Какие многосторонние банки развития нужны миру?

14252

Этим летом мир в буквальном смысле в огне

ФОТО: Depositphotos/kvkirillov

Эксперты считают, что новая угроза здоровью людей на уровне Covid появится уже при жизни следующего поколения. Из-за роста процентных ставок десятки стран сгибаются под грузом невообразимого долгового бремени. И впервые за почти полвека мировая экономика раскалывается, а не объединяется.

Все эти реалии повлияли на рекомендации, которые мы только что передали «Большой двадцатке» от специальной экспертной группы по вопросам финансирования развития (мы являемся её сопредседателями). Наш центральный вывод таков: нынешний уникально сложный момент требует радикальной перестройки деятельности многосторонних банков развития (сокращённо МБР), начиная с Всемирного банка. Потребности развивающихся стран в финансовых средствах, позволяющих им достичь целей в сфере развития и климата, быстро растут, но МБР не поспевают за этими темпами роста, при этом нынешний уровень их трансфертов финансовых ресурсов развивающимся странам является неприемлемо низким.

Большинство организаций (почти всегда) стремятся постепенно расширять свои масштабы и повышать эффективности, но МБР застряли на месте. Мы должны оставить в прошлом стерильные дискуссии о том, что нам нужно: больше финансирования или повышение качества управления, больше зелёных инициатив или увеличение расходов на развитие, больше программ госсектора или частного кредитования, увеличение финансового плеча или капитала. Должно быть не «или-или», а «и то, и другое». С этой целью мы призываем к действиям на трёх фронтах.

Во-первых, МБР должны взять на себя тройной мандат, добавив обеспечение глобальных общественных благ (сокращённо ГОБ) к своим нынешним целям – ликвидация крайней нищеты и содействие всеобщему процветанию. Это означает, что надо конкретизировать меры и процедуры, необходимые для интеграции климатической повестки и повестки развития. Прояснив эти задачи и официально поставив их перед собой, МБР смогут лучше планировать программы, касающиеся ГОБ (таких как борьба с изменением климата и адаптация к нему, биоразнообразие, надёжное обеспечение водой, противопандемическая готовность), и выполнять их быстро и в больших масштабах.

Во-вторых, стейкхолдеры должны предоставить МБР требуемые ресурсы. По нашим подсчётам, устойчивый уровень кредитования МБР должен утроиться к 2030 году – примерно до $400 млн в год. Сюда входят гранты и льготное финансирование для беднейших стран, нельготное финансирование для кредитоспособных стран со средними доходами, а также ресурсы, необходимые для мобилизации частного финансирования.

Один из главных приоритетов – убедить финансовых доноров предоставлять ежегодно дополнительные $30 млрд в виде грантов и льготного финансирования странам с низкими доходами. Это позволило бы увеличить финансирование Международной ассоциации развития в три раза к 2030 году. Такая помощь нужна странам с низкими доходами, чтобы они смогли достичь своих целей в сфере развития, справлялись с глобальными шоками, занимались реализацией серьёзных планов адаптации и повышения устойчивости к изменению климата, при этом сохраняя приемлемый уровень долга. Этот шаг помог бы также успокоить страны с низкими доходами, которые опасаются, что мандат МБР будет расширяться за счёт сокращения поддержки, которая им нужна для целей экономического и человеческого развития.

Что касается стран со средним уровнем доходов, то примерно половина объёмов, нужных для утроения уровня кредитования, может быть обеспечена самими МБР за счёт повышения эффективности использования уже имеющегося у них капитала. Но для второй половины потребуется новый раунд увеличения капитала. К счастью, данный механизм требует, чтобы финансовые доноры выплатили лишь несколько центов на каждый доллар, что представляется великолепным соотношением цена-качество. Каждый доллар доноров позволит увеличить на $7 новые суверенные кредиты и ещё на $8 прямую и косвенную мобилизацию частного капитала.

Впрочем, даже после серьёзного увеличения объёмов кредитования МБР размеры официальной помощи будет далеки от необходимых. Этот пробел обязан заполнить частный капитал. Есть хорошая новость: в большинстве МБР существуют департаменты, которые занимаются мобилизацией частного финансирования в целом ряде отраслей, в том числе в энергетике, здравоохранении, сельском хозяйстве, а также в сфере инфраструктуры и расширения охвата финансовыми услугами.

Плохая новость в том, что достигнутые результаты разочаровывают: в среднем МБР привлекают лишь 60 центов частного капитала на каждый выделяемый ими доллар, что намного ниже потенциального уровня. В течение последних шести лет общие размеры прямой и косвенной мобилизации частного финансирования стагнируют у МБР на уровне $60-70 млрд в год.

А теперь сравните эту сумму с полтриллионом долларов, которые требуются от частного сектора, чтобы он помог закрыть дыру в финансировании. МБР должны постараться как минимум удвоить коэффициенты финансовой мобилизации и обязательств, устраняя ключевые препятствия, в том числе риски местных валют, политические и регуляторные риски, дефицит приемлемых для банков проектов, недостаток рискованного капитала. Ключом к успеху станет, прежде всего, повышение аппетитов к риску у МБР.

В-третьих, коалиция спонсоров (включая правительства, благотворителей и частный сектор) должна создать новый «механизм глобальных вызовов», который предложит широкий спектр финансовых опций, в том числе гарантии, паевые инвестиции и другие инструменты, помогающие разделять риски. Это нужно для решения вечной проблемы МБР: они недостаточно активно используют некредитные инструменты (например, гарантии) для помощи суверенным и несуверенным заёмщикам. Такие инструменты стали особенно важны в нынешнем волатильном экономическом климате.

МБР – это правильные структуры для оказания помощи нашей планете и её населению. Лишь они обладают необходимым сочетанием экспертных знаний, стабильности, дешёвого финансирования, финансового плеча и возможностей для обмена знаниями. Но чтобы помочь преобразовать будущее развивающихся стран, МБР сначала обязаны преобразоваться сами. Это означает готовность принять культуру перемен, чтобы стать более клиентоориентированными и повысить качество коллективной работы, в том числе с помощью совместного финансирования, раздела рисков, установления стандартов.

Мы понимаем, что реализация предложенной программы потребует сильного политического лидерства и способности не сворачивать с пути. Но хотелось бы подчеркнули, что иного выбора нет. На кону стоит будущее нашей планеты и её населения.

Лоуренс Саммерс, главный экономист Всемирного банка в 1991-1993 годах, министр финансов США в 1999-2001 годах, директор Национального экономического совета США в 2009-2010 годах, президент Гарвардского университета в 2001-2006 годах, сейчас профессор Гарвардского университета

Нанд К. Сингх, председатель XV-й финансовой комиссии Индии, сейчас президент Института экономического роста (IEG), бывший депутат парламента, бывший секретарь премьер-министра Нарендры Моди

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить