Гольф придумали казахи

8346
Автор: Ермек Турсунов
кинорежиссер, сценарист, писатель

Почему мы всегда последние? Даже зима к нам приходит с опозданием. Почему?

Это всего лишь слова. Мысли вслух. Поток разнородной информации.

Такие вещи раньше публиковались в непритязательной рубрике – о времени и о себе. Вместо «о себе» в данном случае скорее – «о нас». Где-то с грустью, где-то с улыбкой, больше с сожалением. Особенно, когда дело касается времен нынешних.

С одной стороны, художнику вроде как не стоит ввязываться. Проще держаться в стороне. Парить, так сказать, над схваткой. Но безучастно наблюдать и помалкивать, тоже не всегда получается. Не хватает обычного человеческого терпения. Как бывший профессиональный футболист могу с полной ответственностью заявить: в поле лучше, чем на скамейке. Молча смотреть – тяжело, а порой и невыносимо. Своя же команда играет. И играет откровенно плохо. Вот и томишься, вякаешь: а выпускать тебя или нет, решает тренер. И еще далеко не факт, что ты усилишь игру…

Словом, сидишь и смотришь. Думаешь: почему так?

Знаете, оказывается, полезно проводить аналогии  между отдельными событиями, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего. Но это как посмотреть. Под определенным углом многое выглядит по-другому. Иной раз можно получить неожиданные ответы на затертые вопросы. Например, как вам такой вопрос: чем был занят мир и где в этот момент находились мы?

- Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Праздник был посвящен богу Дионису.

- Самой старой книгой в истории человечества считается раритет, который хранится в Болгарском национальном музее. Возраст ее составляет более 2,5 тысячи лет.

- Одним из древнейших памятников художественной литературы является шумерский «Эпос о Гильгамеше». Тут уместно вспомнить и про глиняные таблички, и про древнеегипетские папирусные свитки. Особняком стоит трактат основателя даосизма Лао- цзы «Дао Дэ Цзин». Это IV—III в. до н. э. Трактат был написан на бамбуке и назывался еще «Три телеги», потому что бамбуковые палочки занимали как раз те самые три телеги.

Между тем, в прошлом году Узбекистан пышно отметил тысячелетие богатырского сказания «Алпамыш». Я подумал: почему именно 1000 лет? Какие исторические данные использовались при определении даты? Ну, ладно, допустим, узбекскому «Алпамышу» 1000 лет. А сколько тогда нашему– казахскому «Алпамысу»? И вообще, как это возможно – датировать многовариантный, распространившийся в фольклоре многих народов эпос?

Честно говоря, в таких случаях меня тоже дразнит искушение «углубить вопрос». Я цепляюсь за отдельные факты. У нас ведь есть каменные книги – орхонские письменные памятники. Правда, в  основном, они встречаются на территории современной Монголии, и в них в значительной мере изложена политическая история Тюркской империи.

Поэмы и эпосы существовали в устной форме. От того, наверное, и столько разночтений.

- Бхарата санхита, появившаяся еще до Махабхараты, примерно в 1100 году до н.э., первоначально была составлена мудрецом Вьясой и содержала 24 тысячи стихов. Однако Вьяса расширил ее до 6 миллионов стихов, из которых до нас дошло только сто тысяч.

- Основы учения Конфуция звучат очень знакомо: добродетель –  это любовь к ближнему. Это глубочайшее определение отношений между людьми было сформулировано Конфуцием за пять веков до рождения Христа.

Тут я хотел бы сделать одно дополнение, которое легко обобщается. Конфуций женился в восемнадцать, и у него родился сын, которому отец дал имя – Ли, что означает "большой карп". Так вот, Ли разочаровал папу, так и не став, как на то надеялся Учитель учителей, крупной рыбой.

Дальше также выборочно, также красноречиво и ближе к нашим временам.

- Между 936 и 993 гг. было изобретено книгопечатание. Додумался до этого революционного шага обычный ремесленник Би Шэн.

- В 1006 году юношу по имени Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на пригласили во дворец эмира Бухары и назначили личным врачом правителя. Авиценне исполнилось тогда шестнадцать, и он явился во дворец с книгами Аристотеля под мышкой.

- Другой тюрк по имени Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг – он же Аль Фараби, он же Аристотель Востока – родился раньше Ибн Сины. Если быть точным – в 850 году.

Здесь есть смысл сделать короткую остановку.

Аль-Фараби пришлось податься в эмиграцию, чтобы получить достойное образование, поскольку на родине ему ничего не светило. Что-то до боли знакомое усматриваю я в отчаянном поступке своего далекого предка...

И еще. В одно время Аль-Фараби служил садовым сторожем, чтобы заработать днем на свечи. По ночам при их свете он писал труды по философии, музыке, филологии, математике…

- С 1425 года в Европе началось массовое производство печатной бумажной продукции.

- Империя ацтеков стала доминирующей в Центральной Америке после объединения трёх основных индейских городов и значительно расширила границы при правлении Монтесумы I (1440—1469) и Ауисотля (1486—1502).

- В 1453 году пал Константинополь, что ознаменовало конец Византийской империи.

- В 1457 году король Шотландии Джеймс своим указом запретил игру в гольф, поскольку она отвлекала солдат от их прямых обязанностей.

Между прочим, «один мой знакомый друг», серьезный бизнесмен, любитель гольфа, яростно убеждает меня в том, что гольф придумали казахи. Вернее, чабаны. Которые в минуты, свободные от пастушества, любили своими чабанскими посохами загонять лошадиные катышки в норы сусликов. Версия, надо сказать, не бесспорная, но она, полагаю, имеет право на жизнь, поскольку – затейлива и оригинальна. А насчет доказуемости, то и тут мой друг выложил кучу бесспорных версий.

Видите ли, конский катышек при затвердевании весьма удобен для игры в гольф. Степь – то же поле с норами-лунками и лугами-газонами. Гуляй, пожалуйста, не пройдешь из конца в конец. Клюшки? Боже мой! Отломил крючковатый сучок от дерева - чем тебе не клюшка? Короче – ответы есть на все. Да и не хочется спорить. Наоборот, хочется поддакивать и даже дополнить необходимыми деталями теорию происхождения древней казахской забавы, которую так бессовестно присвоили шотландцы. (Ну, и Тайгер Вуддс мне нравится. Искренний парень с явно шымкентскими мотивами в импульсах и во внешности).

- Беспокойный искатель приключений Кристоваль Колон, он же Христофор Колумб, в поисках Индии уткнулся носом своего корабля в остров Сан-Сальвадор. Это случилось 12 октября 1492 года. Что было потом, все уже знают. Лучше бы уж он проплыл мимо, честное слово.

- Эпоха Возрождения (Ренессанс) началась в Европе в 14 веке. Оно пришло на смену эпохе Проторенессанса.

- Портрет некой Лизы Герардини был закончен Леонардо в 1503  году. Он работал над ней шесть лет, до самой своей смерти, но так и не успел добиться того, чего хотел. Время от времени возвращался, вносил поправки. Мир знает картину как Джоконду.

- В 15 веке в Италии насчитывалось двадцать с лишним городов. Среди них: Венеция, Генуя, Неаполь, Флоренция, Рим... Процветали художественные школы, особенно это коснулось архитектуры, скульптуры и живописи.

Далее бегло – о многолетнем и принципиальном споре наших ученых.

- По мнению К. Акишева, «началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образование Ханства Абулхаира». Это – 1428 год. То есть за 64 года до открытия Америки тем самым пресловутым авантюристом Колоном.

- А. Хасенов считает, что «после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса – преемника Золотой Орды –Улуг-Мухаммад-хана (эпического Орманбета) на территории Казахстана обособился казахский улус, и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от Абулхаира, ни от Могулистана (Жетысу)».

- М. Тынышпаев, С. Жолдасбай, М. Магауин, К. Салгарин и другие считали и считают, что «перекочевка Керея и Жанибека на территорию Западного Могулистана произошла в 1456 году, после чего сразу же образовалось Казахское ханство».

- Б. Карибай, основываясь на сведениях записанного в 1976 г. древнего предания (какого именно – не сказано) и сопоставив их с материалами письменных источников (каких именно – тоже не отмечено), определяет время образования Казахского ханства как весну 1458 года.

- К. Данияров утверждал, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство Чингисхана, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 году.

- С. Ибрагимов считал, что «в 30-40-е гг. XVI в. закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхаира, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений  казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство».

- Отдельные отечественные ученые считают, что «казахи и до Казахского ханства могли иметь свое государство. Таким первым казахским государством или казахскими государствами могли быть несколько политических объединений – Ак Орда, Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда и Сибирское ханство».

Я хочу согласиться с последним мнением, потому что мне так нравится больше. Однако здравый рассудок перечеркивает весь мой пыл одним лишь каверзным вопросом: «А что нам в итоге даст этот затянувшийся спор?»

ЮНЕСКО по-своему определяет наш официальный возраст. В их документах записано: «как единый этнос казахи сформировались в первой половине 16 века». Там же есть дополнение: «Этноним "казах" в переводе с древнетюркского означает "вольный, независимый" и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию»…

За последние невразумительные строки я готов даже нешуточно предъявить этому самому ЮНЕСКО. Что это такое? Итальянцы, значит, вовсю рисуют и лепят свои шедевры, Колон воткнулся в Америку, индейцы объединились, чтобы дальше строить свои загадочные города, Китай без всякого таможенного союза возит через нас свой шелк, порох и бумагу с макаронами, а мы…мы, вольные и независимые, только образовались?

Мне тесно и неуютно в таких временных рамках. Хочется их немедленно раздвинуть, копнуть поглубже и поширше. В помощь всплывают в памяти грозные имена Едил-хана и Темучина. За ними поднимаются, гремя щитами и латами, скифы с саками, сарматы с массагетами, встают во всем своем величии насыпные курганы с несметными сокровищами в усыпальницах степных королей. Косматые гунны громят эти самые итальянские города с их художественными мастерскими, наводя ужас на Папский престол, и пируют на берегах Дуная. Помнится, еще в далеком 437 году, почти за пятьсот лет до изобретения книгопечатания, мои далекие предки совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство! А тут на тебе – «в первой половине 16 века». Это же рядом совсем.

Ну да бог с ним, с этим ЮНЕСКО. Сейчас не об этом.

- В 1430 году Улугбек Мухаммед Тарагай открыл в Самарканде обсерваторию. Привлек туда выдающихся учёных своего времени. По своему оснащению и по результатам проведённых работ она не имела себе равных ни в эпоху Улугбека, ни много позднее. Научная и просветительская деятельность Улугбека вызвала недовольство мусульманского духовенства и реакционных феодалов, обвинявших его в ереси и организовавших против него заговор. В результате Улугбек был убит, а его обсерватория варварски разрушена.

- В 1791 году Моцарт сел сочинять «Реквием».

- В 1775 году императрица Екатерина II даровала казахам некоторые права, в частности, разрешила использовать их исконные пастбища в междуречье Урала и Волги.

Уральскому казачьему войску эти уступки не понравились. Казаки потребовали заложников при переходах через эти земли, а также оплаты при перегоне скота. Тогда царская администрация в 1791 году  объявила о возвращении ханской власти, назначив ханом султана Есима. В ответ Сырым Датов объявил войну России, убив её ставленника Есима. В 1797 году, преследуемый купленными султанами, Сырым Датов бежал в Хивинское ханство. Там же и умер в 1802-м. Говорят – отравили...

Так вот, насчет исторической закономерности. Мир где-то там: что-то придумывает, создает, открывает… Мы – здесь. Пользуемся всем тем, что они там изобрели. Ну и грыземся заодно. Это наше обычное состояние.

Случается, кто-то, воспользовавшись моментом, бежит за бугор. «Купленные султаны» поначалу едут на переговоры, уговаривают вернуться или хотя бы договориться. Получается редко. Тогда прибегают к радикальным средствам.

Их – много. Мы наблюдаем. Нам интересно: получится – нет? Театр же!

Параллельно думаем: надо бы успеть забрать пацана из детского сада, заскочить в магазин за молоком, позвонить маме, чтобы не ругалась, сходить, наконец, на этот долбаный фильм – все уже уши прожужжали, успеть в поликлинику – прокапаться, ну и, если получится, вернуть долг коллеге, а то неудобно, и так затянул…

А мир не останавливается. Он – двигается и решает. И предлагает новые решения. До нас его решения доходят в последнюю очередь. И такое ощущение, что мы – последние в этой очереди, в очереди на нормальную полноценную интересную жизнь. И думаешь: почему мы везде опаздываем?

Почему мы всегда последние? Почему «мы такой тормоз, ваще»? Даже зима к нам приходит с опозданием. Почему?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить