Почему уровень благополучия сотрудников - это драйвер конкурентоспособности

Если раньше концепция благополучия сотрудников строилась, главным образом, вокруг физической безопасности и стабильности оплаты и карьеры, то сейчас компании начали уделять внимание и другим аспектам
ФОТО: Edmond Dantès /www.pexels.com

Пандемия и происходящие глобальные потрясения значительно влияют на эмоциональное состояние людей. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на сегодняшний день поддержание и повышение уровня благополучия сотрудников (employee wellbeing index) становится особенно важным для организаций. Если раньше концепция благополучия сотрудников строилась, главным образом, вокруг физической безопасности и стабильности оплаты и карьеры, то сейчас компании начали уделять внимание и другим аспектам: к примеру, ментальному здоровью сотрудников, социальному благополучию и прочим. Глобальное исследование Aon показало, что для 82% компаний уровень благополучия сотрудников является одним из приоритетов. Повышение показателя положительно влияет на вовлеченность сотрудников, их продуктивность и эффективность, а также их общий опыт работы в компании.  

Стоит отметить, что само понятие уровня благополучия является достаточно субъективным и может разниться в понимании многих людей. Однако, несмотря на широкую трактовку данного концепта, имеется несколько аспектов, которые являются неотъемлемой частью благополучия. К основным составляющим чаще всего относят психологическое здоровье, профессиональную реализацию, социальную значимость и финансовое благополучие. В совокупности данные аспекты формируют уровень благополучия сотрудников. Исследование Aon показывает, что 55% компаний внедрили стратегии благополучия сотрудников, которые фокусируются на развитии каждой из перечисленных составляющих уровня благополучия сотрудников.

Для удовлетворения потребностей сотрудников компании внедряют комплекс различных мероприятий, помогающих поддерживать и повышать уровень благополучия внутри компании. На глобальном рынке 85% компаний предоставляют различные программы по повышению уровня благополучия сотрудников. Если говорить о локальной практике в Казахстане, то согласно Обзору заработных плат и компенсаций EY за 2022/2023 годы, 41% компаний имеют подобные программы. Если говорить подробнее, то 100% из этих компаний проводят различные корпоративные мероприятия, 49% отмечают наличие офисных преимуществ (комнаты отдыха, социальные пространства и т.п.), 33.2% проводят обучающие семинары и 21.4% предоставляют услуги психолога. Помимо перечисленных мероприятий, компании также внедряют различные программы поддержки сотрудников (EAP, employee assistance program), а также организовывают совместные поездки на природу (например, организации из Алматы практикуют поход в горы).

Немаловажно отметить, что растёт и количество компаний на рынке Казахстана, которые прибегают к внедрению «кафетерия льгот». В рамках «кафетериев» сотрудники имеют возможность выбрать определенные льготы из предлагаемого компанией списка. По итогам Обзора заработных плат и компенсаций EY за 2022/2023 годы, в среднем, 5% компаний на рынке внедряют подобную опцию на сегодняшний день. Как правило, «кафетерии» включают в себя: годовой абонемент на любой вид занятий спортом, дополнительное медицинское страхование, полную или частичную оплату обучения, полную или частичную оплату образовательных учреждений для детей сотрудников, а также полную или частичную оплату билетов и/или путевок на отдых.

В то же время, важность работы с благополучием отмечают и сотрудники. Глобальное исследование Workforce Preferences Barometer показало, что 59% соискателей при выборе работодателя учитывают наличие инициатив по поддержанию здоровья и благополучия. Таким образом, для выстраивания эффективной системы управления благополучием сотрудников необходимо получать от них регулярную обратную связь. Для корректного понимания необходимых составляющих пакета льгот мы рекомендуем компаниям запрашивать обратную связь от сотрудников. Диалог с сотрудниками поможет компаниям проанализировать их текущее состояние и понять, что их устраивает, а также выявить потенциальные зоны для развития.  

Для понимания действенности внедряемых программ компаниям важно регулярно отслеживать уровень благополучия сотрудников. Одним из распространённых способов служит проведение различных «пульс опросов». Посредством этих опросов работодатели могут понять, насколько эффективны внедряемые инициативы, в «правильном» ли направлении они движутся и следует ли пересмотреть отдельные программы и выделяемые на них бюджеты. Исходя из наблюдений и практики EY на рынке Казахстана, встречается всё больше компаний, которые проводят подобные опросы на регулярной основе.

В свою очередь, для более эффективной работы с благополучием сами сотрудники могут:

  • Отслеживать свое ментальное состояние и своевременно принимать соответствующие меры;
  • Заботиться о своем физическом состоянии и поддерживать баланс сна, физических активностей и питания;
  • Регулировать свою ежедневную рутину и выстраивать баланс между личным и рабочим временем;
  • Регулярно проводить встречи с наставниками внутри компании и давать обратную связь;.
  • Активно участвовать в опросах по определению текущего уровня благополучия в компании и предлагать свои решения по его улучшению.

Подводя итоги, благополучие сотрудников имеет высокую значимость, как в повседневной жизни сотрудников, так и в дальнейшем развитии организаций. Глобальные исследования и опыт EY доказывают, что все больше соискателей при поиске работы учитывают наличие инициатив по повышению уровня благополучия у работодателя. В этой связи, значительно растёт важность регулярной работы с благополучием сотрудников для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Аманбек Акмергенов, младший менеджер, группа консультирования по управлению персоналом

Алиша Мекенова, консультант, группа консультирования по управлению персоналом

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте