Создадут ли подобную ОПЕК организацию для добытчиков металлов?

29411

Нам известно, что будущее будет за металлами, но еще неизвестно, будут ли эти металлы огорожены железным занавесом

Фото:Tom Fisk/pexels.com

В конце концов, большинство важнейших минералов поступают только из нескольких стран: Китай контролирует почти все тяжелые редкоземельные материалы (включая 91% магния и 76% металлического кремния), на Демократическую Республику Конго (ДРК) приходится более 60% мирового рынка кобальта, а Южная Африка контролирует 71% мировых поставок платины.

Эти металлы и важнейшие минералы имеют решающее значение для «зеленого» перехода, поскольку они используются во всем, от электромобилей до ветряных турбин. По оценкам Международного энергетического агентства, мировой рынок важнейших минералов за последние пять лет уже удвоился, а к 2040 году (по меньшей мере) вновь удвоится в связи с ростом спроса на электромобили, аккумуляторные батареи, производство электроэнергии с низким уровнем выбросов и электрические сети.

ДРК, Чили, Перу, Китай, Россия, Южная Африка и даже Австралия выиграют от растущего спроса на важнейшее сырье. В условиях, когда все остальные страны полны решимости обеспечить свои собственные поставки, богатые минеральным сырьем страны могут последовать модели ОПЕК и попытаться сформировать Организацию стран-экспортеров металлов (OMEC).

Также ведутся разговоры о расширении неформальной группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) за счет включения в нее других соответствующих развивающихся рынков, в частности производителей сырьевых товаров. По этому сценарию картель металлов может охватить Глобальный Юг, объединив некоторые страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Лаос и Шри-Ланку), некоторые страны Африки (Нигерию, Кению и Анголу), а также некоторые страны Латинской Америки. (Боливию и Аргентину).

Если богатые полезными ископаемыми страны объединят свои усилия, они смогут встряхнуть мировые рынки тремя способами, начиная с манипулирования ценами. Подобно ОПЕК, страны OMEC могли бы использовать квоты на добычу или экспорт для повышения цен, что, в свою очередь, привело бы к удорожанию экологически чистых технологий и потенциально замедлило бы «зеленый» переход. Более того, новый картель может пойти на стратегические перебои поставок, чтобы получить геополитические рычаги влияния на страны, сильно зависящие от этих металлов. Кроме того, он может заключать эксклюзивные торговые соглашения со стратегически выбранными партнерами, еще больше концентрируя свою рыночную власть и склоняя мировое предложение по своему усмотрению.

Все эти риски подразумевают, что страны, которые картель считает «недружественными», могут столкнуться с проблемами при получении необходимых им ресурсов. Мы получили представление об этой динамике в 2010 году, когда Китай, в рамках территориального спора, запретил экспорт некоторых редкоземельных элементов в Японию. Цены взлетели до небес, и потребовались годы, чтобы решить этот вопрос во Всемирной торговой организации. К тому времени производственно-сбытовые цепочки на основе редкоземельных элементов уже переместились в Китай, и последующее падение цен еще больше закрепило его превосходство в производстве и переработке.

Сегодня китайские экспортные эмбарго, вероятно, были бы гораздо более эффективными, поскольку концентрация производственно-сбытовых цепочек означает, что правительство может легко обеспечить выполнение своих заказов (и не только в секторе редкоземельных продуктов). Для торговых партнеров Китая «снижение рисков» потребует много времени и государственной поддержки, поскольку альтернативные источники, как правило, обходятся дороже.

Ситуация еще больше усложняется тем, что многие правительства вводили новые ограничения на экспорт критического сырьевых материалов, особенно алюминия, кобальта и гелия. За последнее десятилетие количество таких мер увеличилось более чем в пять раз, особенно в Китае, Индии, Пакистане, Аргентине и России, а также в Соединенных Штатах. Такое развитие событий представляет особую угрозу для зависимых от импорта стран, таких как Япония, Южная Корея и члены ЕС.

Например, Европейский Союз полностью зависит от импорта сурьмы и бората, которые необходимы для крупномасштабного хранения энергии и ветряных турбин, соответственно, и более чем на 80% зависит от импорта шести других видов сырья. На этапе переработки он на 100% зависит от импорта по шести основным материалам и на 80% зависит еще по семи. Кроме того, по некоторым видам минерального сырья ЕС зависит в основном от одного поставщика, например, по магнию, германию и редкоземельным элементам – от Китая, по борату – от Турции. Таким образом, ЕС может столкнуться с критическим дефицитом, если цепочки поставок будут нарушены по экономическим или геополитическим причинам.

Еще один риск связан с концентрацией ведущих фирм производственно-сбытовой цепочки. Несмотря на то, что кобальт находится в основном в ДРК, контроль над поставками кобальтовой продукции перешел от правительства ДРК и российских компаний к китайским и южноафриканским фирмам. Аналогичным образом, только одна компания из ЕС входит в десятку крупнейших производителей меди, а на долю шести компаний из четырех стран (США, Великобритании, Швейцарии и Канады) приходится около одной трети мирового производства меди.

Очевидно, что растет необходимость в диверсификации связей с поставщиками, а также в осуществлении более конкретных инвестиций за рубежом для предотвращения дальнейшей концентрации в долгосрочной перспективе. К числу наиболее неотложных решений относится скорейшее увеличение числа акционеров в доминирующих компаниях, будь то государственных или частных, путем поддержки благоприятной торговой и иностранной инвестиционной политики. Инициатива ЕС Global Gateway является ценной платформой, и может быть дополнительно задействована в партнерстве с богатыми ресурсами странами для повышения устойчивости производственно-сбытовых цепочек.

Для стран, в значительной степени зависящих от импорта важнейших минеральных ресурсов, «игра в долгую» потребует наращивания отечественных мощностей по добыче и переработке, внедрения экологически безопасных методов добычи и инвестирования в развитие технологий переработки. Новые технологические разработки будут играть ключевую роль в снижении материалоемкости и содействии замещению. Например, натрий-ионные батареи могли бы ослабить давление на поставки лития. Однако, с учетом того, что поставлено на карту при глобальном переходе к «зеленой» экономике, приоритетом должно быть сохранение свободной, справедливой и открытой торговли. Создание нового картеля противоречит этой цели.

Людовик Субран, главный экономист Allianz

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить