Как Yandex Qazaqstan с помощью ИИ помогает казахстанцам в бизнесе, учёбе и дома

Технологии ИИ, широко применяемые в сервисах компании, открывают новые возможности для пользователей

Фото: архив пресс-службы

31 января и 1 февраля в Алматы прошел ежегодный цифровой форум Digital Almaty 2025, посвященный технологиям с использованием искусственного интеллекта (ИИ). На крупнейшем отраслевом форуме Центральной Азии выступили свыше 200 спикеров из 21 страны. Десятки казахстанских и международных компаний также представили свои сервисы и последние технологические разработки на выставке.

Крупный стенд разместил и Yandex Qazaqstan. Сервисами компании (казахстанцам доступны более 15 различных продуктов) сегодня пользуются около 10 млн человек. Все сервисы Yandex Qazaqstan используют технологии, основанные на искусственном интеллекте. Например, в 2024 году компания представила «Яндекс Поиск» с «Нейро», который объединил возможности поиска и больших генеративных моделей. Это помогает быстро получать не только точную информацию, но и выполнять другие задачи.

О том, какие возможности казахстанцам открывают сервисы Yandex Qazaqstan, текущих результатах и планах по их дальнейшему развитию рассказали Улан Кайрбеков, директор по развитию «Яндекс Поиска», и Салтанат Болатбекова, ведущий менеджер продукта «Яндекс Поиск».

Фото: архив пресс-службы

Улан, летом 2024 года Yandex Qazaqstan презентовал в Казахстане сервис «Яндекс Поиск» с «Нейро». Расскажите об особенностях этого продукта.

Улан: Действительно, в июне 2024 года мы запустили в Казахстане «Нейро», а уже в сентябре того же года мы фактически объединили нашу поисковую систему «Нейро» с «Яндекс Поиском». То есть пользователю уже нет необходимости при выполнении поисковых задач переходить в «Нейро» — сегодня наша поисковая система делает это автоматически там, где ответ с использованием нейросетей будет полезен. Я думаю, что большинство казахстанцев хотя бы раз уже пробовали оперативно найти нужную им информацию с помощью этого сервиса. Мы знаем, что «Яндекс Поиск» с «Нейро» пользуется большой популярностью среди молодого поколения — школьников и студентов, которые очень часто ищут нужную им информацию в интернете для обучения. Около трети вопросов, которые ежедневно задают «Нейро» в Казахстане, как раз посвящены образовательной тематике.

Еще одним большим преимуществом этого «Яндекс Поиска» с «Нейро» является то, что он доступен как на казахском, так и русском языках. Сейчас около 27% запросов приходится на казахский язык. Это очень хороший показатель, который говорит о том, что мы смогли адаптировать наши технологии под локальные запросы казахстанцев. Если говорить о цифрах, в среднем ежедневно казахстанцы задают около 8 миллионов запросов в нашем сервисе. По отношению к январю 2024 года количество пользователей нашего поискового сервиса выросли на 28%. Мы видим интерес и к новому решению — с сентября 2024 года по январь 2025 года сервис «Яндекс Поиск» с «Нейро» вырос на 69% по количеству пользователей. Уверены, что эти показатели будут расти и дальше.

Улан Кайрбеков
Улан Кайрбеков
Фото: архив пресс-службы

В сервисе «Яндекс Поиск» с «Нейро» используется ИИ. Объясните, какие преимущества дает применение этой технологии?

Улан: При использовании обычной поисковой системы пользователю очень часто приходится уточнять формулировку своего запроса и на это тратится значительное количество времени. «Нейро», используя технологии ИИ, отталкивается именно от того, как вы сформулировали свой вопрос. Его уже не нужно уточнять. За доли миллисекунд наша система обрабатывает запрос, проходит по самым релевантным источникам, берет нужную информацию, формирует из него единый комплексный ответ и предоставляет его конечному пользователю. Тем же студентам это позволяет экономить до 30 минут в день.

А как рост аудитории «Яндекс Поиска» влияет на бизнес-среду в стране?

Улан: К «Яндекс Поиску» в Казахстане ежедневно обращаются миллионы пользователей, они приходят, чтобы найти решения для своих задач. Это делает «Яндекс Поиск» идеальной площадкой для бизнеса, где можно предложить решения людям, непосредственно в них заинтересованным. Сейчас, когда аудитория нашего «Поиска» активно растет, для бизнеса наступает подходящий момент для оптимизации сайтов компаний. Улучшение видимости в поисковой выдаче может не только повысить охват потенциальных клиентов, но также и увеличить число обращений и, как результат, способствовать росту продаж.

В Казахстане также доступен сервис Yandex Cloud. Какие услуги он предоставляет и какие возможности дает местным бизнесам?

Улан: Функции Yandex Cloud намного шире, нежели обычный сервис по хранению данных. Это полноценная платформа, предоставляющая свыше 30 различных сервисов для разработчиков и бизнеса. Мы собрали внутри Yandex Cloud такие технологии, как ML-AI, data, security, что позволяет казахстанским компаниям использовать эти инструменты в нашем «облаке», тестировать гипотезы и разрабатывать новые цифровые продукты прямо там же, в облачной среде, не переживая о том, где это все можно хранить и как обеспечить безопасность.

Серверная инфраструктура Yandex Cloud с 2024 года размещена в локальном дата-центре в Караганде. Локальное присутствие позволяет обеспечить надежные серверы, высокую скорость передачи данных, соответствие казахстанскому законодательству в части работы с персональными данными. Облака доступны всем категориям предприятий: и крупному и среднему бизнесу, и начинающим предпринимателям. Более того, мы оказываем дополнительную поддержку местным стартапам. В рамках программы Yandex Cloud Boost стартапы могут получить гранты до 6 млн тенге — их можно потратить на построение своей IT-инфраструктуры в Yandex Cloud, разработку и запуск сервисов. За время существования инициативы более 80 компаний получили гранты на общую сумму 185 млн тенге.

Салтанат Болатбекова
Салтанат Болатбекова
Фото: архив пресс-службы

Салтанат, большой популярностью среди казахстанцев пользуется виртуальный ассистент Алиса. Причем этот виртуальный помощник может работать как на казахском, так и русском языках. На ваш взгляд, популярность этого сервиса объясняется именно этим?

Салтанат: Не только. Безусловно, двуязычная Алиса создает дополнительные удобства для жителей Казахстана потому что с нашим виртуальным ассистентом можно не только разговаривать, но и с его помощью решать свои повседневные бытовые задачи. Например, Алиса умеет включать музыку, таймер или управлять устройствами умного дома. С помощью набора таких умных девайсов и умной колонки с Алисой можно налаживать уют у себя дома и эффективнее решать бытовые задачи: включать и выключать свет, настраивать температуру в помещении, запускать пылесос, стиральную машину и так далее. Кроме того, Алиса может ответить на вопросы или рассказать о культуре и истории Казахстана, например о творчестве Абая. Наши специалисты обучали двуязычную Алису на большом объеме данных, основанных на нескольких тысячах диалогов, сотнях часов аудиозаписей и около 1000 часов фрагментов речи, записанных носителями казахского языка.

  колонка Алиса
Фото: архив пресс-службы

21 января 2025 года Yandex Qazaqstan объявил о старте продаж новой модели ТВ Станции — ТВ Станции Бейсик. Что это за устройство?

Салтанат: Это самая доступная модель в линейке умных ТВ. Особенность устройства в том, что оно сочетает в себе функции умной колонки и Smart-TV. Пользователи могут смотреть видео, слушать музыку, общаться с Алисой и управлять устройствами умного дома. Кроме того, есть возможность искать фильмы и сериалы по различным онлайн-кинотеатрам, а видео в интернете — по всем популярным видеохостингам.

В большинстве сервисов Yandex Qazaqstan используются технологии ИИ. Принимают ли участие казахстанские специалисты в разработке и внедрении новых инструментов и технологий в этих продуктах?

Салтанат: Конечно. У Yandex Qazaqstan есть офис, в котором работает большая команда казахстанских разработчиков. Среди них есть ML-инженеры, которые принимали самое активное участие в запуске «Нейро» в Казахстане. Есть специалисты по искусственному интеллекту, другим технологиям. Поскольку мы делаем сервисы именно для казахстанцев, то у нас есть специалисты, которые занимаются обучением языковых моделей именно казахскому языку. Все это очень большая работа, в которой принимает непосредственное участие казахстанская команда.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте