С чего начинать бизнес: советы основателя TechnoDom

Эдуард Ким рассказал о сферах бизнеса, в которых видит потенциал для развития, а также перечислил качества успешного современного предпринимателя

Эдуард Ким
Эдуард Ким
Фото: Акорда

Известный казахстанский бизнесмен, основатель TechnoDom Оperator Эдуард Ким считает, что сегодня в условиях жесткой конкуренции тяжело создавать бизнес с нуля и тем более делать хорошую прибыль. Однако это все-таки возможно. Какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы добиться успеха, и в каких сферах деятельности это лучше всего сделать, бизнесмен рассказал в интервью обозревателю Forbes Kazakhstan.

«Если посмотреть на количество стартапов, которые открываются каждый год, и количество таких, которые выходят на коммерческий уровень, то последних становится все меньше», — заявил в начале разговора собеседник.

Тем не менее шансы у начинающих предпринимателей есть, считает Ким, но для этого необходимо иметь нестандартные идеи. По его мнению, ни один бизнес, ни одно направление или сервис на данный момент невозможно  развивать без цифровых технологий. «Всю информацию люди получают из интернета и социальных сетей. Мы видим, что даже цифровая реклама становится более популярной, чем аналоговая», — поясняет бизнесмен.

В конце девяностых — начале 2000-х годов, когда основатель TechnoDom сам только начинал строить свой бизнес, всё было намного проще. Повсюду был «голубой океан», утверждает он. К тому же на тот момент Ким уже приобрел опыт работы в корпоративном секторе.

«Я работал сначала в компании, где получил определённый бэкграунд, знания, как работать с поставщиками, брендами, как строить оптовую и розничную продажи, привлекать консультантов, как не затрачивать много времени на простые вещи. Всё это было связано и с человеческими ресурсами, и с финансовыми», — вспоминает он.

В настоящее время, по мнению бизнесмена, одних знаний и опыта уже недостаточно. Современный предприниматель должен обладать ещё и определенными качествами: логикой, аналитическим складом ума, критическим мышлением, стрессоустойчивостью, эмпатией, гибкостью и т. д., перечисляет он. Также следует быть упорным, целеустремленным и не бояться рисковать, подчеркивает Ким. «99 процентов людей не хотят рисковать, поэтому они могут отсеяться из числа успешных предпринимателей уже на раннем этапе», — замечает он.

Кроме того, на пути к достижению цели важно иметь и собственную команду, пусть даже небольшую. «Если посмотреть на историю успешных стартапов — никто ещё ничего не достиг в одиночку, как говорится, один в поле не воин, — отмечает бизнесмен.

По словам Кима, оптимальным решением, чтобы запустить стартап, является привлечение венчурных инвестиций.

«Во-первых, у молодых предпринимателей пока нет таких денег, чтобы начинать самостоятельно бизнес. Во-вторых, они на этом этапе еще не до конца понимают и оценивают риски, связанные с инвестированием. В свою очередь венчурные инвесторы — это те люди, которые заработали деньги и которые просто так с ними не расстаются. Поэтому для стартапера доверие со стороны бизнес-ангелов будет показателем того, насколько его идея действительно оказалась гениальной или алгоритм — эффективным», — объясняет собеседник.

Но для начала предприниматель должен найти свою нишу на рынке. «Не стоит идти туда, где высокая конкуренция, не надо больше создавать маркетплейсы. Нужно разрабатывать совершенно новые продукты, которые будут пользоваться спросом у населения», — говорит основатель TechnoDom.

Есть несколько сфер деятельности в Казахстане, которые, по представлению бизнесмена, имеют потенциал для дальнейшего развития.

«Прежде всего, это сельское хозяйство и переработка продуктов питания. Я считаю, что это не такой рисковый бизнес и не требует больших вложений. Например, делать фермерскую тушёнку или сгущёнку или производить и фасовать чаи, может, даже замораживать какие-то продукты в свежем виде, использовать домашние рецепты. Если продукт качественный, он в любом случае продастся, только вопрос — с какой прибылью», — уточняет Ким.

Другое перспективное направление, на его взгляд, это производство косметики. Сопутствующим фактором этому служит то, что в Казахстане произрастает большое количество разного рода растений и трав, из которых можно создавать органические продукты. Если правильно подойти к технологическому процессу и сделать привлекательной упаковку, то такие товары будут пользоваться хорошим спросом, уверен собеседник.

Эдуард Ким
Эдуард Ким
Фото: личный архив

Сумма первоначальных инвестиций в подобные проекты, по оценке основателя TechnoDom, может достигать $100 тыс. «Но если это делать не своими силами, а на аутсорсе, то выйдет дешевле», — предполагает он. Главное — иметь чётко заданные параметры для развития бизнеса.

«Я сам хотел бы создать медицинскую платформу, куда пользователи смогут подгружать результаты своих анализов, показатели давления, кардиограммы и т. д., и на основании этих данных система будет ежедневно оценивать состояние здоровья. А искусственный интеллект поможет улучшить качество диагноза и давать правильные рекомендации по лечению», — поделился идей Ким.

Кроме того, бизнесмен рассказал и о своей задумке открыть уникальный детокс-центр в Казахстане. Для этих целей он даже выкупил половину доли в одной из гостиниц в Кокшетау. Теперь в планах приобрести соответствующее оборудование, обучить персонал и разработать специальные программы, в том числе по питанию, учитывая национальные особенности и используя местные продукты и рецепты. «Я не понимаю, почему наши граждане ездят на детокс куда-то за границу, деньги большие оставляют там, когда всё это можно сделать у нас в стране?» — задается вопросом собеседник.

Немаловажную роль в жизни начинающего предпринимателя играет нетворкинг, обращает внимание основатель TechnoDom, особенно с теми людьми, которые уже проверили себя на рынке и могут теперь смело выступать в качестве наставников.

«Цель такого общения — получить какую-то экспертизу, новую информацию, на основе которой ты сможешь сделать выводы и выстроить свою стратегию и тактику», — объясняет он.

Но самое главное, бизнес всегда должен строиться вокруг клиента, подчеркивает Ким.

«Предприниматель, который создаёт какие-то сервисы или технологии, обязан в первую очередь поставить себя на место потребителя. Тогда он сможет более глубоко понимать все процессы, анализировать ситуацию и принимать взвешенные решения», — резюмирует бизнесмен.

Forbes Kazakhstan поставил Эдуарда Кима на 43-е место в рейтинге «75 богатейших бизнесменов Казахстана» и 23-е место в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана» в 2024 году. Его состояние оценивается в $208 млн.

Помимо того что Ким является основателем и владельцем АО «TechnoDom Оperator», представленного сетью TechnoDom в Казахстане и Кыргызстане, он еще имеет доли в ТОО «Компания Фаэтон», ТОО «Технодом Сервис» и ТОО «Технофитнес», а также владеет маркетплейсом Airba Fresh.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте