Паромы, кадры и предсказуемость: чего не хватает немецким компаниям в РК

14105

Бизнесмены из ФРГ поделились своими идеями с казахстанскими чиновниками и представителями квазигоссектора

Фото: © Bennet Rietdorf

Предложения и пожелания по развитию германского бизнеса в Казахстане  высказали участники конференции «25-й День германской экономики в Казахстане», прошедшей 12 сентября в Алматы. Темой форума стало «Промышленное сотрудничество в свете новых реалий». И хотя «новые реалии» (последствия коронавируса, война в Украине, разрыв цепочек поставок и т.д.) больше напоминали стаю талебовских «черных лебедей», участники встречи были оптимистичны. И руководители германских компаний, и казахстанские чиновники в один голос твердили о перспективах, потенциале и «отличном моменте для налаживания сотрудничества» - цитата из выступления руководителя внешнеэкономической деятельности Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии доктора Фолькера Трайера.

Фолькер Трайер
Фолькер Трайер
Фото: © Bennet Rietdorf

- Казахстан и Германия подходят друг другу как части пазла, - считает доктор Траер. - Для Германии интерес представляют не только полезные ископаемые, но и привлекательное геополитическое положение Казахстана на пути между Китаем и общим европейским пространством. Мы хотели бы стать независимыми от монопольного предложения [России] на рынке ресурсов, поэтому для нас важен «Средний коридор», через который можно доставлять ресурсы в Европу.

Золотая середина транспортного коридора

«Средний коридор», или, как его чаще называют в Казахстане, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — это путь, который идёт через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. «Средний коридор» занял «срединное» место и на германском форуме — его упоминали почти все спикеры. Также почти все участники прошлись по «зеленой» повестке. Например, Герлинд Хекманн, глава департамента внешней торговли Федерального министерства экономики и защиты климата ФРГ, поблагодарив Казахстан за «стабильность экономики» и «гибкость политики», проявленные в условиях войны в Украине, обозначил «очень амбициозные цели по декарбонизации».

- В Казахстане есть все условия для развития возобновляемых источников энергии и производства зеленого водорода, страна может стать партнером по энергетической трансформации во всем регионе, - констатировал он, отметив, что теперь необходимо диверсифицировать пути поставок как упомянутого зеленого водорода, так и нефти.

Представителю федерального министерства ответил депутат сената РК Евгений Больгерт, пообещав сотрудничать в сфере энергоаудита, развивать возобновляемую энергетику и придать новый импульс торговле углеродными квотами.

- В привлечении зеленого финансирования у нас большие перспективы, - заверил депутат и добавил: - Мы можем предложить беспрецедентные условия инвесторам для вложения в приоритетные отрасли в Казахстане вплоть до освобождения от всех налогов до трех лет. Надеемся, что германские инвесторы обратят на это внимание и зайдут со своими проектами в Казахстан.

Однако, привечая иностранный бизнес, Казахстан не намерен забывать о своих производителях, уточнил Евгений Больгерт. Он подчеркнул, что правительство РК намерено развивать обрабатывающую промышленность на основе увеличения внутристрановой ценности, то есть используя местные кадры, обеспечивая местных производителей сырьем по «разумным ценам», гарантируя сбыт продукции через инструмент офтейк-контрактов.

- Цель обеспечения локального контента не должна оправдывать дискриминацию иностранного бизнеса, а торговые барьеры не должны мешать тем, кто приходит в вашу страну, - возразил Больгерту доктор Трайер.

В Казахстане простора для деятельности хватит всем, заверил участников форума управляющий директор НУХ «Байтерек» Ержан Елекеев и перечислил отрасли, где ждут инвестиций. Прежде всего это автомобилестроение. Если в 2022 году в РК было собрано 113 тыс. автомобилей, то через три-пять лет планируется выпустить уже 400 тыс., причем более половины — методом мелкоузловой сборки.

Ержан Елекеев, Альбин Доберсек
Ержан Елекеев, Альбин Доберсек
Фото: © Bennet Rietdorf

- Мы серьезно обсуждаем вопрос производства на территории Казахстана автостали и пластика для бамперов, также обсуждаем вопрос штампов. Если у наших немецких коллег есть заинтересованность, то мы готовы всю цепочку от сырья до готовой продукции локализовать вместе с вами, - предложил Елекеев, назвав также в качестве перспективных проектов газохимический комплекс, производящий полипропилен, завод по производству полиэтилена и бутадиена и глубокую переработку зерна.

Желающим заняться этими проектами топ-менеджет «Байтерека» посулил длинное дешевое финансирование, преимущественно через БРК, от 3% годовых сроком кредитования до 20 лет.

- А по ряду ключевых инфраструктурных проектов мы готовы даже заходить в капитал, обеспечивая некую гарантию, что проект реализуется, - добавил Елекеев.

Услышав разговор про кредитование, кто-то в зале выкрикнул предложение: «Давайте откроем Deutsche Bank в Казахстане!». «Почему бы и нет?» - зааплодировала публика. Однако в комментарии Forbes.kz на вопрос, нужен ли Казахстану Deutsche Bank, глава Представительства германской экономики в Центральной Азии (ЦА) и Союза германской экономики в РК Ховсеп Восканян ответил отрицательно:

- Я знаю, что в Казахстане работают германские банки: Deutsche Bank, Commerzbank, оба — через представительства. Также я знаю о других банках, например DZ Bank, которые активно работают с казахстанским рынком, не имея здесь представительства. Я думаю, имелся в виду полноценный филиал, который бы напрямую предлагал свои услуги корпоративным и частным клиентам. Но я считаю, что казахстанский финансовый рынок неплохо развивается, иностранные банки на рынке есть. Мне, как представителю германской торговой палаты, конечно, было бы приятно видеть немецкий банк здесь, но я думаю, что банковский рынок Казахстана на данный момент предлагает достаточно опций бизнесу, плюс у Германии есть ряд очень хороших инструментов для поддержки немецких компаний, которые выходят здесь на рынок.

Ховсеп Восканян
Ховсеп Восканян
Фото: © Bennet Rietdorf

Говоря о препятствиях, с которыми сталкиваются компании из ФРГ в Казахстане, Восканян отметил, что «любые изменения законодательства должны предусматривать достаточно длинный срок для адаптации бизнеса, который заходил на рынок под другими условиями, и, конечно, не быть ретроспективными».

Бизнесмены всей Евразии, соединяйтесь!

Помимо льгот и кредитов иностранным компаниям нужна стабильность, отметил директор отдела финансов «Henkel в странах Центральной Азии и Кавказа» Штефан Морланг, а в регионе все время происходят локальные конфликты — как между Азербайджаном и Арменией, или волнения, как в Казахстане.

- В России у нас было 11 заводов, — напомнил он, — но в 2022 году мы полностью перестроили нашу работу, покинули российский рынок, сосредоточились на Кавказе и Центральной Азии, переработали всю рекламу и маркетинг. Для нас важно спокойствие, стабильность — тогда это будет история успеха.

Феликс Брюхер, Ульф Шнайдер, Штефан Морланг
Феликс Брюхер, Ульф Шнайдер, Штефан Морланг
Фото: © Bennet Rietdorf

С коллегой согласился президент и основатель Schneider Group Ульф Шнайдер, назвавший еще одно перспективное направление — Китай. Многие европейские компании, которые хотят наладить сотрудничество с Китаем, планируют открывать офисы в Таиланде или Вьетнаме.

- Но многие думают и об инвестициях в страны Центральной Азии, чтобы отсюда обслуживать Китай, Россию и, если мы говорим о «Среднем коридоре», то и Европу, — обрисовал свое видение основатель Schneider Group.

Штефан Морланг, однако, предупредил казахстанцев, что соседи тоже стараются предоставить выгодные условия для иностранных инвесторов.

- Конкуренция Узбекистана и Казахстана будет продолжаться, - считает он, - и Казахстан должен оставаться конкурентоспособным и заботиться о том, чтобы оставаться привлекательным для инвестиций.

Ульф Шнайдер в свою очередь порекомендовал Казахстану использовать свои интеграционные «наработки», в том числе членство в Евразийском экономическом союзе. Идея Шнайдера - «вывести из комы» проект общего экономического пространства Европы и Азии «от Лиссабона до Владивостока».

- Мы могли бы приложить усилия и создать общие стандарты логистики, даже стандартизация обычного документа по фрахту уже была бы большим достижением. Центральной Азии это дало бы шанс на рост производства, развитие экспорта в Китай, в регион ЦА или в Европу. Казахстан, как член ЕАЭС, мог бы стать посредником между всеми странами. И внешняя политика Казахстана помогла бы ему в этом. В итоге экономические связи помогли бы снять политическое напряжение, - уверен Шнайдер.

Не помешали бы также квалифицированные кадры, прогнозируемая налоговая политика, прозрачность контрактов и поддержка научных исследований, добавили участники форума.

- Мы подумаем над программой субсидирования или частичного возмещения затрат на НИОКР и обсудим эти предложения с германскими коллегами, - пообещал представитель «Байтерека» Ержан Елекеев.

Поднять паруса!

Более подробно обсудить «Средний» и другие коридоры участники встречи собрались на панельной сессии «Новый Шелковый путь - логистика и инфраструктурное развитие». Самой эмоциональной на обсуждении была речь генерального директора ТОО «Порт Курык» Серика Ахметова. Он призвал налаживать паромные переправы через Каспий, то есть строить большие суда, на которые можно загонять целые железнодорожные составы и перевозить их на другой берег. По его мнению, объемы для таких перевозок обеспечит не только Китай, но и Индия, которая тоже смотрит в сторону Европы.

Серик Ахметов (в центре)
Серик Ахметов (в центре)
Фото: © Bennet Rietdorf

- Нужен флот! - убежден Серик Ахметов. - Тогда Казахстан может заполнить ниши, которые освободились. 20% стоимости любого товара — это логистика. Если будем развивать логистику, то и наш ВВП поднимется на 20%.

Оппоненты Ахметова тут же накидали ему возражений: сухопутный маршрут в 3-5 раз дороже морского (хотя и быстрее в два-три раза), паромов нет и взять их негде (разве что купить в Греции старые и переправить по Волго-Донскому каналу), нет инфраструктуры по перевалке с железнодорожной колеи 1435 на колею 1520 и обратно, на Босфоре пробки, а большинство контейнеров возвращаются из Европы в Китай пустыми.

- Если страна научится строить корабли, это даст столько компетенций и потянет за собой другие отрасли! - не сдавался Серик Ахметов.

По мнению гендира порта «Курык», стоит задача построить 10-20 танкеров в зависимости от тоннажа. Тогда через Каспий можно будет переправлять по 10 млн тонн нефти. У Серика Ахметова было еще много идей и предложений, но уставшие слушатели аплодисментами погасили энтузиазм докладчика.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить