Как молодые алматинцы создали многообещающий сервис аренды локаций

35205

Концепция sharing economy – реальность, к которой сегодня пришел весь мир

Касым Кабылгали и Даниил Мацкевич
ФОТО: © Андрей Лунин
Касым Кабылгали и Даниил Мацкевич

Основана она на том, что зачастую людям удобнее и выгоднее платить за временный доступ к продукту, нежели им владеть. Люди по всему миру пользуются сервисами по аренде автомобилей, самокатов, цифровой техники, арендуют даже спортивный инвентарь. Конечно, это не могло не дойти до сферы недвижимости, где и без sharing economy был значительный сектор краткосрочной сдачи в аренду квартир или коммерческих помещений. Рыночная капитализация Airbnb, бессменного лидера среди сервисов по сдаче в аренду, все еще превышает $100 млрд, несмотря на пандемию. Казалось бы, что можно в этой области придумать нового и интересного? Да еще и здесь, в Казахстане, где по-прежнему востребованы маленькие офисы, предлагающие квартиры посуточно, и женщины, звенящие толстой связкой ключей и стоящие вдоль оживленных улиц.

Касым Кабылгали и Даниил Мацкевич – два 24-летних бизнесмена из Алматы – однако, придумали. В 2021 году они запустили онлайн-сервис Squares.kz, помогающий владельцам сдавать в аренду коворкинги, конференц- и фитнес-залы, фотостудии, даже бары. Более того, уже через три месяца после запуска они смогли привлечь $100 тыс. инвестиций при оценке в $500 тыс. Амбициозные предприниматели ставят перед собой цель выйти не на рынки соседних стран, а сразу в Лондон и Дубай. Что интересного в их сервисе и зачем они пригласили к себе в команду участницу рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30»?

Посланцы из Рима

Касым и Даниил – друзья со школьной парты, вместе учились в Almaty International School. Родители Касыма ведут собственный бизнес в сфере логистики, а папа и мама Даниила занимаются декоративным освещением городских объектов. Когда школьные годы близились к завершению, товарищи, недолго думая, решили поступать в вуз вместе. Выбрали John Cabot University, аккредитованный американский университет, расположенный в самом центре… Рима. Касым поступил на бизнес-администрирование, а Даниил – на отделение маркетинга.

«К четвертому курсу я попал на стажировку в римский стартап Daybreakhotels.com. Они занимались сдачей в аренду гостиничных номеров исключительно в дневное время. Ведь 80% времени номера обычно проданы, а вот остальные 20% можно закрывать дневными заказами, когда клиент заселяется с утра, а уезжает в этот же день до наступления вечера. Их стартап существует с 2014 года и доступен в 16 странах мира», – рассказывает Касым.

Даниил к четвертому курсу тоже начал работать, устроившись в маркетинговое агентство Gruppo Tognetto. «Поработал там около года, потом наступили COVID-19, локдаун, карантин… А мне нужно было слетать на неделю в Нью-Йорк. В итоге застрял там на четыре месяца. Было тяжело, одна пачка сигарет стоила $16», – смеется он.

В итоге примерно в одно время друзья решили вернуться в Казахстан. Даниил устроился в местное рекламное агентство TAG Media на должность креативного директора, а Касым продолжал работать в римском стартапе, но удаленно. А в январе этого года им пришла идея запустить собственный стартап в сфере аренды. «Наши эсэмэмщики всегда тратили уйму времени на то, чтобы найти подходящую локацию и провести там съемки. Общались с менеджерами, договаривались, когда свободно, отправляли деньги в качестве депозита. Я подумал, а почему нет какого-нибудь сайта, где можно было бы в одном месте выбрать из списка фотостудию, не говоря уже об автоматизации процесса», – вспоминает Даниил.

Партнеры начали исследовать интернет на предмет действующих проектов такого плана. Наиболее близкое к тому, что они хотели создать, нашли в США – проект под названием Peerspace. «За время существования они суммарно получили инвестиций на $70 млн. Работают по всем Соединенным Штатам, в трех городах Канады, сейчас заходят в Великобританию. При этом они «заточены» под сдачу помещений именно для креативных мероприятий, фотосессий и съемок фильмов», – рассказывает Даниил. Проанализировав рынок Казахстана и ближнего зарубежья, друзья поняли, что ничего подобного здесь нет. «Немного похож разве что проект Bash.Today, занимающийся сдачей в аренду лофт-помещений в Москве и Санкт-Петербурге. В 2019 году Сбер вложил в них 69 млн рублей», – говорят они.

Ребята пришли к выводу, что постсоветский рынок готов к новым игрокам и здесь достаточно места, чтобы развернуться. «А еще мы поняли, что можем хорошо расти именно за счет краткосрочной, почасовой и посуточной, аренды. Кроме того, в этом случае мы избавляем от головной боли владельцев помещений, которые постоянно страдают от того, что не обеспечивают 100% заполняемости ежемесячно. В общем, суммировали все это и начали строить сервис», – говорит Касым.

Место

Партнеры составили бизнес-план и начали совершать «холодные» звонки. Обзванивали потенциальных клиентов, запускали «опросники» среди фотографов и владельцев помещений. «Прежде чем запуститься, мы должны были понять, что именно нужно клиенту», – объясняет Касым. Друзья пришли к выводу, что для владельцев помещений главное – сдавать локации регулярно: по часам, посуточно – неважно, главное, чтобы не простаивали, а встречи с клиентами лицом к лицу были минимальными. Особенно важность этого фактора высветила пандемия. После этого началась разработка сайта.

«Помните фильм Юрия Дудя про Кремниевую долину? Там был венчурный инвестор Николай Давыдов. Так вот, он создал сообщество, которое называется «Место». Это сообщество стартапов, разработчиков и инвесторов. Там люди помогают друг другу. Мы решили туда пойти», – рассказывает Касым. Друзья зарегистрировались на платформе, поделились с тамошним сообществом своей идеей и сразу же нашли программиста из России, который в течение двух месяцев сделал им первую версию онлайн-платформы, так называемый MVP (минимальный жизнеспособный продукт). За это они заплатили $2 тыс.

ФОТО: © Андрей Лунин

Пока программист писал платформу, ребята не сидели в ожидании. «Мы ездили по локациям, по фотостудиям, конференц-залам, показывали презентацию в 10 слайдов, предлагали потенциальным клиентам хорошие условия партнерства: «мы находим вам клиента, вы платите нам комиссию». Они соглашались, хотя у нас еще ничего не было», – смеется Даниил. Друзья собрали достаточное количество положительных отзывов, их поддержали такие крупные фотостудии, как «2 стула», «Мастерская», а также популярное креативное пространство «Дом36». К началу мая, когда были готовы платформа и 50 локаций для сдачи в аренду, партнеры решили – пора. 4 мая состоялся официальный запуск проекта, 9 мая – первая продажа. «Символично, что в День Победы», – улыбается Даниил.

Без встреч и разговоров

У ребят, по их мнению, получился очень простой в использовании и в то же время полезный сервис. Он устроен следующим образом. Допустим, кто-то ищет локацию, чтобы провести мероприятие. На Squares.kz с помощью фильтра поиска можно выбрать нужный тип мероприятия, а также параметры требуемого пространства. Посетителю открывается список из локаций, с указанием адресов и фото. Далее становится доступна еще одна ступень фильтрации. «Можно задать условие, чтобы, к примеру, помещение было рядом с метро или чтобы был доступ к wi-fi. Получив еще более узкий список локаций, клиент изучает фото, видео, описания, выбирает понравившуюся, нажимает «забронировать» и оплачивает. После этого данные вносятся в календарь владельца, который знает, что в такой-то период времени помещение будет использоваться. При этом никто ни с кем не созванивается, тем более не встречается вживую. Устроитель просто приезжает ко времени бронирования и получает свободный доступ к локации», – объясняет Даниил.

С момента начала разработки до запуска молодые предприниматели потратили на проект всего $10 тыс. Зарабатывает сервис Squares.kz на комиссионных – они варьируются в пределах от 15% до 20%. «Условно, если арендовали локацию за 1 млн тенге, то 150-200 тыс. – наши. Средняя маржинальность – около 17,5%», – рассказывает Касым. По его словам, в мае через платформу было сделано 17 бронирований, сервис заработал 60 тыс. тенге, в июле уже было 54 бронирования и 120 тыс. тенге, в июле – 54 и порядка 200 тыс., а в августе 350 тыс. тенге. «Средний чек у нас 3,5 тыс. тенге, поэтому, чтобы серьезно зарабатывать, нужно масштабироваться. Это по своей бизнес-идее массовый продукт», – поясняет Даниил. Так что ребята решили открыть первый раунд инвестиций и привлечь деньги для расширения.

Сто миллионов и Назерке

В августе они приступили к поиску финансирования. «Открыли Google и просто начали искать. Нашли Most Ventures, Shanyraq VC, а также столичный фонд Activat», – вспоминает Касым. Партнеры составили презентацию и подали заявки в эти фонды. Ответил Shanyraq VC, одним из учредителей которого является известный серийный стартапер Алибек Нарымбай (сооснователь проектов OK auto и Biometrics.kz). Они созвонились в Zoom и пообщались. «Как мы потом узнали, это был важный разговор, поскольку уже на этом этапе 70% стартапов отсекаются», – говорит Даниил.

Вскоре их пригласили на курорт «8 озер» близ Алматы. «Странно, что питчинг будет проходить там», – подумали мы, но поехали. Как оказалось, учредители фонда и предприниматели собираются там каждую субботу, обсуждают стартапы, отсматривают презентации новых проектов», – смеется Касым. Через полную напряженного ожидания неделю представители фонда связались с ними и предложили встретиться снова. В этот раз уже были подписаны все необходимые документы. Shanyraq выделил им $100 тыс. при оценке в $500 тыс. Взамен фонд получил 20% доли в Squares.kz. «Обычно такие раунды съедают большую часть доли стартапа, поэтому мы были довольны отдать 20%. Хотя кто-то может сказать, что мы уступили слишком много. В любом случае мы не такие опытные, но теперь решили, что при выходе на международный рынок будем готовы отдать максимум 10%», – говорит Даниил.

Касым вспоминает, что еще в январе при запуске они расписали план на год, и согласно ему в августе должны были привлечь инвестиции: «Все срослось!». После получения инвестиций друзья составили детальную карту расходов, к тому же фонд разделил $100 тыс. на три транша, привязав их выплату к KPI. «Сейчас мы закрываем октябрь. В сентябре совершили 156 бронирований и заработали чуть больше миллиона тенге. Теперь будет второй транш, а третий – ближе к январю», – поясняет Даниил. При этом он заявляет, что с учетом объемов рынка и того, куда они хотят двигаться, это небольшая сумма. «Это маленький трамплин, нужно правильно им воспользоваться», – отмечает собеседник.

В краткосрочных планах – выход в Нур-Султан, уже идут переговоры с местными потенциальными партнерами. До конца января 2022-го ребята планируют отработать все бизнес-процессы по двум казахстанским мегаполисам. «Нужно понять, сможем ли мы, имея офис в Алматы, управлять Нур-Султаном», – говорит Даниил. Как только удастся добиться идеального функционирования в этих городах, по прогнозам собеседников, к апрелю следующего года они начнут выход на международные рынки. «Согласно нашим исследованиям, в городах с численностью более 3,5 млн человек подобный сервис точно заработает. Это именно та цифра, которая отражает необходимый потенциальный спрос, а также объем коммерческих помещений», – детализируют они. В приоритете – Дубай и Лондон.

Также перед выходом за рубеж ребята хотят полностью закончить приложение, которое появится к марту. «В приложении мы реализуем идею кросс-продаж. То есть сможем создавать мероприятия для клиентов под ключ. Ведь уже сейчас у нас есть большой пул партнеров – владельцев локаций, фото- и видеостудий, кейтеринга», – рассказывают они.

Сегодня Squares.kz в день добавляет по шесть новых локаций только в Алматы, на конец октября были доступны более 250 пространств. Планы по масштабированию у друзей амбициозные, не зря в сентябре мужской дуэт Squares.kz разбавила Назерке Калидолда, экс-разработчик Google, участница рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30» 2021. «Для нас Назерке – находка. Она стала нашим техническим директором. Ни я, ни Касым не понимаем в IT-индустрии даже близко так, как она, плюс ее знает все сообщество программистов Казахстана. Скоро Назерке полетит в Лиссабон, чтобы рассказать на ProductCon (крупнейшая в мире конференция по управлению продуктами. – Прим. ред.) о нашем проекте. Определенно мы можем поделиться с ней долей», – говорит Даниил.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить