HR-исследование: карьерные ожидания казахстанской молодёжи
По официальным данным, к 2030 году 37% рабочей силы в Казахстане будет представлять поколение зумеров
Команда онлайн-сервиса по найму почасовых сотрудников EasyTap провела исследование карьерных ожиданий среди двух поколений молодых казахстанцев. На основе полученных данных сформирован прогноз HR-трендов, которые помогут бизнесу привлекать, мотивировать, развивать и удерживать молодежь.
Исследование проводилось по методике CAWI, то есть в формате онлайн-опросов. В нем участвовало 1012 человек, представляющих две возрастные группы: от 18 до 25 лет – зумеры и от 26 до 29 лет – миллениалы. География исследования - города Астана и Алматы.
На основе выявленных в результате исследования сходств и различий были созданы условные собирательные портреты. Поколение зумеров представляет 20-летняя девушка Асель, которая учится на третьем курсе университета и только начинает работать. 28-летний парень Арман является миллениалом, который уже имеет высшее образование и опыт работы около пяти лет.
Асель, 20 лет
- Приняла решение о будущей карьере самостоятельно, не оглядываясь на традиции и ожидания родственников.
- Выбор профессии – это скорее исследование собственных интересов и знаний, чем следование стереотипам.
- Выбрала престижный вуз, поддерживая тренд сверстников.
- Предпочтения в работе сфокусированы на денежных премиях.
- В поиске работы предпочитает нетворкинг и личные контакты, что отражает стремление к общению и построению связей.
- Опасается задержки заработной платы.
- Мечтает стать предпринимателем, сочетая свой профессиональный путь с собственным бизнесом.
Арман, 28 лет
- Принимал решение о выборе профессии, опираясь на мнение родственников.
- Стремится к профессиональной стабильности, ориентируясь на уровень оклада и карьерный рост.
- Важен престиж работодателя, не популярность.
- Отношения с руководителем для Армана - решающий фактор.
- В поиске работы Арман предпочитает использовать онлайн-сервисы и доски объявлений.
- Высказывает интерес к открытию личного бизнеса в будущем.
CЕО EasyTap Магзум Толеш считает, что результаты исследования наглядно доказывают, что казахстанские работодатели должны адаптировать свои HR-стратегии к ожиданиям и ценностям сотрудников нового поколения: «На нашей платформе зарегистрировано более 200 тысяч пользователей, из них более 80% - это студенты 3-4 курсов в возрасте от 19 до 21 года. Мы называем их поколением цепной реакции – они быстро принимают решения, прекрасно ориентируются в трендах и не боятся менять привычную среду, в том числе работу, коллектив и место жительства. На основании нашего опыта ежедневного взаимодействия с зумерами и выводов исследования мы разработали восемь восходящих трендов для казахстанских HR-специалистов, которые помогут в процессах найма и удержания молодых талантов».
HR-тренд №1: инструменты нематериальной мотивации теряют эффективность
Согласно результатам исследования, почти треть респондентов из группы зумеров (31,3%) выражают растущий скептицизм в отношении таких корпоративных «плюшек», как абонемент в фитнес-зал, тимбилдинги и кофе со снеками. Молодежь Казахстана, выросшую на фоне глобального всплеска молодых техномиллиардеров и культа богатой жизни инфлюенсеров, отличает стремление к высокому уровню доходов. 64,8% респондентов ожидают не только регулярную фиксированную заработную плату, но и стремятся к получению дополнительных бонусов в форме премий или процентов от дохода в компании. Среди важных нематериальных благ зумеры выделяют возможность удаленной работы, предоставление бесплатных обедов и медицинской страховки.
HR-тренд №2: усиление роли HR-бренда
Компании как никогда должны инвестировать ресурсы в репутационный менеджмент. 46,8% опрошенных отдают предпочтение выбору работодателя на основе рекомендаций и отзывов реальных людей. Чем больше положительных отзывов о компании доступно в интернете, тем выше уровень доверия к ней. Управление репутацией в поисковых системах, своевременное и конструктивное реагирование на негативные комментарии, привлечение бренд-амбассадоров, продвижение социальных инициатив в медиа поможет укрепить HR-бренд и более эффективно привлекать сотрудников молодого поколения.
HR-тренд №3: фокус на казахский язык и qazaq identity
Молодые люди все чаще исследуют и ценят свое культурное наследие, поэтому в коммуникациях с ними стоит обратить особое внимание на усиление роли государственного языка. Это может отражаться в производстве контента для сотрудников на казахском языке, рекламных коллаборациях с отечественными артистами и инфлюенсерами, использовании элементов этники в корпоративном стиле и в создании мерча.
HR-тренд №4: от коллективных целей к персонифицированным KPI
Поколение индивидуалистов сложно мотивировать командными целями, в которых могут быть размыты зоны ответственности. Эффективнее будут работать персональные карьерные стратегии и финансовое поощрение их индивидуальных результатов. Такой подход не только способствует личному росту сотрудников, но и повышает их мотивацию, предоставляя четкие критерии оценки их вклада в успех организации.
HR-тренд №5: минимизация эффекта выгорания
Сформированное социальными сетями клиповое мышление зумеров может негативно влиять на их способность выполнять монотонную работу в течение длительного времени. Скорее они будут эффективнее в решении разнообразных задач, требующих смешанных навыков, креативности, коммуникабельности и адаптивности.
Также регулярная обратная связь и менторство крайне важны для эмоционального комфорта зумеров. Открытая атмосфера, где они могут делиться своими идеями и предложениями, а также получать конструктивную обратную связь от руководства, позволит сотрудникам чувствовать себя более вовлеченными и ценными.
HR-тренд №6: поддержка ментального здоровья сотрудников
Очень важную роль в принятии карьерных решений играет ментальное здоровье: 36,4% зумеров не станут терпеть грубого отношения и не постесняются рассказать о негативном опыте в социальных сетях, 15,3% опасаются гендерного притеснения, 23,4% – плохих отношений с руководством. В связи с этим очевиден рост спроса на корпоративных психологов и различные тренинги на темы work-life-баланса, экологичности и новой этики.
HR-тренд №7: тенденция на быстрые знания и микрообучение
Зумеры отличаются высокой технологической грамотностью, быстро обучаются и предпочитают получать знания в онлайн-формате. Глобальные корпорации, такие как Google, Apple и Amazon, уже развивают собственные ed-tech-проекты и инвестируют в их развитие на рынке. Наиболее эффективными для быстрого обучения являются визуальные и интерактивные форматы, в том числе видеоролики, прямые эфиры, викторины, чек-листы и гайды.
HR-тренд №8: корпоративная адаптация к гибким формам занятости
Гиг-экономика – это глобальный тренд, уже сейчас многие казахстанские талантливые зумеры предпочитают фуллтайм-работе проектную занятость для решения конкретных задач. Чтобы внедрить гибкие форматы занятости, компаниям необходимо пересмотреть традиционные подходы к управлению персоналом, включая изменение корпоративной культуры, пересмотр политик в отношении рабочего места и времени, а также внедрение технологических решений.
В заключение: карьерные ожидания зумеров представляют собой сочетание стремлений, ценностей и желания внести вклад в общественное благосостояние, которое в значительной степени отражает современные тенденции на рынке труда. Сотрудничество с зумерами может стать уникальным опытом, ведь их энтузиазм, креативность и стремление к переменам могут внести значительный вклад в переход сырьевой экономики Казахстана на формат инновационного развития, устойчивого к внутренним и внешним вызовам.