В ожидании нового Вестфальского мира
![Анастасия Тарасова Анастасия Тарасова](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/e8736356-a6aa-4cc1-b564-d26ea0aad17b.webp)
День любого думающего человека сегодня начинается с новостей. Глаза еще не умыты, лицо в подушке, а ты одним пальцем листаешь сводки, собранные журналистами за ночь. За эти полгода присущая тебе чувствительность растворилась, от нее не осталось и следа. Пьешь кофе, жуешь бутерброд, параллельно заглатывая новости про смерть, смерть, смерть, у которой нет даже вкуса. И если раньше трагические события, будь то падение самолета, теракт или гибель ребенка, резонировали с тобой как минимум несколько дней, то сегодня болевой порог будет достигнут, только если тебе самому оторвут ногу или руку.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/d0e43098-3b62-4244-bb1b-8cae06aa5da9.webp)
Можно отключиться от этой темы, избегать разговоров, настроить другую ленту, но событие «война» настолько глобальное, что все эти попытки не имеют никакого смысла. Спрятаться от него, наверное, можно только где-нибудь в Новой Зеландии, но и то это сомнительно – если ты говоришь и думаешь на том языке, на котором война идет прямо сейчас.
«Отупение», «обезболивание» – это нормальная защитная реакция, вам скажет любой психолог. И здесь твои друзья и знакомые четко поделятся на тех, кто принимает или хотя бы пытается принять происходящий мировой ужас, и на тех, кто объявил: «меня это не касается», «я нейтрален», «я не хочу и не вижу смысла быть в этой теме». И это не спор – ты за Россию или за Украину. Это человеческий раскол в самой сердцевине, и чаще всего мы предпочитаем его не публиковать, прежде всего для самих себя.
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/c101ad15-f06d-4ded-b4a6-12e3534fb88a.webp)
Делая театр, ты оказываешься в эпицентре этого конфликта. Куда пойдет сейчас зритель, что он хочет смотреть? Что-то веселое, легкое, про любовь, отношения, где есть танцы и песни, живая музыка, яркие гротескные персонажи, или в театр, который следует за темой дня, продолжает повестку новостей, который становится новым медиа и бескомпромиссно догоняет тебя правдой происходящего.
- Здравствуйте! Касса театра? Мне бы билетик.
- Да, конечно! Чего вы хотите – оторваться от реальности или, наоборот, погрузиться в нее по самую макушку?
Вопрос позиции и выбора чаще всего мы привыкли камуфлировать толерантностью (или ленью, или страхом). Это очень затратно и ответственно абсолютно со всех сторон – иметь свое мнение и тем более его транслировать. Гораздо безопаснее быть нейтральным, но за полгода, что идет война, нейтральность легко превращается в малодушие.
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/51e6541f-fa23-4532-bc1f-1acb46adcfa4.webp)
В драматургии есть понятие «генеральное событие», есть поиск человека, поиск героя. Есть понятие «поступок». Все, что сейчас закручено в воздухе по законам драматургии, не может не влиять на нашу жизнь, действия и мысли – это происходит вопреки нашей собственной воле.
Можно перечислять деньги беженцам, нести гуманитарную помощь, поддерживать независимые медиа. Можно не делать ничего – просто смотреть интервью Кати Гордеевой и поражаться от того, как же ты влип в мировую историю, как в учебник для старших классов.
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/9f7c125d-a778-44b0-9178-72c99d6bb6d3.webp)
В одном из них есть раздел про Вестфальский мир, заключенный в 1648 году и завершивший Тридцатилетнюю войну. Она началась как религиозный конфликт, но к моменту окончания превратилась в борьбу наций за господство в Европе – это первая общеевропейская война между двумя крупными группировкам держав: с одной стороны – Габсбурги (Австрия и Испания), Папа Римский, католические князья Германии, Польша и с другой стороны – Франция, Голландия, Дания, Швеция и Россия. Война всех со всеми.
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/f1709de3-9046-4e84-b204-9bb579efe27f.webp)
Вестфальский мир – одно из первых масштабных дипломатических соглашений, которое заложило в основу европейского порядка принципы государственного суверенитета, коллективной ответственности, права наций на самоопределение, установила гарантии сохранения мира – просто средневековая ООН в действии.
Но все, что мы проходили в 7-ом классе, сейчас из глубины веков смотрит на нас также недоуменно и бессмысленно, как и остальная мировая история, вопрошая: ребята, что вы делаете… мы же вроде все решили…
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/74b089c3-74ac-4c61-b24a-b979fa7244b6.webp)
Когда говорить о войне современной нет зрелости, нет слов, нет смелости, когда любая прямая позиция для тебя становится конфликтом, чтобы найти в себе стержень, первое, что приходит в голову, – ухватиться за полку с книгами, где на страницах классической литературы уже описан весь опыт человечества.
Литературный обозреватель Галина Юзефович в своем подкасте «Предисловие» рассказывает о том, как формируются читательские вкусы и предпочтения в книгах после 24 февраля. В одном из выпусков она с собеседниками обращается к роману Александра Дюма «Три мушкетера».
Книга, которая кажется в детстве лишь приключением, перечитанная сейчас, понятно и просто открывает перед тобой исходные причины войны и отношений людей внутри лихо закрученных политических событий – вот пример поступка, пример героя, пример злодея, пример смерти, пример возмездия, пример мира.
И вроде есть литература поглубже для осмысления нынешней ситуации, но именно «Три мушкетера» сочетают в себе оба запроса аудитории - «и отвлечься, и подумать».
![Спектакль в театре ARTиШОК Спектакль в театре ARTиШОК](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/7e7aacfa-464d-4d39-97ff-04e08bf0410c.webp)
Тридцатилетняя война, на фоне которой происходят все основные события книги, и будущий Вестфальский мир, во имя которого мушкетеры ведут свое сражение в крепости Ля-Рошель, серьезно перекроят карту Европы. Потом это произойдет еще и еще раз, новые войны, мир, доктрины, границы – пока на нашем веку все опять не сойдет до нулевой точки.
Каким будет новый мир завра, не знает никто. Но выходя мушкетерами на театральную сцену, есть возможность представить себя в подобных обстоятельствах. Каково это – оставаться верным себе, как бы ни рушилась система? И что бы ни происходило вокруг, всегда помнить о том, что есть любовь, дружба, отношения, честь. Всего этого в мушкетерах с избытком.