Развивающимся странам ежегодно требуется $2,4 трлн на борьбу с изменением климата

Эта сумма может показаться высокой, но это ничто по сравнению с ценой бездействия, уверены эксперты

Однако еще многое предстоит сделать для мобилизации финансирования, необходимого для претворения обязательств в жизнь. Международные организации – особенно Международный валютный фонд – должны активизировать свою деятельность. Несмотря на то, что МВФ относительно медленно продвигался в борьбе с изменением климата, под управлением директора-распорядителя Кристалины Георгиевой он добился больших успехов. Но ему необходимо продвинуться в своем климатическом лидерстве гораздо дальше.

По оценкам Независимой экспертной группы высокого уровня по климатическому финансированию, в период до 2030 года странам с формирующимся рынком и развивающимся странам на борьбу с изменением климата потребуется ежегодно мобилизовать $2,4 триллиона, причем $1 триллион из этой суммы будет поступать из внешних источников. Эта сумма может показаться высокой, но это ничто по сравнению с ценой бездействия.

Уже сейчас сильные ураганы и наводнения в Карибском бассейне, засуха в странах Черной Африки и в Аргентине, а также лесные пожары во многих развитых странах усиливают нестабильность и наносят серьезный экономический ущерб, включая кризисы платежного баланса в некоторых странах. По мере увеличения и усиления стихийных бедствий, связанных с изменением климата, издержки, связанные с повышением устойчивости и переходом на низкоуглеродный путь развития, будут только расти, в то время как способность стран покрывать эти затраты будет падать.

Чтобы предотвратить такой исход, МВФ – единственная многосторонняя организация, на которую возложено поддержание стабильности международной финансовой и валютной системы с целью содействия долгосрочному развитию – призван сыграть решающую роль. В конце концов, мобилизация финансовых ресурсов и финансовая стабильность лежат в основе мандата МВФ.

Как и бóльшая часть финансовой системы, МВФ не спешил осознавать, что изменение климата может быть столь же «макрокритическим», как, скажем, шок процентных ставок, войны или финансовые кризисы в странах с развитой экономикой. Но сейчас ситуация меняется. В 2021 году МВФ провел «комплексный анализ надзорной деятельности», в результате которого исполнительный совет поручил поставить изменение климата в центр надзорных и консультативных операций фонда. Вскоре последовала комплексная климатическая стратегия. А в прошлом году МВФ создал Фонд устойчивости и устойчивого развития (RST), чтобы помочь странам с низким уровнем дохода и уязвимыми странами со средним уровнем дохода противостоять климатическим потрясениям.

Эти действия ставят МВФ в авангард борьбы за климат. Чтобы укрепить эту позицию, фонд в настоящее время набирает сотрудников, совершенствует свои методы моделирования климатических проблем, обновляет рекомендации по странам и предоставляет больше финансирования для стран, уязвимых к изменению климата. Однако, согласно предварительной оценке независимой Целевой группы по климату, развитию и МВФ, фонд должен сделать гораздо больше.

Высоко оценивая недавний прогресс МВФ, Целевая рабочая группа настоятельно рекомендует ему диверсифицировать свои рекомендации по вопросам политики, не ограничиваясь налогами на выбросы углерода. Хотя установление цены на углеродоемкие виды деятельности, несомненно, важно – как для увеличения государственных доходов, так и для стимулирования экономических субъектов к сокращению выбросов – это не является панацеей. Другие дополнительные стратегии, такие как стандарты выбросов, поэтапный отказ от ископаемых видов топлива и зеленая промышленная политика, также заслуживают рассмотрения.

Еще один недостаток нынешнего подхода МВФ заключается в том, что его рекомендации по смягчению последствий изменения климата распространяются только на 20 стран с наибольшим объемом выбросов углерода и только на добровольной основе. Это недальновидно, не в последнюю очередь потому, что сегодняшние крупнейшие эмиттеры могут не стать таковыми завтра.

В более широком смысле МВФ должен обеспечить, чтобы все его наблюдения и рекомендации, связанные с изменением климата, продвигали одну основную миссию: помощь странам-членам в мобилизации триллионов долларов, необходимых для финансирования зеленого перехода, таким образом, чтобы это было разумно с финансовой точки зрения, политически осуществимо и совместимо с финансовой стабильностью. Важно отметить, что это включает в себя оказание помощи странам в подготовке к климатическим потрясениям и преодолении их последствий, а также выявление и разработку жизнеспособных заменителей экономической деятельности и налоговых поступлений, получаемых в настоящее время за счет ископаемых видов топлива.

RST является долгожданным дополнением к пакету программ МВФ, но его необходимо расширить. То же самое относится к Трастовому фонду для ограничения и преодоления последствий катастроф (CCRT), который покрывает выплаты по обслуживанию долга беднейших и наиболее уязвимых стран, когда на них обрушиваются катастрофические стихийные бедствия или кризисы в области общественного здравоохранения.

В настоящее время страны, уязвимые с точки зрения изменения климата, в совокупности задолжали МВФ примерно $40 миллиардов, однако большинство из них в настоящее время не имеет права на участие в программе CCRT, который может выделить не более $100 миллионов. CCRT необходимо располагать средствами для предоставления бóльшего объема финансирования большему числу стран. Аналогичным образом всё больше стран нуждаются в «клаузулах о паузе» в своих кредитных соглашениях с МВФ – как это только что обязался сделать Всемирный банк – с тем, чтобы им не пришлось выплачивать платежи по обслуживанию долга в условиях борьбы с климатическими потрясениями.

Другим ключевым приоритетом МВФ должно стать приведение его основных программ кредитования в соответствие с Парижским соглашением по климату 2015 года и обеспечение того, чтобы его условия кредитования должным образом учитывали фискальные издержки достижения Целей устойчивого развития ООН в странах, испытывающих долговую нагрузку. Исследование МВФ показало, что пакеты «зеленых стимулов» могут значительно ускорить рост экономики. Аналогичным образом исследование Института Брукингса показало, что если страны будут использовать пакеты мер стимулирования в период экономического кризиса, то они добьются более высоких темпов роста и повышения кредитоспособности, мобилизуя при этом финансовые средства, необходимые для борьбы с изменением климата.

В последнем докладе Рамочной конвенции ООН об изменении климата верно сказано: когда речь идет об амбициозных действиях в области климата, это «сейчас или никогда». МВФ должен прислушаться к этому предупреждению и активизировать свои амбиции по мобилизации финансирования, необходимого миру для противостояния климатическому кризису. Второго шанса не будет.

Лоуренс Тубиана, бывший посол Франции в Рамочной конвенции ООН об изменении климата, генеральный директор Европейского климатического фонда и профессор Sciences Po в Париже

Кевин П. Галлахер, профессор по политике глобального развития Бостонского университета и директор Центра политики глобального развития Бостонского университета

© Project Syndicate 1995-2023 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте