Забыть катастрофу

29420

SCAT решил вывести на рынок новый бренд Sunday Airlines и убеждает общественность, что это не связано с авиакатастрофой

Фото: Сергей Фролов

Летняя чартерная программа авиакомпании SCAT будет выполняться под новым брендом – Sunday Airlines. Эта новость сразу была расценена многими обозревателями как попытка исправить ситуацию после авиакатастрофы самолета CRJ 200, упавшего 29 января рядом с алматинским аэропортом. Самолет выполнял рейс №760 по маршруту Кокшетау – Алматы. Катастрофа произошла в момент захода самолета на посадку, на борту которого находились пять членов экипажа и 16 пассажиров. Выживших обнаружено не было.

После авиакатастрофы было много спекуляций на тему, что у авиакомпании SCAT упал пассажиропоток, между тем какой-либо статистики озвучено не было – как фактов снижения, так и фактов сохранения показателей, что довольно странно, если у авиакомпании дела в порядке. Однако тот факт, что SCAT делает перед отпускным сезоном ренейминг чартерного направления, косвенно может указывать на то, что все-таки трагедия негативно сказалась на перевозчике.

Согласно официальной информации, такое решение было принято для повышения эффективности управления и качества сервиса. «Sunday Airlines – это современный подход к сервису в сфере чартерных авиаперевозок, основная цель которого – найти совершенно новый подход к клиентам и обеспечить комфортабельные перелеты, соответствующие международным стандартам сервиса», – отмечается в сообщении авиакомпании, растиражированного в СМИ. При этом более веских причин обозначено не было. В связи с этим мы попытались выяснить у авиаперевозчика, отправив ряд вопросов, чем же действительно обосновано данное решение. В авиакомпании, в которую мы обращались дважды с запросом, не стали пояснять решение руководства выделить чартерные перевозки в отдельную структуру и раскрывать детали.

Тем более что после этой трагедии компанию сопровождал еще ряд инцидентов с их воздушными суднами. Поэтому вполне логично предположить, что создание дополнительного бренда позволит убрать возникший негатив.

Вполне логично предположить, что создание дополнительного бренда позволит убрать возникший негатив

Если причина нового названия и в самом деле заключается в снижении количества пассажиров, то это выглядит довольно цинично, ведь самолеты остаются прежними, никакой информации о том, каким образом будет повышен сервис или будут улучшены показатели технической безопасности, нет. И это на фоне того, что результатов следствия до сих пор нет. При этом причины крушения самолета CRJ-200 будут выявлять специалисты из США и Канады.

Хотя эта практика в глазах обычного потребителя выглядит циничной, SCAT было с кого брать пример. В связи с этим стоит вспомнить практику российской авиакомпании «Сибирь», которая сегодня всем известна под ярко-зеленой раскраской своих лайнеров и красно-белым логотипом S7 Airlines. В начале 2006 года она провела ребрендинг и с 

15 марта начала работать под новым товарным знаком S7 Airlines. Тогда руководство «Сибири» свое решение провести ребрендинг объяснило расширением бизнеса и ростом капитализации, желанием забрать долю рынка у «Аэрофлота» и агрессивно выйти на международные рынки. В итоге ребрендинга авиакомпания ожидала получить сильное интернациональное имя, понятное как россиянам, так и иностранцам. В проект ребрендинга было вложено около $5 млн.

Однако в самый разгар кампании по ребрендингу в июле 2006 года произошла катастрофа А310 в Иркутске, что нанесло ощутимый удар по ней. Тогда российские эксперты по пиару обратили внимание на то, что пресс-служба авиакомпании во всех своих сообщениях очень четко фокусирует информацию на старом имени «Сибирь», в результате в новостных репортажах в основном упоминается именно «Сибирь». Между тем справедливости ради надо сказать о том, что у «Сибири»  4 октября 2001 года над Черным морем ракетой был ошибочно сбит Ту-154М, а 24 августа 2004 года разбились сразу два самолета – Ту-134 и Ту-154. Только спустя два года после этих трагических событий авиакомпания стала проводить ребрендинг, что вполне обоснованно.

Негативный фон

– 29 января самолет CRJ 200 авиакомпании SCAT, выполнявший рейс №760 Кокшетау – Алматы, потерпел крушение, не долетев около 5 км до аэропорта Алматы. Катастрофа произошла в момент захода самолета на посадку. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил. 31 января в Казахстане был объявлен днем траура по погибшим.

– 7 февраля во время посадки с посадочной полосы сошел самолет Ан-24, совершавший рейс Тараз – Алматы. На борту находились 24 человека (20 пассажиров и четыре члена экипажа). Жертв и пострадавших нет. 

– 7 марта самолет компании SCAT, летевший из Актау, совершил аварийную посадку в Тбилиси. По данным компании, салон лайнера был окутан дымом и пассажиров экстренно эвакуировали. После посадки в аэропорту Тбилиси и включения реверса двигателей произошло засасывание реагентов взлетно-посадочной полосы, что и создало неприятный запах в салоне, отметили в компании.

– 27 марта самолет авиакомпании SCAT, выполнявший рейс Актау – Уральск, после взлета был вынужден вновь вернуться на посадочную полосу Актау из-за самопроизвольного выпуска шасси. Как позже стало известно, датчик выпущенного положения шасси сработал ложно.

В случае с авиакомпанией «Сибирь» был проведен полноценный ребрендинг, тогда как SCAT выводит на рынок дополнительный бренд. Поэтому какой будет эффект, покажет время. 

Но это станет возможно, по мнению Ерлана Аскарбекова, вице-президента Клуба PR-шы, если под структурой понимается отдельное юридическое лицо и в нем будет свой самостоятельный менеджмент, «заточенный» на особо качественный сервис, имеющий правильные методы и ресурсы. «Если же речь только о суббренде, то сервис и управление будут такими же, как во всей компании SCAT», – подчеркнул он.

На этом фоне интересной становится цена вопроса, для которого, как указано в сообщении SCAT, «были привлечены специалисты из таких сфер, как маркетинг, нейминг, дизайн, сервис, психология восприятия и так далее». По мнению Ерлана Аскарбекова, в данном случае стоимость составит около $0,3–0,5 млн, поскольку «любой бренд на любом рынке может быть как выгодной инвестицией, так и убытками, и все зависит от двух факторов: от самого сервиса/продукта и эффективности маркетинга».

Между тем после трагедии со стороны авиакомпании отмечаются попытки пиара, чего не было замечено в период до катастрофы. В частности, на Youtube выложен ролик, в котором парень признается в любви своей девушке. Как сообщили представители авиакомпании SCAT одному из региональных изданий, пассажир, сделавший предложение, заранее договорился с сотрудниками авиакомпании. Экипаж был в курсе, но для пассажиров это было сюрпризом. Так авиакомпания получила неплохой кавередж в интернет-медиа, в ролике очень четко фиксируют камеру на логотипах SCAT. Вместе с тем SCAT наравне с АО «Эйр Астана» стал участником акции, в рамках которой ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предоставляется 100%-ная скидка на авиаперелеты по РК и в города стран СНГ. Однако SCAT ко всему прочему предложил 50%-ную скидку от стоимости билета для одного сопровождающего ветерана, что опять же не случайно и наталкивает на определенные выводы.

Справка. АО «Авиакомпания SCAT» было основано в июне 1997 года, базируется в международном аэропорту Шымкента, осуществляет регулярные и чартерные рейсы в города Казахстана и соседние страны. С момента катастрофы компания расширила свою маршрутную сеть и объявила об открытии рейсов по новым направлениям: Урджар – Алматы, Усть-Каменогорск – Кокшетау, Усть-Каменогорск – Москва, Усть-Каменогорск – Алматы. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить