимателя.
Инвестор признается, что участие в венчурных проектах для него во многом важно не столько с позиции бизнес-интереса, сколько с точки зрения мотивации, возможности поделиться опытом с молодыми предпринимателями, помочь им избежать наиболее типичных ошибок и тем самым сэкономить время и деньги. «Наступает момент, когда ты, будучи достаточно успешным в своей области и состоявшимся профессионалом, можешь поддержать деньгами или знаниями молодежь. Я получаю огромное удовлетворение от осознания того, что востребован, что уровень моей компетенции со временем растет», – говорит собеседник.
Отдельное удовольствие, не связанное с предпринимательской деятельностью, доставляет Абдрахманову любимое хобби. Бизнесмен – активный участник морских регат, заядлый яхтсмен и командор Алматинского яхт-клуба. Морские круизы и в большей степени гонки, по его словам, помогают «перезагрузиться», дарят адреналин и яркие эмоции, которых порой не хватает в повседневной жизни. Не случайно среди поклонников яхтинга много представителей IT-индустрии; для многих из них, включая самого Абдрахманова, море становится необходимым, как воздух. «Это стихия, столкнувшись с которой ты понимаешь, что главное – выжить самому и сберечь свою команду. Все остальные проблемы просто не имеют значения», – говорит он.