«Мы формируем новое поколение поставщиков» - Максим Кузнецов о карьерном пути

13803

CEO «Тендерплан» о создании проекта и работе на рынке Казахстана

Максим Кузнецов
Максим Кузнецов
ФОТО: архив пресс-службы

Максим Кузнецов запустил проект «Тендерплан» в 2013 году. Сейчас его компания показывает рост выручки YoY на ~30% каждый год с момента запуска. Им пользуется более 10 000 компаний, участвующих в закупках, в том числе участники Forbes Global (Danone, Siemens и Société Générale S.A.), а сам сервис занимает первое место в рейтинге ПО для предпринимателей, по данным klerk.ru.

Максим, расскажите о том, где вы учились? Почему выбрали именно это направление?

- Моя мама работала в магазине компьютерных игр, и я часто оставался после уроков, чтобы помогать ей. Тогда я сильно увлекся компьютерами и, конечно, познакомился почти со всеми существующими играми. Этот мир завораживал: мне хотелось разобраться в том, как игры сделаны. Еще во время учёбы в первой гимназии в Ульяновске я принял решение поступить в технический лицей, а затем и в «политех» (УлГТУ) на факультет информационных систем и технологий. Тогда там была сильная «старая» техническая школа, и суровые преподаватели заложили во мне фундаментальные основы логики и программирования.

С первого курса я уже работал по специальности, подрабатывая системным администратором. Вначале я обслуживал клиентов магазина, а затем и малый бизнес, который в то время активно переходил на цифровизацию.

Расскажите о первом опыте работы или первом проекте. Какие инсайты он вам дал?

- Во время моей работы системным администратором я видел проблемы, связанные не только с компьютерами или сетями, но и с бизнесом.

Мне часто удавалось общаться с учредителями и руководителями, которые рассказывали мне об устройстве их предприятия и внутренних процессах. Так мне удалось посмотреть на бизнес-опыт изнутри.

У одного из моих клиентов, производителя ювелирных изделий, плохо шла работа без автоматизации. «Бутылочные горлышки» были со всех сторон: от приёмки изделий на склад до невероятных сроков ожиданий отгрузки клиентом. Изучив все процессы и набравшись смелости, я предложил написать небольшую ERP-систему, которая бы объединила в себе все производственные процессы. В то время у меня не было какого-либо коммерческого опыта в написании таких систем, но я смог убедить основателей.

В этом проекте я делал абсолютно всё – от проектирования логики системы, дизайна и программирования до закупки оборудования.

Для помощи с написанием кода программы я пригласил своего сокурсника, фактически он стал первым сотрудником моей «компании». После невероятно тяжелой и усердной работы и бесчисленных бессонных ночей система заработала. Результаты внедрения были видны сразу: скорость приёма товара выросла в 5 раз, а отгрузки стали проходить практически в режиме реального времени. Поняв, что этот опыт можно масштабировать, я решил сфокусироваться на подобных решениях.

С начала своего создания в 2013 году проект «Тендерплан» активно развивается, ежегодно увеличивая число пользователей на 30-40%. Расскажите подробнее об идее создания проекта и о том, каких успехов проект достиг.

- Тендерплан сегодня – это лидер на рынке инструментов для работы с тендерами и b2b-закупками в России и странах СНГ: сервис занимает первое место в рейтинге ПО для предпринимателей, по данным klerk.ru. Мы предлагаем уникальное решение для взаимодействия с тендерами, за счет которого представители малого и среднего бизнеса получают ежегодный рост выручки и повышают шансы выигрыша в госзакупках в среднем на 35%. На данный момент десятки тысяч предприятий по всему СНГ, в том числе и на рынке Казахстана, используют «Тендерплан» как основной инструмент для работы с тендерами. Даже на рекрутинговых порталах публикуют вакансии с требованием опыта работы в «Тендерплане».

Основные наши клиенты — это малый и средний бизнес, однако у нас есть и представители Forbes Global, например, Danone, Siemens и Société Générale S.A., ABBYY и другие. Также многие школы госзакупок построены на базе системы поиска «Тендерплан», а тысячи предпринимателей погружаются в сферу закупок и обучаются участию на основе нашего продукта. Тем самым мы формируем новое поколение поставщиков, которые готовы к быстрому старту и легким победам.

Идея проекта пришла ко мне ещё во время работы на рынке заказной разработки. Тогда мы сами часто участвовали в тендерах в роли поставщика. На своей шкуре мы ощутили все проблемы, с которыми сталкивается поставщик в тендерной системе, и смогли найти эффективные решения. В те времена все тендеры приходили просто на электронную почту и было невозможно построить нормальный процесс их обработки. Каждый заказ нужно было оценивать разным отделам – техническая часть, финансовая, юридическая и так далее. Часто письма уходили на следующий этап, а затем просто терялись из-за огромного неструктурированного потока информации.

Поэтому, используя наши «боли» и опыт, мы разработали свою уникальную систему, которая решает все эти задачи. В «Тендерплане» все процессы – от поиска до обработки и аналитики -– происходят внутри продукта. В продукте сильная лингвистическая модель, которая позволяет очень тонко настроить поиск по любым отраслям. Все процессы и принятие решений происходят прямо в карточке тендера, поэтому перепутать заказ просто невозможно. Всё это позволило «Тендерплану» стать стандартом индустрии.

Вы упомянули вашу работу на рынке Казахстана. Расскажите об этом подробнее

- Мы полноценно вышли на рынок Казахстана в 2021 году. Честно говоря, клиенты оттуда были с самого начала, но сейчас у нас полноценный продукт для такого крупного рынка. Это и отдельное юридическое лицо, и инфраструктура, и сервис, и техническая поддержка. Сейчас мы принимаем оплату в тенге. Также у нас есть все основные тендерные площадки Казахстана, и мы продолжаем расширять их список. «Тендерплан» позволяет предпринимателям из Казахстана расширить свои возможности по поставкам как на местный рынок, так и на объемный рынок России, на котором сейчас не хватает поставщиков. За счёт правил Таможенного союза и возможностей нашей системы участие в тендерах России для поставщика из Казахстана не сложнее, чем на домашнем рынке.

Что самое трудное в вашей работе?

- Самое сложное в моей работе – это поиск талантливых людей. Неважно, насколько отличная у тебя идея и на сколько ты сильный предприниматель, без команды это просто фантазии. На рынке не всегда есть специалисты с необходимым уровнем квалификации, поэтому мы выращиваем людей внутри компании.

Мы разрабатываем процессы по обучению и росту сотрудников, а также покупаем курсы профессионального обучения, ведем корпоративную библиотеку, помогаем с обучением английскому языку или занятиями в фитнес-клубе. Для каждого мы находим то, чем можем помочь именно на том этапе, на котором находится человек.

Максим, вы являетесь «директором года» по итогам премии «Развитие регионов», которая оценивает успешные практики и проекты по развитию регионов России. Также вас регулярно приглашают оценивать работу других специалистов, например, в рамках международных фестивалей. Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям?

- За свой многолетний опыт я выделил для себя несколько важных жизненных правил, которые точно помогут начинающим предпринимателям. Самое главное - избавиться от страха ошибки. Нужно быть готовым к любым результатам и быстрой адаптации.

Не ориентируйтесь на мнение других, научитесь доверять себе и своему видению. Осуждение и критика ваших идей или решений – это лишь субъективная точка зрения со стороны.

Развивайтесь! Нельзя стоять на месте, следите за новостями и всеми изменениями на рынке. Анализируйте конкурентов и их неудачи, чужие ошибки обходятся дешевле, чем собственные.

Обменивайтесь опытом с другими предпринимателями, инвесторами и экспертами в вашей области. Это отличный источник информации, советов и возможностей для сотрудничества.

И последнее, учитесь эффективно управлять своим временем и ресурсами. Разработайте систему организации, которая поможет вам приоритизировать задачи и контролировать свой прогресс.

Какие планы на будущее вы строите? Чего хотите достичь?

- Тендерные продажи сейчас активно развиваются, поэтому у нас большие планы по дальнейшему развитию. Мы выстраиваем свою экосистему, добавляя новые продукты для поставщиков, внедряем инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения для повышения эффективности работы наших клиентов.

Помимо этого, мы с командой планируем выйти на международный рынок с новым b2b-продуктом. У нас накопился достаточно большой опыт построения крупных бизнес-систем, и мы хотели бы реализовать себя на новых рынках.

Сабина Абасова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить