Скандал с «Гульнар тур» дал старт переделу рынка выездного туризма

13942

Экономист Тимур Исаев: «В Казахстан приходит российский оператор, и обсуждается идея создания национального туроператора. Но главная проблема - в самоустранении государства и отсутствии вменяемых правил игры»

Свято место пусто не бывает

Ситуация вокруг крупнейшего туроператора страны «Гульнар тур» получила неожиданное и в то же время предсказуемое продолжение. Сама компания, как становится очевидно, с рынка уходит. В компании проводится прокурорская проверка, возбуждено уголовное дело. Но даже если допустить, что все закончится мирно, то понятно, что с такой репутацией продолжать работу с клиентами уже вряд ли получится.

Поэтому вполне предсказуем был вопрос: кто займет свято место, которое, как известно, пусто не бывает?

В Казахстане выездной туризм является наиболее динамичным сектором не только в индустрии туризма, но и в экономике в целом. С 2008 по 2013 поток туристов здесь вырос с 4,3 млн до 7,7 млн человек, то есть на 80%. И перспективы дальнейшего роста очень привлекательные, поскольку рынок еще слабо освоен, по многим направлениям он пребывает в зачаточном состоянии.

Неожиданностью же для многих стало известие о том, что место «Гульнар тур» займет российская компания, которая уже оплатила рейсы авиакомпании AtlasJet. Но главное - россияне, по сообщениям, могут занять место не только «Гульнар тур», но и других казахстанских игроков туристского рынка, которые не располагают сопоставимыми ресурсами. Следовательно, можно говорить о начале серьезного передела в отрасли.

Говорить о том, чем это завершится, хорошо или плохо это для отрасли, пока рано. Тем более что у разных сторон свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Для потребителей приход крупного российского игрока - наверное, плюс. Он позволяет надеяться на снижение цен, которые в Казахстане, даже по сравнению с Россией, безобразно завышены.

Для отечественных конкурентов - это, безусловно, негативный фактор. Лакомый кусок бизнеса, не требующий сверхусилий и технологий, а просто грамотного менеджмента,  уходит из-под носа. Уже появляются некие теории заговора - будто «Гульнар тур» торпедировали преднамеренно. Не беремся судить об отношениях между отдельными фирмами, поскольку в конкурентной борьбе много чего бывает. Но нельзя не отрицать того, что причины гораздо глубже. Проблемы выездного туризма в Казахстане накапливались долго. Так что его провал – полностью наша собственная заслуга, без каких-либо внешних происков.

Туда ему и дорога

Дело тут не в слабой государственной политике в сфере выездного туризма, а в полном ее отсутствии. Если поднять все госпрограммы туризма, которые принимались с начала нынешнего века в Казахстане, то вы не найдете в них ни одной меры развития выездного туризма.  В программе на 2003-2005 признавалось, что эта сфера приносит 62% всего дохода туристской отрасли. Однако тут же отмечалось: «Практика развития мирового туризма показывает, что все государства заинтересованы в первую очередь в развитии въездного и внутреннего туризма, так как первый вид обеспечивает валютные поступления в казну государства - доход, а второй аккумулирует средства внутри государства и способствует развитию инфраструктуры туризма».

И - как отрезало. В двух последующих программах, а затем и в недавно принятой Концепции развития туристской отрасли до 2020 про выездной туризм вообще нет ни слова! Как будто нет ни рабочих мест, создаваемых этой отраслью, ни миллионов потребителей, пользующихся ее услугами.

Действующий закон «О туристской деятельности» предусматривает, что приоритетом государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. Для выездного туризма нет не только мер поддержки, но и четких норм, защищающих права туристов, выезжающих за рубеж. Есть лишь набор декларативных положений, которые на практике, когда дело доходит до конфликтов, оказываются бесполезными.

Кроме того, закон абсолютно не соответствует современным реалиям и не предусматривает никакой защиты клиентов от недобросовестных туроператоров, которые расходуют собранные от туристов средства на нецелевые нужды. Отсутствуют способы финансовых гарантий. Фактически государство не создало условий, чтобы предупредить случаи массового увода средств туристов, и подключается лишь на той стадии, когда люди уже «зависают» в аэропортах и их приходится вывозить в режиме спасательной операции. Государство при этом выглядит как герой-спаситель, Чип и Дейл в одном лице, хотя на самом деле это именно оно виновато в отсутствии цивилизованного рынка туруслуг.

Отдохнул за границей – изменил родине

Выездному туризму официально отказали в праве на существование. И это является стратегической ошибкой. С того самого момента, когда государство решило целенаправленно заняться туристской индустрией, оно почему-то вознамерилось отделить железным занавесом выездной туризм и въездной, как мух от котлет. Естественно, в роли «котлет» оказался туризм въездной, который приносит в страну деньги, а в качестве мух воспринимался туризм выездной, который эти деньги вывозит.

Соответственно, выездные туристы – нехорошие люди, которые обогащают чужие отели и рестораны, а стало быть, путешествовать должны исключительно на свой страх и риск. И вполне логично, что государство не уделяло и не уделяет никакого внимания защите прав такой категории туристов. Также логично, что не проводилась работа по облегчению визового режима в других странах для казахстанцев. Чиновники, обладающие дипломатическими и служебными паспортами, особенно по этому поводу не температурили, а для простых смертных, по их мнению, было достаточно и Турции.

Выездным туризмом, рассматриваемым как канал утечки капитала, государство не занимались принципиально. Было объявлено, что все усилия, все ресурсы – только на привлечение зарубежных гостей. Как говорится, уж лучше вы к нам. В итоге окончательно запустили сферу выездного туризма и ровным счетом ничего не добились во въездном туризме. Достаточно взглянуть на те же программы развития туристкой отрасли – в них одни и те же заклинания вот уже пятнадцать лет подряд - и ни одного реального результата. И это не случайное совпадение, а прямая взаимосвязь.

Не умеешь – не продавай

Попытка разделения видов туризма и намеренное игнорирование одного из них – абсолютно непрофессиональный, дилетантский подход. Принцип всех видов туристского бизнеса один и тот же – продавать людям туристский продукт. Выездной туризм означает продажу чужого продукта, и это очень важно, поскольку при надлежащем регулировании рынка позволяет воспитать культуру работы с туристами, продвижения турпродукта. И когда эти навыки хорошо освоены, можно переходить к созданию и продаже своего продукта.

У нас же выездной туризм, по сути, так и остался на уровне 90-х годов. Не сформировав цивилизованный рынок, не научившись торговать хотя бы чужим турпродуктом, не пройдя эту ступень, мы пытаемся сразу запрыгнуть на следующую. Но сделать это,  изолируя выездной туризм от въездного, невозможно. Опасения по поводу того, что выездной туризм оттягивает клиентов и деньги, которые могли бы прийти на отечественные курорты, просто нелепы. Во-первых, этих курортов еще нет. Во-вторых, развитие выездного туризма подстегивает рынок в целом, увеличивает спрос на все поездки, будь то внутри страны или за рубеж. И он, самое главное, формирует запрос на качество.
Бей своих, чтобы чужие боялись?

У нас в правительстве сложилась наивная убежденность, что въездной туризм зависит от того, какие отели, рестораны, горнолыжные трассы и пляжи мы построим. На самом деле главное – это те иностранные операторы, которые поверят в нашу способность обеспечить качественный и безопасный отдых и согласятся продавать на рынках своих стран Казахстан как турпродукт. Имидж здесь – это всё.

Но он формируется вовсе не за счет прокрутки по зарубежным телеканалам дорогостоящих и совершенно бесполезных рекламных роликов. Не думаете же вы, что иностранные туроператоры оценивают страну по роликам?! Они полагаются на собственный практический опыт, на то реальное представление, которое они имеют о нас, работая в туристском бизнесе. А что они видят? Что нашим компаниям по выездному туризму не важен уровень сервиса и комфорт своих клиентов. Что потребители становятся заложниками запутанных схем и неплатежей. Они видят ежегодные скандалы, подобные нынешнему вокруг «Гульнар тур».

И кто после это будет всерьез воспринимать наш рынок? Кто возьмет на себя ответственность принимать такие риски и полагаться на партнеров? Иными словами, между выездным и въездным туризмом существует тесная связь. Первый – это витрина для второго. И если мы наплевательски относимся к выездному туризму, то глупо рассчитывать на хороший имидж нашего въездного туризма. Пока власть не поймет этого, все надежды на привлечение мощного потока зарубежных туристов так и останутся очередными грезами чиновников. 

Нужны не игроки, а правила игры

Приход российской компании позволит структурировать казахстанский рынок выездного туризма. Но он отнюдь не является панацеей. Дефолт крупного российского туроператора «Нева», который совпал по времени со скандалом вокруг «Гульнар тур»,  - лучшее тому подтверждение.

Еще один сценарий состоит в создании нового национального туроператора. Инициатива о его формировании на базе Национальной палаты предпринимателей (НПП) уже прозвучала. Правда, с правовой точки зрения, это нонсенс. Работа в качестве субъекта бизнеса противоречит целям и задачам НПП, установленным законом. Это идет вразрез и элементарной деловой этике, поскольку НПП в таком случае будет конкурировать с бизнес-структурами, которые, в свою очередь, являются ее собственными членами. Причем такие нарушения будут и в том случае, если нового туроператора создадут не на базе НПП, а при помощи какого-либо обходного маневра.

Конечно, если НПП задастся целью и правительство не будет возражать, то юридические аргументы мало кого остановят. Ведь ввели же обязательное членство и обязательные взносы в НПП. Так что, учитывая моду последнего времени все объединять и передавать под госконтроль, идея национального туроператора вполне может стать реальностью.

Вот только развитию цивилизованного рынка это вряд ли поможет. Что ни говори, но это будет скатывание к скрытой монополии. Мало того, что она существует в воздушных перевозках, так будет еще и в продаже турпродукта. А отсутствие здоровой конкуренции всегда приводит к одному и тому же  - низкому качеству, бесконтрольности и завышению цен. Но самое главное, удивляет сам ход мыслей руководства НПП. Ведь оно должно заботиться не о том, какого игрока привести на рынок, а о том, как создать на рынке прозрачные нормальные условия для всех.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить