Как братья Ахметовы создали Sergek и снизили смертность на дорогах

Как компания, основанная уроженцами Павлодара, навела порядок на дорогах страны

Когда комплексы фотовидеофиксации Sergek («чуткий, бдительный» – каз.) появились на дорогах городов Казахстана, водители, не скупясь на эмоции, стали выражать недовольство, массово обзаводиться антирадарами и замедлять скорость на «опасных» перекрестках. «На самом деле цель наших комплексов не в том, чтобы выписать штраф или насолить водителю, а в том, чтобы повысить безопасность водителей, пешеходов и города в целом», – подчеркивают основатели Sergek Group 40-летний Кайрат и 36-летний Асет Ахметовы.

В середине 2010-х Sergek начинался с установки систем дорожной безопасности и со временем трансформировался в группу, в штате которой работают более 1000 сотрудников, а деятельность построена вокруг трех основных аспектов Smart City – транспорт, общественная и дорожная безопасность, экология. Кроме того, она связана с приборостроением. Сегодня в портфеле компании решения для сотрудников полиции (приложение Sergek Qorgau, комплекс дорожной безопасности Sergek Patrol, система хранения и работы с видеопотоками с камер общественной безопасности Sergek VMS), система организации эффективного транспортного потока Sergek ITS, а также сертифицированный прибор для выявления повышенной концентрации загрязняющих веществ Sergek Ecosensor.

Не с чужого плеча

Братья Ахметовы со школьной скамьи связали жизнь с точными науками. Кайрат, победитель и призер международных олимпиад по физике, окончив КТЛ (казахстанско-турецкий лицей) в родном Павлодаре, поступил в московский «Физтех» на факультет общей и прикладной физики. Асет остался в Казахстане и стал студентом SDU (Suleiman Demirel University). Когда младший брат учился на третьем курсе, старший, окончив вуз, вернулся на родину, и Ахметовы решили совместно заняться бизнесом.

Первым проектом стало интернет-кафе. «В начале 2000-х этот формат был популярен, а мы, имея техническое образование, разбирались в IT, и нам было проще, чем конкурентам. В начале 2010-х у нас уже была компания, занимавшаяся разработкой сайтов и другими направлениями, связанными с IT. Примерно в 2015 году мы обслуживали комплексы дорожной фиксации и безопасности импортного производства и видели все их недочеты, понимали, что они сделаны не для Казахстана», – вспоминает Асет.

По его словам, одним из главных недочетов зарубежных систем была невозможность использовать их в наших условиях, что называется «из коробки», по принципу plug and play. Казахстанские стандарты не требовали наличия вдоль дорог подключения к электричеству, к интернету, соответственно, требовалось построить инфраструктуру, создание которой обошлось бы в разы дороже покупки самой системы. Не меньше вопросов вызывала и стоимость владения. Обслуживание высокотехнологичных продуктов требовало регулярных затрат и наличия подготовленных кадров, а вкладываться в покупку дорогостоящих систем, не имея возможности их обслуживать и ремонтировать, не было смысла.

Ахметовы решили создать продукт, который был бы оптимальным с точки зрения цены, стоимости владения и который, учитывая местную специфику, можно было бы установить за несколько часов, не тратя деньги и время на строительно-монтажные работы для прокладки инфраструктуры. Доработка существующей технологии была первым этапом развития Sergek. Сначала сделали батарею для импортных комплексов. Литий-­ионных элементов тогда не было, а 20–30-килограммовые свинцовые элементы питания физически невозможно было подвесить на столб. На рынке были решения, подходящие по емкости батареи, но не рассчитанные на работу в условиях казахстанского климата, системы, разработчики которых не предусмотрели антивандальную защиту, а значит, их могли похитить вскоре после установки.

«Международные производители, крупные корпорации никогда не будут делать свои продукты специально для Казахстана. Не скажу, что на начальном этапе развития проекта мы изобрели что-то потрясающее. Скорее можно привести аналогию с ателье, где клиенту пошили костюм по фигуре после того, как он годами носил дорогие, но не подходящие ему наряды», – комментирует Асет.

Безопасный город

Первым городом, на дорогах которого в сентябре 2017 года появились «сергеки», как водители окрестили системы фотовидеофиксации, стала Астана. За первый же год после запуска проекта количество комплексов по фиксации нарушений ПДД увеличилось со 100 до 700. По словам разработчиков, по мере того, как росло количество установленных камер, у участников дорожного движения появлялось понимание, что «слепых зон» не осталось, так что лучше не пытаться обмануть систему, а просто ездить по правилам. Так технологии позволили взять под контроль соблюдение ПДД, а «эффект Sergek» сказался на повышении водительской дисциплины.

ФОТО: © Андрей Лунин

Сегодня в законодательстве оговорены нарушения, подлежащие видеофиксации. Кроме того, разработчики Sergek исследовали, какие нарушения приводят к дорожному травматизму, ДТП с летальным исходом. Статистика показала, что с запуском проекта уменьшилась смертность на дорогах, главным образом за счет регулирования скорости. За первый год работы системы число погибших в ДТП в Астане снизилось на 43%, с 60 до 34 случаев, и сохраняется на том же уровне; в Алматы за 2019–2022 годы – с 138 до 81; в Шымкенте за 2020–2022 годы – с 57 до 38.

Следующим этапом развития стало создание в 2020 году интеллектуальной транспортной системы Sergek ITS, то есть переход к «умному городу». Это был логичный шаг. Комплексы дорожной безопасности на 100% пересекаются с системами ИТС по географии размещения, функционалу и даже проблемы у них общие: необходимо точно так же прокладывать инфраструктуру, связь, что сопряжено с дополнительными расходами для муниципальных властей.

Компетенции разработчиков Sergek, особенно в области computer vision, покрывали потребности ИТС с большим запасом. Продукт превосходил классические ИТС, он фиксировал госномер, а значит, можно не просто посчитать трафик, но проанализировать, откуда приезжают автомобили. Задача ИТС заключается в оптимизации трафика таким образом, чтобы людям было удобно пользоваться общественным транспортом. В качестве примера можно вспомнить европейские столицы, жителям которых дешевле и удобнее добираться до работы на метро или на автобусе, чем на собственном авто.

Раньше все понимали, что в Алматы, например, большой поток трафика идет из области, но не было данных о количестве личного транспорта, а значит, понимания, сколько автобусов нужно запустить, чтобы разгрузить поток. Сегодня появляются инструменты, с помощью которых можно получить точные цифры и решить проблему с правильным подходом. Таких инструментов не было даже у зарубежных экспертов, с которыми консультировались создатели Sergek, ведь в своих странах они решали эту проблему не одно десятилетие и совершенно другими методами. Транспортная аналитика актуальна не только для оптимизации потока пассажиров, но и для бизнеса, который может сэкономить время и деньги, перевозя грузы в наиболее подходящие для этого часы, и для многих других сфер. «Мы живем в мегаполисе, и это накладывает свою ответственность на всех – на горожан, на бизнес, на муниципальные власти, которые должны создать условия для того, чтобы на дорогах было комфортно всем. ИТС поможет решить эту задачу», – говорит Асет.

Sergek также помогает раскрывать уголовные преступления. Все комплексы оснащены специальными камерами, которые ведут видеозапись происходящего. В результате в общественных местах Астаны преступность удалось снизить на 71%, в Усть-Каменогорске – на 42%, в Атырау – на 37%. Раскрываемость административных и уголовных преступлений выросла в два раза.

Вопрос независимости

На сегодня системы Sergek установлены в девяти городах страны (Астана, Алматы, Усть-Каменогорск, Атырау, Шымкент, Семей, Тараз, Туркестан, Актау), а также в Намангане (Узбекистан). На очереди запуск пилота в Багио (Филиппины). Выход в новые регионы осуществляется по результатам конкурсных процедур. Поскольку внедрение выполняется по принципу ГЧП, проекты реализуются в основном на кредитные средства. По словам Асета, речь идет о суммах в миллиарды и десятки миллиардов тенге, а получить такое финансирование из других источников, кроме банковских займов, проблематично. «Что касается инвесторов, то даже среди очень состоятельных людей трудно найти человека, который рискнет вложиться в такой узконаправленный проект», – комментирует собеседник.

Впрочем, в конце прошлого года о планах по вхождению в состав акционеров Sergek Group с долей в размере 35% объявил исполнительный директор Freedom Holding Corp. Тимур Турлов (№ 5 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan). По его словам, вхождение группы Freedom в Sergek Group является продолжением стратегии по расширению взаимодействия с казахстанской IT-сферой. Опыт Sergek Group в работе с Big Data позволит принимать более качественные решения как в области автострахования, так и в сфере автокредитования, и данный проект рассматривается в качестве органичной части цифровой экосистемы Freedom.

Возможности для синергии видит и другая сторона. «Наши компетенции усиливают друг друга. Так что можно говорить о взаимовыгодном партнерстве. У нас есть наработки в области приборостроения, всё, что можно локализовать для Sergek по части «железа», мы сделали. Есть планы по дальнейшей локализации, но для их реализации потребуются финансовые инструменты, доступ к которым откроет партнерство», – делится планами Асет.

На рынке решений для общественной и дорожной безопасности присутствуют как местные продукты, так и иностранные решения. Если говорить о глубине локализации применительно к Sergek, то производить камеры в Казахстане нерентабельно, но с точки зрения разработки это на 100% казахстанский продукт, программное обеспечение, алгоритмы для которого пишут местные специалисты. Этот момент важен не только с точки зрения развития отечественной IT-индустрии, но и с позиции обеспечения цифрового суверенитета, и здесь речь идет уже о национальной безопасности. Надо отдавать себе отчет, что, приобретая импортные решения, мы теряем цифровой суверенитет, подчеркивает Асет. Речь идет о высокотехнологичных продуктах, и если камера, в которой используется технология компьютерного зрения, работает в режиме 24/7, а отснятые материалы сохраняются на серверах в другой стране, то нельзя сбрасывать со счетов риск, что информация может быть использована во вред.

«Все наши разработки проходят проверку на информбезопасность со стороны Государственной технической службы КНБ РК, мы выполняем все требования по этой части, но как разработчики понимаем, что сама процедура несовершенна, видим точки уязвимости. Мы первыми дали на проверку по информбезопасности свой исходный код, хотя эта процедура не обязательна. Закрыться от мира не получится, но намного спокойнее понимать, что за нашей спиной не произойдет никаких эксцессов», – считает предприниматель.

Что касается конкуренции, то сегодня Sergek использует те же технологии, что и ведущие мировые компании, а Nvidia, например, присылает специалистам казахстанской компании свои новые продукты до официального старта продаж. Это означает, что местные разработчики имеют возможность адаптировать свои алгоритмы к новинкам одновременно с коллегами из других стран. Цифровой суверенитет – это в значительной степени вопрос подготовки кадров, и в Sergek Group уверены, что по уровню компетенций специалисты казахстанской команды не уступают коллегам из мировых IT-гигантов. Сегодня в коллектив с новыми знаниями возвращаются многие из тех, кто в свое время уходил из Sergek в Facebook или Amazon, команду также пополнили несколько специалистов, переехавших в Казахстан после февраля 2022 года.

Подготовкой кадров, отвечающих требованиям рынка, занимаются и в академии Sergek. По словам Асета Ахметова, это работа на долгосрочную перспективу. «У нас есть компетенции, которым не учат нигде, и когда мы говорим, что готовим специалистов, адаптированных к требованиям рынка, это очень ценно. Даже если в Sergek Group останется десятая часть выпускников академии, может быть, кто-то придет в команду спустя время, но однозначно в выигрыше окажется рынок. А это – главное», – уверен собеседник.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте