Мы превратились в наблюдателей битвы чужих интеллектов

 

Автор: Ермек Турсунов
кинорежиссер, сценарист, писатель
другие посты автора

За 21 год мы воспитали страну малограмотных, но технически оснащенных невежд. Такой страной легко манипулировать

Кто придет за нами? Имею в виду тех, кому строить дальше.

В начале лета прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл интересные исследования. Их результаты таковы: 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ!

Мне думается, что наши цифры не сильно отличаются от российских. А ведь Казахстан, если верить речам рулевых, взял путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях может идти речь, если народ не читает? (Зачем вообще этот Би Шэн изобретал книгопечатание?) Получается, за 21 год мы воспитали страну малограмотных, но технически оснащенных невежд. (Медведей тоже научили ездить на велосипедах. Правда, они ездят в цирке по замкнутому кругу. И – за конфетку). Такой страной легко манипулировать.

Мир вообще переживает глубокий кризис в сфере культуры. Проблема – в скорости и густоте коммуникаций. В непреодолимом потоке информации, где исчезают подробности и нюансы. Размываются оттенки. Мир стремится к универсализации и тонет в рационалистической пошлости. Так что в этом смысле мы не одни. Да и той крупной литературы, какая существовала раньше, сегодня нет. Потому что умы сегодня не нужны. Нужны ощущения.

Вокруг происходит то, что отбивает интерес к чтению. Темпы развития техники опережают их освоение. Мы не успеваем всё это осмыслить и разумно в такой технической среде жить. Мировой прогресс, как это ни парадоксально, отбросил нас еще дальше назад. Как страна мы и прежде не особо участвовали в толкотне тяжеловесов. Теперь же с ускорением технической мысли мы превратились в сторонних наблюдателей битвы чужих интеллектов.

И теперь мы уже не лаборатория и не тюрьма, мы не зона и не база. Мы – рынок сбыта, покупательская масса. Наше движение поступательно обратилось вспять. Большие государства давно корпят над другими проблемами, а мы все еще никак не разберемся с национальной исключительностью и вопросами изучения родного языка.

Сама постановка и суть горячо обсуждаемых нами вопросов морально устарела. Многим в современном мире наши проблемы просто непонятны. Их умы заняты другим,  а мы все еще спорим: какой бог лучше - тенгрианский или исламский?

Кто наш предок - Чингисхан или сакский воин?

Чей род древнее и чей батыр мощнее?

Кто из казахов настоящий, а кто – с примесью?

И мало кто понимает, что все эти навязшие в зубах вопросы по сути своей тормозят, а не развивают. Они вносят еще больший раскол в не самые тесные ряды любителей посудачить о судьбе Отечества.

Задача встать вровень с другими странами в нашем нынешнем положении – утопия, потому что в корне многих наших мнимых достижений живет обычное фрондерство. Желание утереть нос соседу, закатив свадьбу на пятьсот гостей больше. Казалось бы, глупость несусветная. Но она работает. И, скорее всего, будет работать еще долго. А значит, мы так и останемся массовкой в общечеловеческом контексте.

Потому что над нами довлеет невыносимая узость мышления, которую мы ошибочно выдаем за национальный колорит. И мы даже не понимаем, что войну за будущее мы проиграли. Смертоносное оружие - не ракеты с ядерными боеголовками, а сотовые телефоны с расширенными опциями, не самозарядные автоматы, а компьютеры с навороченными программами, не скоростные танки, а народный автомобиль «Тойота».

Между тем, Господь был к нам милостив. Он подарил нам не только нефть, но и много другого добра. Однако мы не смогли всем этим правильно воспользоваться и накормить 16 миллионов. Мы накормили небольшую горстку избранных. Касту неприкасаемых. Здесь мы обошли в заочном соревновании Нигерию. Тоже нефтяная держава, но примерно 70% населения живут за чертой бедности. И тоже упиваются своей независимостью.

Конечно, дело не только в том, что люди перестали читать. Люди перестали учиться. Перестали постигать. Люди обленились настолько, что обычное общение свелось к перепискам в сетях. И речь сегодня не столько о чтении, сколько об отношении к культуре в целом. Но мы и культуру подчинили коммерции.

Мы забыли, что деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения целей.

Есть армии, которые рубятся за Идею. И есть наемники, которые с равным усердием будут рубить и своих, и чужих. Но это – разные армии!

В искусстве шедевры за деньги не делаются. И когда я говорю о книге, о честном образовании, о серьезном искусстве, я говорю о качестве населения. Оно будет быдлом, если относиться к нему как к быдлу, подсовывая обернутую в шелестящий фантик пустышку.

И оно будет народом в высоком понимании слова, если относиться к нему как к сообществу людей. И само это сообщество будет способно сформировать то к себе отношение, какое заслуживает. А для этого надо, чтобы люди вернулись к книге. Чтобы люди вернулись к музыке. К театру и кино. Для этого в стране должна сложиться соответствующая обстановка.

А что сейчас определяет образование и культуру? Телевидение.

Нынче это – антиобщественная организация, обслуживающая клановые интересы. Тот же «Хабар», к примеру. Он смотрит на мир такими глазами, что даже на кладбищах вместо крестов видит одни плюсы. КТК – наоборот: питается мусором, который собирает по всему миру, особенно усердствуя на отечественных помойках.

Современное телевидение занимается разложением сознания. Главный герой ТВ – террорист, вор и убийца. Телевидение сейчас – это монолог. Цель этого монолога – напугать, а потом развлечь. Таким образом, телевидение крадет время и отбивает интерес к чтению. На пару с интернетом оно формирует неадекватное мировосприятие. Книга не может противостоять социальным сетям, огромному количеству телеканалов и пульту-дистанционнику.

Есть такой термин – «заппинг». Его придумали для тех, кто не может усидеть на одном канале более трех секунд. Таких зомбированных прыгунов набирается примерно 47% от всех смотрящих. При постоянных скачках с канала на канал составляется картинка из фрагментов. Человек в уме «монтирует» свою передачу из разнородного видео. Плюс здесь же реклама, сериалы, в которых одна история рубится на сотни кусков, и её можно смотреть с любого места.

В последние годы наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом. Они не могут внятно пересказать прочитанный текст – элементарный, не говоря уже о таких сложных вещах, как «Путь Абая».

С введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) такая тенденция будет только нарастать.

На противоположном конце цепи этих логических построений имеются другие примеры.

Когда Британская империя распалась, в английские вузы стали приглашать выходцев из колоний. Наиболее перспективных, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих стран. Цель была проста: воссоздать целостность англоязычного мира. И инструментами в этом деле стали образование и культура.

Во Франции существует Министерство франкофонии. Занимается исключительно продвижением французской культурной политики в мире. В Англии Британский совет является неправительственной организацией, но занимается распространением глобального британского влияния.

У американцев есть Голливуд, и он молотит круче любых профильных организаций. Это такой широкоформатный каток, который равняет с американским плинтусом все, что попадается ему на пути.

Ну ладно. Черт с ними, с американцами. Давайте лучше о своих – об азиатах. Кто из них круче всех? Японцы, наверное. Что главное в японской культуре? Опять же - способность делать чужое своим и доводить его до высших кондиций. Тому есть множество подтверждений. Например, самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, являются китайскими.

Что еще отличает японцев?

Практицизм, чувство юмора, изысканность и чувствительность; почитание традиций и соблюдение чести семьи; учтивость и вежливость: склонность к самоанализу, самоконтроль и зависимость от благожелательности других (по-японски «амаэ»); умение восторгаться красотой и любовь к природе; подчинение личных интересов групповым, преданность властям и патриотизм.

Между прочим, первые японские источники, содержащие материалы

о японской истории, появились лишь в VIII в. н.э. Ими стали известные хроники – «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.).

Вывод: не надо бояться чужих культур. Надо считаться с ними, осваивать, но больше отстаивать Своё. Но как держаться за своё, когда вокруг ежеминутно все чужое? В том-то и дело, что надо изучать его, а не пропагандировать. Это – разные вещи.

Вопросы культуры сегодня тесно переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире не природные ресурсы, а наука и искусство определяют будущее страны.

Ждать – нельзя, хоть и говорят, что мудрость приходит с возрастом.

Иногда случается так, что возраст приходит один.

Нам – 21 год. Но в этой гонке интересов мы смотримся беспомощными жалкими стариками.

Другие посты блогера:

Время идет, а мы в нем стоим, 27 ноября 2012.

Зачем слепому торшер? 26 ноября 2012.

Ценность личности определяется калькулятором, 21 ноября 2012.

Мой многоликий аул, 20 ноября 2012.

Гольф придумали казахи, 17 ноября 2012.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

9476
просмотров
 
 
Загрузка...