Сколько в Казахстане частных самолетов и вертолетов

25841

В Казахстане начинает поступательно развиваться отрасль сверхлегкой авиации

фото: Андрей Лунин
В Новой Зеландии на 3000 человек приходится одно воздушное судно, в то время как в Казахстане это соотношение составляет 50 000:1

Малая, или сверхлегкая, авиация (СЛА) сегодня идет по пути превращения в перспективную отрасль казахстанской экономики. Мировой опыт показывает, что этот рынок может генерировать большие прибыли за счет использования техники в туристической сфере, сельском хозяйстве и т. д. Показателен здесь пример США, где ежегодный объем налоговых сборов с малой авиации составляет около $4 млрд, а годовой оборот рынка предоставляемых услуг оценивается в $50 млрд. При этом в отрасли трудится более полумиллиона человек, а количество летательных аппаратов достигло более 200 тыс.

Казахстану о таких масштабах приходится пока только мечтать. Развитие оте­чественной малой авиации в десятки раз отстает от уровня западных и европейских стран, требуя расширения нормативно-правовой базы, инфраструктуры, увеличения числа техники и повышения уровня ее безопасности, а также координации деятельности всех субъектов СЛА, потребителей, эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей, научных организаций и авиационных структур.

Кроме того, положение осложняется тем, что авиационная отрасль попала в ситуацию двойного кризиса – мирового финансового и начавшегося задолго до этого кризиса в авиатранспортной отрасли страны в целом. Как отмечают в Министерстве транспорта и коммуникаций РК, «с выработкой ресурса авиационной техники начался необратимый процесс потери экономической эффективности». А отсутствие финансовых средств у потребителей услуг малой авиации не позволяло в должной мере использовать ее возможности.

Взлетный спрос

Однако в настоящее время ситуация меняется. В частности, появился спрос на услуги, предоставляемые авиационными перевозчиками, а именно в части проведения мониторинга окружающей среды, патрулирования лесных массивов, нефте- и газопроводов, химической и биологической обработки в сельском хозяйстве, спасательных работ, туризма, грузопассажирских перевозок и т. п. Так, по данным Минтранскома, в 2013 малой авиацией было обработано свыше 5 млн гектаров сельскохозяйственных площадей, в работах было задействовано 135 самолетов Ан-2 и более 40 других летательных аппаратов СЛА. В целом по стране авиационные заказы выполняют 233 воздушных судна, из них 156 самолетов, в основном советского производства (Ан-2, Як-18, Як-52) и 77 вертолетов (Ми-8, Ми-2), а также западного образца (AgustaWestland, BELL, МД-500 и др.).

Появился интерес со стороны частных лиц и компаний. По некоторым данным, в Казахстане самолеты и вертолеты в частной собственности имеют чуть менее тысячи человек. За последние три года авиакомпаниями приобретены более 

30 вертолетов западного производства типа Eurocopter, AgustaWestland, Bell и др.

То, что интерес к сфере СЛА растет, показало и проведенное в этом году на аэродроме Байсерке близ Алматы «Авиа­шоу-2014», участие в котором приняли 12 авиакомпаний. Была представлена практически вся малая авиатехника, которая есть в регионе. Среди них вертолеты Eurocopter EC130, EC135, AS350, Bell206, самолеты CS Caravan 208, Cessna 182, Cessna172, самолет-амфибия «Шрек» и др. По мнению президента АО «Sky Service» Михаила Зорова, мероприятие получилось, как никогда, масштабное.

Парк советского периода

Что касается самолетного парка, то, по мнению Минтранскома, его следует обновлять относительно недорогими, экономичными, высокоэффективными и безопасными в эксплуатации воздушными судами. Существующий ныне арсенал самолетов Ан-2 (который начал формироваться еще в конце 40-х годов прошлого века – сейчас их уже не выпускают) морально и физически устарел и требует замены. К 2017 по причине старения и выработки ресурса останется 70–80 судов данного типа. Однако пока они продолжают летать, потому что замены в нужном количестве просто нет. 

Тем не менее в последние годы в малой авиации отмечается интенсивное обновление авиационной техники путем реализации проектов по созданию в Казахстане сборочных производств легких самолетов. Так, в Алматы в 2012 создано ТОО «Аgromacter Aircraft» по сборке четырехместных универсальных самолетов «Арай», которые можно использовать как для перевозки пассажиров, так и на других работах, в том числе на авиационно-химических. На сегодняшний день изготовлено четыре самолета, один из них экспортирован в Россию. На 2014 запланирован выпуск еще шести.

фото: Андрей Лунин

В аэропорту Астаны создано предприятие от ТОО «Еврокоптер Казахстан Инжиниринг» по сборке вертолетов Еurocopter-145. Казахстанско-французское СП было создано в 2010, и всего на мощностях данного предприятия до 2017 планируется изготовить 45 ЕС-145, что составит около 10% от объемов мирового производства данной модели. Это количество удовлетворит не только спрос на внутреннем рынке Казахстана – часть машин будет продана в страны Каспийского региона. На данный момент порядка 20 вертолетов задействованы в Центре медицины и катастроф, в том числе на выполнении санитарных заданий.

В Семее официальный представитель польской Aviation Artur Trendak & Son – ТОО «Fly AirAsia» ввело в эксплуатацию первый в Казахстане завод по сборке мини-вертолетов, или автожиров, которые, по опыту стран Европы и Америки, весьма востребованы в работе полицейских, спасателей, пограничников и пожарных, а в наших реалиях будут полезны и в сельском хозяйстве.

Правда, есть и проекты, которые до сих пор не дали результат. Так и не вышло с конвейера авиазавода «Сункар», открытого в ноябре 2011 в Карагандинской области, ни одного сельхозсамолета «Фермер». Власти региона считают, что проект, включенный в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития, теперь необходимо переориентировать на другое производство. Однако директор ТОО «КазАвиаСпектр» Александр Ващенко утверждает, что 

у завода много планов. Так, намечается выпуск пассажирских малых лайнеров совместно со словенской авиастроительной компанией Pistrel и крупноузловая сборка противопожарных американских самолетов AirTraktor. Кроме того, первое авиапредприятие Казахстана намерено заниматься ремоторизацией тех же Ан-2.

Инфраструктурный вопрос

По данным Минтранскома, в рамках Государственной программы развития инфраструктуры РК до 2020 будет создана необходимая инфраструктура для развития малой авиации. В частности, будут построены и реконструированы пять аэродромов местных воздушных линий с искусственной ВПП в крупных районных пунктах для приема воздушных судов до 50 тонн взлетной массы (пассажировместимостью 50–70 человек), а также 11 аэродромов с грунтовой ВПП для воздушных судов с взлетной массой 10–15 тонн (пассажиро­вместимость 10–30 человек).

«Также в результате совместной работы с областными акиматами были собраны предложения по строительству аэродромов местных воздушных линий. В текущем году планируется развитие 32 аэродромов, расположенных на расстоянии более 250 км от районных центров, где автодороги находятся в неудовлетворительном состоянии и отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение», – информировали в министерстве.

Помимо развития эксплуатационной инфраструктуры малой авиации важным является внедрение новых технологий в разработку техники и ее производство, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Комплекс мероприятий в рамках гос­программы позволит отрасли расширить рынок услуг СЛА, сохранить и развить инфраструктуру для эксплуатации малой авиационной техники, удовлетворить запросы отраслей народного хозяйства и т. д. Вместе с тем это повысит инвестиционный потенциал сектора. По мнению экспертов, его нынешняя низкая привлекательность связана с отсутствием условий для полноценного развития авиации общего назначения в Казахстане. 

В перспективе, по информации министерства, планируется расширить международные контакты, включающие совместные проекты в области разработки, производства и эксплуатации воздушных судов с целью привлечения инвестиций в развитие отрасли СЛА.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить