Как подготовить многосторонние банки развития к борьбе за климат

16602

Мир столкнулся с величайшей угрозой, но при этом он скован в своих действиях

ФОТО: Depositphotos/vencav

С каждым годом становятся всё более очевидными разрушительные последствия климатического кризиса, а многосторонние банки развития (МБР) продолжают играть лишь маргинальную роль в глобальной борьбе с этим кризисом. Годовые собрания Всемирного банка и Международного валютного фонда 9–15 октября предоставляют важный шанс для смены курса.

Последние события в Ливии, Пакистане и в странах Африканского Рога подтверждают суровую трагическую правду: климатические катастрофы сегодня оказываются сильно переплетены с экономическим развитием. Глобальная система международных банков развития с кредитным рейтингом ААА (Всемирный банк находится в центре этой системы) должна стать основой финансирования борьбы с изменением климата и адаптации к нему в развивающихся странах. Но эти банки не спешат выходить вперед.

Общий объем предоставляемых МБР кредитов колеблется на уровне около $100 млрд в год. Однако, как отмечается в новом докладе Независимой группы экспертов G20 по вопросам МБР, чистый денежный трансферт от МБР развивающимся странам сегодня близок к нулю (или даже отрицателен), если учесть выплаты этими странами прежних долгов. Между тем, согласно подсчетам Независимой группы экспертов высокого уровня по вопросам климатического финансирования, нам нужны дополнительно $2,4 трлн в год для финансирования как развития, так и борьбы с изменением климата.

Необходимо больше инициатив, которые помогут разблокировать потоки частного капитала в зеленые проекты в развивающихся странах. С этой целью на саммите «Новый глобальный финансовый пакт», состоявшемся этим летом в Париже, было выдвинуто предложение о частичных валютных гарантиях для обеспечения финансово менее затратной защиты инвесторов от убытков, связанных с волатильными колебаниями валютных курсов в развивающихся странах. Это крайне важный шаг вперед. Однако многие категории климатических инвестиций, в том числе в устойчивую инфраструктуру (например, в укрепление защиты от повышения уровня моря и наводнений) и в климатически устойчивые системы здравоохранения и образования, не приносят достаточной доходности, чтобы привлечь игроков частного сектора.

Разные потребности в климатическом финансировании требуют разных методов финансирования. Именно поэтому «Бриджтаунская инициатива», которую выдвинула премьер-министр Барбадоса Миа Амор Моттлипредлагает подходить к климатическому финансированию как к всеобъемлющей глобальной системе. В формировании климатической устойчивости в развивающихся странах тон должны задавать МБР.

Мы уже знаем масштабы дефицита финансирования мер адаптации к изменению климата. Согласно подсчетам в широко обсуждавшемся докладе 2022 года, опубликованном Независимой группой экспертов высокого уровня по вопросам климатического финансирования (ее возглавляют Вера СонгвеНиколас Стерн и Амар Бхаттачарья), для того, чтобы защитить жизни людей и источники их существования от последствий изменения климата в развивающемся мире, ежегодные расходы многосторонних банков развития нужно увеличить на $200 млрд.

Мы также знаем, как закрыть эту дыру с минимальным привлечением дополнительного капитала от правительств стран мира. Во-первых, если экстраполировать результаты недавнего анализа, опубликованного Фондом Рокфеллера, МБР могли бы ежегодно выдавать на $75 млрд больше кредитов с уже имеющимся у них капиталом и кредитными рейтингами, если они выполнят новые рекомендации Независимой комиссии G20 по вопросам адекватности капитала МБР. В числе ключевых мер: увеличение объема средств, которые МБР могут предоставлять в виде кредитов с уже имеющимся у них капиталом, но сохраняя при этом кредитное качество; более активное использование невостребованного капитала акционеров (это малоиспользуемая гарантия акционеров, которая уже имеется на балансе у всех МБР); стандартизация подходов к капиталу у рейтинговых агентств и МБР.

Во-вторых, МБР могли бы увеличить ежегодные объемы кредитования еще на $25 млрд, если акционеры расширят свои гарантии для снижения рисков в портфеле выдаваемых МБР кредитов, связанных с климатом. На практике такие гарантии не требуют большого количества долларов, потому что вероятность обесценивания всего портфеля кредитов у кредитора с рейтингом ААА низкая. МБР уже демонстрируют наилучшие результаты среди любых кредиторов, когда речь заходит о возврате проблемных кредитов. Для акционеров МБР бюджетный эффект будет номинальным.

Нет лучшего способа для использования одного доллара в качестве рычага. Согласно оценкам Комиссии по вопросам образования под председательством бывшего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна (он одним из первых предложил идею подобных гарантий), требуется всего лишь $1 поддержки для гарантии кредитного портфеля размером $27. В сентябре на саммите «Большой двадцатки» в Нью-Дели министр финансов США Джанет Йеллен предложила аналогичный подход (хотя и несколько более умеренный).

Наконец, дополнительные $100 млрд кредитов можно мобилизовать ежегодно, если акционеры МБР увеличат предоставляемые каждый год суммы всего лишь на $10 млрд в течение следующих десяти лет. Именно это предложила недавно Независимая группа экспертов G20 по вопросам МБР под председательством Нанда Кишора Сингха и Лоуренса Саммерса. Если допустить, что состав акционеров у МБР примерно такой же, как у Всемирного банка, ежегодные взносы во всей системе МБР составят примерно по $400 млн от Британии и Франции, $450 млн от Германии, $600 млн от Китая и $1,6 млрд от США.

Чтобы лучше оценить эти цифры, вспомните, что в 2022 году США потратили $113 млрд (и совершенно оправданно) на поддержку Украины. Это почти в 100 раз больше суммы взноса, необходимого для того, чтобы помочь радикальному улучшению финансирования развития и борьбы с изменением климата. Британия и Канада тоже потратили на военную помощь в разы больше, чем сумма их потенциального взноса в МБР.

Государственные делегации едут на собрание Всемирного банка в Марракеше, а мы уже знаем, что нужно сделать. Не надо ждать еще одно лето рекордной жары, наводнений, засух и смертности из-за изменений климата для того, чтобы мы вышли из состояния самоуспокоенности и бездействия. Но лишь ключевые акционеры МБР способны помочь развивающимся странам осуществить их амбиции, увеличив ежегодные объемы кредитования на требуемые $200 млрд.

Архимед сказал:«Дайте мне достаточно длинный рычаг и точку опоры, на которой я могу его разместить, и я переверну мир». Система многосторонних банков развития с кредитным рейтингом ААА и статусом преимущественного кредитора – это и есть тот самый рычаг. Глупо не воспользоваться им.

Авинаш Персод, специальный климатический посланник премьер-министра Барбадоса Мии Амор Моттли, член Независимой группы экспертов высокого уровня по вопросам климатического финансирования

Крис Хамфри, старший научный сотрудник Института зарубежного развития (ODI), бывший член Независимой группы экспертов G20 по вопросам адекватности капитала МБР

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить