Цифровое женское лидерство

2147

Как расширение цифровой экономики несет новые возможности трудоустройства для женщин

В Алматы 28 сентября 2023 года состоялось ежегодное заседание Forbes Woman Club, на котором собрались бизнесвумен из разных городов Казахстана, а также Кыргызстана и Азербайджана. Успешные женщины поговорили о том, как в современном мире сохранять баланс и правильно расставлять приоритеты – уделять равное внимание семье и саморазвитию. В ходе панельной сессии бизнес­вумен также обсудили тему женского предпринимательства: процессы цифровизации бизнеса и тенденции на мировом IT-рынке.

На сегодняшний день в Казахстане большое количество женщин задействовано в сфере малого и среднего бизнеса, но именно сектор МСБ до сих пор остается наименее оцифрованным. По официальной статистике, уровень цифровизации МСБ не превышает 30%, многие бизнес-процессы до сих пор выполняются вручную, а документация ведется на бумаге. Стоит отметить, что до сих пор у многих присутствует некое непонимание процессов автоматизации и цифровизации, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.

– Автоматизация – это процесс, когда некоторые функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. В свою очередь, цифровизация – это создание конечного продукта для клиентов. Автоматизация – первая ступень, которую в полной мере освоило наше общество, сейчас мы идем в сторону развития цифровизации – создания удобных клиентских сервисов. Это, конечно, эволюционный процесс, и в Казахстане он развивается достаточно быстрыми темпами, – рассказала соучредитель Techno Woman Central Asia Асем Нургалиева.

В казахстанском обществе все еще существует стереотип, что программирование – исключительно мужская профессия. Однако данное убеждение в настоящее время вытесняет гендерная диверсификация. К примеру, с 2015 года такие зарубежные компании, как Google и Meta, развиваются в сторону «выравнивания» количества работников-женщин по отношению к мужчинам. Более того, такая тенденция наблюдается не только в сфере IT. По словам Асем Нургалиевой, порядка 25% составляет количество женщин-программистов, задействованных в казахстанском IT-секторе.

– На самом деле точная статистика достаточно размытая и варьируется от 15 до 25%: все зависит от того, какие именно технические профессии включаются в этот список. При этом все равно это очень маленький показатель. В Сингапуре, например, доля женщин в IT-секторе составляет уже 41%. Нам есть куда стремиться: 35–40% – оптимальное процентное соотношение, на мой взгляд. Очень хорошие результаты показывают женщины в проектном менедж­менте, так как это все-таки более скрупулезная работа. Думаю, в течение пяти лет мы увидим значительный рост женского проникновения в программирование. Более того, в настоящее время активно занимаемся популяризацией данного направления, вдохновляя девушек собственным примером, – подчеркнула соучредитель Techno Woman Central Asia.

Сабина Парвизи, основатель маркетингового агентства Bloom Group, экс-маркетолог компаний Microsoft и HP, сооснователь и член правления клуба женщин Азербайджана в сфере ИКТ Femmes Digitales, рассказала, что уйти из найма после 15 лет работы в мировых корпорациях было нелегко. При этом для женщины важно еще соблюдать баланс во всех сферах – уделять должное внимание семье, развивая бизнес. Открытие маркетингового агентства аккурат совпало с началом пандемии коронавируса. По словам Сабины Парвизи, именно цифровизация помогла ей остаться на плаву и успешно развивать свое детище.

– Важно, чтобы женщина занималась любимым делом. Идеальное сочетание, когда ты развиваешь бизнес для души и при этом хорошо зарабатываешь. Более того, нужно разобраться во всех операционных моментах, прежде чем открывать свое дело. Поэтому я рекомендую поработать сначала в найме, изучив «всю кухню изнутри». Еще один важный момент: следуйте новым трендам, по возможности внедряя передовые технологии. Благодаря внедрению IT-продуктов в маркетинг нам удалось стать одними из лидеров в своей нише. Оцифровка бизнеса – это один из факторов успеха, и для внедрения новых технологий необязательно быть программистом, а достаточно начать с создания сайта и продвижения своего дела, к примеру, через социальные сети, – подчеркнула сооснователь и член правления клуба женщин Азербайджана в сфере ИКТ Femmes Digitales.

По мнению некоторых экспертов, в лидерстве есть три составляющие: когнитивная (знания), эмоциональная (хочу ли я стать лидером?) и поведенческая. Стоит отметить, что если внимательно посмотреть на эти компетенции лидерства, то мы не увидим четкого деления на «мужское» или «женское». Однако в странах СНГ доля представительниц прекрасной половины человечества, занимающих руководящие позиции, очень мала.

– Нам необходима массовая трансляция ролевых моделей: выдающиеся женщины-ученые, женщины-руководители, женщины-спортсменки и т. д. Помимо прочего, это должно стать стратегической задачей государства: подсвечивать признак профессионализма, а не гендерную составляющую. Будучи вице-мэром Бишкека, я продвигала эту идею на государственном уровне. В настоящее время очень важна эмпатия, которая сильно развита у женского пола. К примеру, я никогда не делала что-то, чтобы получить какую-то выгоду. Я работала на благо своей страны, как на благо родного дома, семьи, – рассказала президент ОФ «Эко Дэми», учредитель Techno Woman Kyrgyzstan, экс-вице-мэр Бишкека, глава комитета женщин-предпринимателей при Торгово-промышленной палате Кыргызстана Айжан Чыныбаева.

Основатель Центра цифровых компетенций для промышленности, экс-вице-президент компании «Алтын Алмас» Жанар Аманжолова, в свою очередь, считает, что женщинам не нужно бояться привлекать к себе внимание: необходимо правильно позиционировать свои знания и компетенции.

– Я стояла у истоков внедрения цифровизации в крупнейшей горнодобывающей компании. Казалось бы, сама сфера совсем «не женская», при этом я начинала карьеру с позиции простого специалиста и впоследствии заняла пост вице-президента. На самом деле возможности у всех равны, если обладаешь знаниями, опытом – ты ценный специалист, которого будут продвигать по карьерной лестнице. Основная цель любого бизнеса – развитие всех показателей, масштабирование, и именно от команды зависит успех компании, поэтому кадровый резерв формируется не по гендерным признакам, а исключительно на профессионализме сотрудников, – подчеркнула Жанар Аманжолова.

Все участницы панельной сессии Forbes Woman Club 2023 сошлись в едином мнении, что для ускорения цифровой трансформации общества, бесспорно, нужны как мужчины, так и женщины-лидеры.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube