Досым Сатпаев — об исторической спирали США и покушении на Трампа

Почему для Дональда Трампа случившееся 14 июля — это дополнительный бонус к его предвыборной кампании

Досым Сатпаев
Досым Сатпаев
Фото: личный архив

Как подсчитало агентство Reuters, с 2021 по 2023 годы в США произошло более 200 случаев актов политического насилия. И четвертое покушение на Дональда Трампа 14 июля 2024 года входит в этот список. Выяснилось, что до этого на экс-президента США уже готовилось три покушения, которые раскрыли до их совершения.

С точки зрения политтехнологии любое неудавшееся покушение изначально создает образ жертвы и мученика тому кандидату, который пострадал. И для Дональда Трампа случившееся 14 июля — это дополнительный бонус к его предвыборной кампании, как это было когда-то у президента Рональда Рейгана, который, пережив покушение в первый год своего президентства в 1981 году, также смог использовать образ мученика и во время своей второй предвыборной кампании, что позволило ему остаться в Белом доме на второй срок.

Видео с кадрами окровавленного лица Трампа и поднятой руки напоминают 1988 год, когда было совершено покушение на турецкого премьер-министра Тургута Озала — так же во время выступления на съезде его партии. Хотя в отличие от Трампа Тургут Озал, даже будучи раненым, снова поднялся на трибуну, чтобы завершить свою речь. Неудивительно, что чуть позже, в ноябре 1989 года, Тургут Озал стал восьмым президентом Турции. При этом, опять же в отличие от Трампа, президентство Тургута Озала страну не раскололо, наоборот, при нем Турция добилась значительных экономических успехов и роста международного веса страны.

Углубимся в американскую историю и вспомним убийство президента Авраама Линкольна в 1865 году. Его совершил сторонник Конфедерации южных штатов, проигравшей Гражданскую войну. Тот период был одним из самых острых с точки зрения крайней поляризации американского общества. Судя по всему, эффект исторической спирали в сторону регресса здесь начинает срабатывать, так как Штаты все ближе приближаются к ситуации второй половины XIX века: рост политической поляризации за последние годы приобрел угрожающий характер. И статистика Reuters это лишь подтверждает. К тому же, выражаясь дефинициями социального психолога начала XX века Гюстава Лебона, «эффект заражения толпы» радикальными идеями вырос в первой половине XXI века в геометрической прогрессии благодаря социальным сетям, которые, по сути, становятся основными институтами политической социализации для многих людей. И понятно, что ноябрьские президентские выборы в США этот эффект заражения лишь увеличат, породив еще больше черных политических лебедей.

Неудивительно, что на Давосском форуме в этом году в список политических рисков включили выборы в Европарламент, по итогам которых свои позиции уже усилили позиции правые политики. А также предстоящие президентские выборы в США, которые, как ожидают многие, еще больше расколют американское общество и повысят геополитическую турбулентность на международной сцене.

На одной научной конференции в 2017 году в Германии во время экспертной дискуссии профессор политологии университета Хильдесхайма Марианне Кнойер заявила, что призрак ходит по Европе — призрак популизма, который пытается по кирпичику разобрать демократические основы Старого Света. Но сейчас примерно такая же ситуация наблюдается и в США. Марианне Кнойер тогда считала, что успех политических популистов, которые делают ставку на простые решения любых сложных проблем, связан с наличием политического спроса и предложения. Ведь харизматические лидеры чаще всего появляются во время кризиса, когда у многих граждан возникает ощущение неравенства и чувство проигрыша.

При этом новые лидеры используют недоверие граждан к старым политикам и государственным структурам, так как в основе политического популизма также лежит слом привычного социального контракта, согласно которому каждое новое поколение должно жить лучше, чем прежнее. Как показали последние финансово-экономические кризисы, это далеко не так. Следовательно, поддержка популистских идей разной ориентации — это результат изменения мировоззренческих ценностей, так как многие люди пытаются сохранить свою привычную среду обитания, которая сильно меняется под воздействием той же глобализации, внешних и внутренних факторов. Отсюда активный рост разных политических фобий в старых демократиях и раскол в обществе, который даже стал обыгрывать Голливуд, введя гражданскую войну в США в список триггеров для появления постапокалиптического мира.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте