Два самолёта Bek Air выставили на торги в Казахстане
Воздушные судна, требующие ремонта на сумму до $5,2 млн, хотят продать в конце июня

Два самолета Fokker 100 авиакомпании Bek Air, которая прекратила деятельность после крушения ее самолета под Алматы в декабре 2019-го, выставили на продажу в Казахстане: лот опубликовали на площадке электронных торгов 11 июня 2025-го, торги назначили на дату, до которой принимаются заявки, — 26 июня.
Два воздушных судна с регистрационными номерами F1018 и F1019 предлагают купить за 104,47 млн тенге. Такова стартовая цена, совпадающая с оценочной стоимостью, которую представил оценщик — ТОО «А8 Consulting Company» — на 19 мая 2025-го, его отчет утвержден 30 мая 2025-го. Рыночную стоимость одного из них — F1018 — оценщик посчитал как 69,44 млн тенге при балансовой стоимости чуть больше 19 млн тенге, другого — F1019 — как 35 млн тенге при балансовой стоимости примерно 19,4 млн тенге.
Покупателю придется учитывать, что «Фоккеры» не выполняли полетов, не проходили техобслуживание и ремонт и находились без консервации с конца декабря 2019 года.
Оценщик называет техническое состояние обоих самолетов «условно пригодным». Однако для восстановления лётной годности каждому из них потребуется техобслуживание и ремонт. Указывается необходимая для этого сумма — $2-2,6 млн для каждого самолета. То есть на оба борта нужно $4-5,2 млн. «(Это) без учета возможной замены двигателей, комплектующих, агрегатов и элементов авионики обоих летательных аппаратов, не имеющих срока службы, но эксплуатируемых по состоянию», — говорится в документах.
Каждому воздушному судну, как пишет оценщик, потребуется базовое техническое обслуживание планера C-check и D-check, техобслуживание и ремонт двигателей (у обоих — двигатели Rolls Royce), капитальный ремонт передней и основных стоек шасси, ремонт вспомогательной силовой установки и т. д.
Оба воздушных судна оказались в парке Bek Air в 2019 году. F1018 выпущен в 1991-м, F1019 — в 1990 году. В сопровождающих лот документах оба названы «значимым активом на балансе» Bek Air: на 31 декабря 2024-го их общая балансовая стоимость — 38,4 млн тенге — составляет большую часть балансовой стоимости имущества, которое еще остается у авиакомпании. Остаток суммы, которая в целом составляет 38,57 млн тенге, — 99 тыс. тенге — приходится на пассажирские сиденья, стремянки и т. д. Сейчас оба самолета находятся на территории Международного аэропорта Алматы.
Торги пройду на повышение цены. Потенциальным покупателям необходимо внести гарантийный взнос — 15,67 млн тенге. Уточняется, что это имущество, ограниченное в распоряжении, поскольку имеется таможенная задолженность. Продавцом выступает Фонд проблемных кредитов.







Деятельность авиакомпании Bek Air приостановили после крушения ее самолета 27 декабря 2019 года. Fokker 100 на взлете из Алматы в Астану (тогда — Нур-Султан) в 07:22 потерял высоту, пробил бетонное ограждение и столкнулся с двухэтажным домом. На борту было 93 пассажира и пять членов экипажа, при крушении погибли 12 человек, 52 были госпитализированы.
В январе 2020-го у Bek Air отозвали сертификат эксплуатанта воздушных судов и сертификат на техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.
В январе и феврале 2020-го Авиационная администрация Казахстана провела проверку и выявила многочисленные нарушения деятельности Bek Air, в том числе грубые нарушения процедур эксплуатации авиадвигателей, сокрытие причин авиационного инцидента, несоответствие системы управления безопасностью полетов законодательству и т. д. В августе 2020-го сообщалось, что суд удовлетворил иски против авиакомпании: Bek Air должна была вернуть 990 пассажирам 60 млн тенге за отмененные рейсы.
Досудебное расследование завершилось в апреле 2024-го, в его ходе провели более 4 тыс. следственных действий.