Как финансировать зеленую инфраструктуру

Для стимулирования развития и борьбы с изменением климата странам с формирующимся рынком и развивающимся странам (EMDE) в течение следующих нескольких десятилетий потребуются огромные инвестиции в зеленую инфраструктуру

ФОТО: © unsplash.com

Однако у многих из этих стран ограниченное бюджетное пространство, особенно после потрясений последних нескольких лет. Учитывая это для того, чтобы удовлетворить инфраструктурные потребности стран EMDE мы должны мобилизовать избыточные частные сбережения в странах с развитой экономикой. Вопрос в том, каким образом это сделать.

Первым шагом на пути к наведению мостов между частными сбережениями и инвестициями в инфраструктуру в странах EMDE является понимание потребностей инвесторов. Институциональные инвесторы, как и все другие типы долговых и долевых инвесторов, имеют свои собственные стимулы, ограничения и цели, которые и представляют соответствующее размещение фондов, в том числе какие типы проектов (гринфилд или браунфилд) поддерживать, где и на каком этапе проектного цикла (разработка, строительство или эксплуатация). Недостаточный охват рисков, отсутствие данных и неоднородность структур проектов, нормативно-правовой базы и договорных стандартов, все это может служить препятствием для инвестиций.

Задача состоит в том, чтобы определить «привлекательные инвестиционные возможности» и более систематический подбор под них инвесторов. Центральное место в этих усилиях должно занимать предоставление широкого спектра хорошо структурированных инвестиционных продуктов, предназначенных для различных типов институциональных инвесторов и их соответствующих профилей риска/доходности. Например, институциональные инвесторы (такие как, пенсионные фонды) могут быть склонны к участию на более ранних этапах проекта (до начала его осуществления), если они покрывают и учитывают риски рефинансирования и строительства.

Еще одним вызовом для инвесторов в страны EMDE являются валютные риски. Здесь экспортно-кредитные агентства могут оказаться в состоянии помочь, хотя зачастую и по высокой цене.

Недостаток соответствующих финансовых инструментов, а также стоимость и сложность уже имеющихся инструментов является еще одним потенциальным препятствием для инвестиций в инфраструктуру в странах EMDE. Инструменты с фиксированным доходом, включая облигации (проектные, муниципальные, субсуверенные и зеленые облигации, а также сукук), и займы (прямое и совместное инвестиционное кредитование инфраструктурных проектов и синдицированные проектные кредиты) могут помочь решить эту проблему, поскольку они могут привлечь в страны EMDE широкий круг институциональных инвесторов.

Многосторонние финансовые институты призваны сыграть важную роль в привлечении частного капитала для осуществления долгосрочных проектов, которые могли бы стимулировать развитие в странах и секторах, которые по мнению рынков капитала сопряжены с высоким риском. Предоставляя финансирование, гарантии или и то, и другое, такие институты могут снизить риски проектов и привлечь частные инвестиции. Они также могут привлекать партнеров к конкретным сделкам через синдикаты.

Частный сектор, со своей стороны, располагает рядом инструментов для управления рисками. Например, компании могут использовать инструменты передачи рисков и повышения кредитоспособности, которые в настоящее время опробуются национальными и многосторонними банками развития. К их числу относятся гарантии, страховые полисы и механизмы хеджирования, в соответствии с которыми поставщик соглашается за определенную плату возместить концессионеру (или своим кредиторам) компенсацию в случае невыполнения обязательств или убытков, возникающих в результате определенных обстоятельств.

Здесь особенно важно страхование политических рисков. Некоторые отрасли, такие как телекоммуникации или электроэнергетика, в большей степени подвержены волатильности регулирования или воздействию политического давления (в том числе на цены). Это предполагает необходимость более тщательного контроля со стороны инвесторов в инфраструктуру и специализированных механизмов снижения рисков.

Ключевое значение имеет финансовая структура проекта. Опыт показывает, что разнообразный состав спонсоров проекта – включая отечественные, международные и многосторонние банки и собственников – может сдерживать политическое вмешательство и выступать в качестве буфера от потрясений. И точно так же, как стратегические союзы с иностранными структурами дают местным субъектам возможность застраховаться от политического вмешательства, a партнерские отношения с местными компаниями могут помочь инфраструктурному оператору преодолеть ярлык «иностранного инвестора».

В преобразовании сегодняшнего избытка ликвидности сбережений в столь необходимые инвестиции в зеленую инфраструктуру стран EMDE важная роль отводится как государственному, так и частному секторам. Директивные органы должны повышать транспарентность правовой базы и добиваться политической и нормативной стабильности, признавая, что государственный сектор в конечном счете будет нести высокие транзакционные издержки, которые несут частные инвесторы, когда они направляют финансовые ресурсы в страны EMDE.

Институциональные инвесторы и другие финансовые посредники, а также небанковские финансовые институты часто указывают на отсутствие портфеля готовых инвестиционных проектов. Чтобы улучшить свои возможности, государственный сектор должен взять на себя больше ответственности за разработку проектов в ситуациях, характеризующихся значительной сложностью и регулятивным риском, особенно когда риски трудно определить и оценить заранее. Издержки, связанные с этим процессом, могут быть в значительной степени возмещены, когда будут созданы государственно-частные партнерства (такие как концессии). Важнейшее значение имеет планирование и установление приоритетов в государственном секторе.

Но частные инвесторы также должны играть более активную роль, включая использование имеющихся в их распоряжении инструментов по управлению рисками. Сложные, развитые финансовые рынки и инструменты могли бы помочь, позволив финансовым агентам брать на себя риски, соответствующие их аппетитам и возможностям.

Это будет непросто. Но с помощью этих строительных блоков мы можем построить самую важную инфраструктуру из всех: мост, соединяющий сбережения развитых стран и финансовые потребности стран EMDE.

Карим Эль-Айнауи, исполнительный президент Центра политики Нового Юга, исполнительный вице-президент Политехнического университета Мохаммеда VI и декан его факультета управления, экономики и социальных наук

Отавиано Кануто, бывший вице-президент и исполнительный директор Всемирного банка и исполнительный директор Международного валютного фонда, старший научный сотрудник Института Брукингса и старший научный сотрудник Политического центра Нового Юга

© Project Syndicate 1995-2022 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
10665 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить