Как добиться успеха казахстанцам, создающим новый бизнес

23075

За что в Силиконовой Долине ценят выходцев из бывшего СССР, как живётся в рае для стартаперов и что должны знать начинающие бизнесмены, рассказала Forbes.kz эксперт из Калифорнии Алёна Островски в заключительной части интервью

Окончание. Первую часть интервью см. здесь, вторую - здесь.

Плохие менеджеры

F: Алёна, в Долине много выходцев из бывшего СССР? Можно сказать, что они какие-то особенные - более башковитые, ленивые, изобретательные или ещё какие-то?

Фото: Андрей Лунин
Алёна Островски.

- По сравнению, скажем, с выходцами из Индии и Китая русскоязычных здесь относительно немного. Если говорить о них как о работниках, к их положительным качествам можно отнести выносливость, отсутствие подобострастия к начальству, высокое качество образования, смелость, умение дружить, силу духа, способность рисковать. Из недостатков: они плохие менеджеры, не хотят прислушиваться к авторитетам, имеют завышенные амбиции, кустарничают (да мы и сами были такими, пока не набили себе шишек!). Ну, бывает и склонность к жульничеству, чего уж там…

К сожалению, в среде бывших соотечественников часто можно наблюдать расизм и ксенофобию, неумение принимать другие культуры, низкую степень толерантности. Но это всё, разумеется, стереотипы - все люди разные, и я лично знаю прекрасных, умнейших и волшебных людей родом из СССР.

Скажи мне, кто твой босс, и я скажу, кто ты

F: Расскажите, пожалуйста, как устроен быт в Долине.

- Быт сильно зависит от того, где и кем ты работаешь. Если ты сотрудник Facebook, Google или Apple, то быта у тебя просто нет. Типичный «ты» молод, живёшь в Сан-Франциско, на работу в Долину тебя возит специальный автобус, по дороге ты сидишь в интернете или даже уже работаешь. В кампусе твоей компании тебя полностью обслужат: бесплатно покормят, постирают и почистят одежду, посидят с твоими детьми, если надо, присмотрят за домашними животными (накормят тех и других), помоют машину и поменяют в ней масло. А ты знай себе работай.

Если ты трудишься в компании поскромнее, то часто приходится проводить в дороге на работу по 3 часа. Это нелёгкая жизнь, с долгими рабочими часами - никто не уходит домой в 17:00. То есть, в течение недели у тебя на быт просто нет времени, остаются только выходные, хотя и в субботу часто приходится работать. Но если время на быт есть, то устроен он комфортно.

Наташа Френч, основатель и руководитель консультационного стартапа для помощи иностранным предпринимателям в Силиконовой долине Engagepoint, часто бывает во Франции и других странах. Она не устаёт радоваться, как просто и комфортно всё устроено в Долине. В отличие от Европы, где куча времени тратится на бюрократию, любой поход в банк или на почту превращается в квест. В Калифорнии все дела с бумагами решаются онлайн, быстро и легко.

Быт можно свести до минимального: например, есть множество компаний по доставке еды от лучших поваров за умеренную цену (например, Munchery). Куча времени освобождается для хобби, всяческих прогулок и спорта. Жизнь в Долине имеет много плюсов: прекрасный климат, много природы, парков и лесов, безопасность, хорошие школы. Жизнь в окружении умных и талантливых людей, хватающих за хвост будущее, очень окрыляет.

F: Но и стресса, наверное, хватает?

- Конечно! Постоянно! Ещё из минусов - большой разрыв в доходах между технической верхушкой и людьми других профессий.

Другая Америка

F: Долина отличается он остальной Америки?

- Разница есть, и большая. До переезда в Силиконовую долину мы жили на восточном побережье США, в Бостоне, потому мне есть с чем сравнить. Бизнес-культуру Долины отличает ненависть ко всякой иерархии, отсутствие дресс-кода вплоть до полного пренебрежения к одежде. Здесь люди в целом более открытые и дружелюбные, они охотно знакомятся, помогают и дают советы.

Помню, когда только переехала сюда, стала читать раздел криминальной хроники местной газеты. Перечислялись ужасные преступления: была замечена собака без поводка; кто-то громко включил музыку; и – о, ужас! – злоумышленники сорвали почти весь урожай с грушевого дерева! В Бостоне, увы, криминальная хроника никогда не была такой «игрушечной»…

А вообще удивительно точную картину местного быта и нравов можно увидеть в сериале Silicon Valley - это почти документальный фильм, честное слово! А вот прекрасный в художественном плане фильм «Социальная сеть» сильно искажает действительность, демонизирует её, романтизирует. Словом, всячески вводит в заблуждение.

Квартира дороже, чем замок

F: Цены на аренду и покупку жилья, на услуги высокие?

- Это очень больной и даже страшный вопрос. Вот, полюбуйтесь: дом в Пало-Альто, 17 квадратных метров. Цена: $2 млн! Вообще средняя цена небольшого домика в городе - $3 млн, а аренда маленькой квартирки обходится в среднем в $4 тыс. в месяц. Цены высокие вообще на всё, выше, чем в целом по Америке. Здесь дороже бензин, налог с продаж выше, чем во многих штатах (почти 9%). В штате Миссисипи, например, цены на недвижимость в 10 раз ниже, чем в Долине. Там замок с озером, в котором живёт мой брат, в два раза дешевле, чем моя квартира с двумя спальнями в Пало-Альто.

Также в Долине идёт охота на хороших нянь: им платят от $25 в час. Известны случаи, когда хороших нянь переманивали с помощью «скромных» подарков в виде новых машин! Уборщицам платят $50 в час

Но давайте не будем о грустном.

F: Хорошо. Напоследок, какие советы вы могли бы дать стартаперам и инвесторам из Казахстана, которые хотели бы преуспеть в Долине или у себя на родине?

- Давайте буду советовать не я, а эксперты. Я приведу цитаты из их публичных выступлений и лекций в бизнес-школе Стэнфордского университета, а в случае с Наташей Френч и Роном Вайсманом – из моих личных бесед с ними. А от себя лишь скажу, что в интернете существует огромное количество вспомогательных ресурсов на эту тему. Могу, например, посоветовать прекрасный цикл лекций How to Start a Startup.

Доверься профессионалам

Наташа Френч.

Наташа Френч, основатель и руководитель консультационного стартапа для помощи иностранным предпринимателям в Силиконовой долине Engagepoint:

- Хорошо подготовьтесь. Нужно: уметь чётко артикулировать, что ты делаешь; понимать рынок и уметь проводить его исследование и анализ; иметь чёткую бизнес-модель; знать своих конкурентов, и уметь показать, чем твой продукт отличается, в чём его преимущество. У тебя должна быть сильная команда, продуманный маркетинговый план и вообще хорошие ответы на все вопросы, которые тебе будут здесь задавать. Это не очень просто сделать дистанционно, поэтому хорошо бы иметь местных наставников, менторов, которые знают требования местных инвесторов и могли бы помочь тебе найти правильные ответы на эти вопросы.

Наивно приезжать сюда и думать, что деньги на тебя свалятся с неба, потому что ты такой умный и придумал удивительные технологии. Поэтому лучше обратиться к профессионалам. И дома нужно иметь вокруг себя специалистов, экспертов, которые могли бы дать совет, покритиковать. Не устаю повторять, что очень важно исследование рынка: если вы сами не можете этого сделать, наймите профессионалов, которые подскажут, в каком направлении двигаться.

(От себя добавлю, что к той же Наташе Френч можно обращаться - она очень опытный человек и владеет русским, французским и другими языками. – А.О.)

Никогда не говори «никогда»

Рон Вайсман.

Рон Вайсман, венчурный капиталист, серийный предприниматель, профессор, дающий советы молодым предпринимателям в рамках проекта VCtaskforce на волонтерских началах:

- Компания, в которую я захочу инвестировать, должна решать важные задачи: вы должны убедить меня, что мир будет хуже без этой компании, её продуктов и услуг. Идея должна быть по-настоящему новой, а не очередной вариацией существующих продуктов. У вас должна быть сильная, умная команда, понимающая, в чем её преимущество на рынке; детально продуманный поэтапный бизнес-план и понимание, что он может полностью измениться. Я должен быть уверен, что рискую не зря.

Что нельзя мне говорить ни в коем случае? «У меня нет конкурентов». Значит, у вас нет и рынка. «Мы выиграем, потому что у нас лучший продукт». Значит, команда не знает, как строить бизнес. «Мне нравится этот бизнес, и я им буду заниматься до конца жизни».  Значит, я никогда не получу своих денег, потому что вы не планируете стратегию выхода из бизнеса.

Выделяйся из толпы

Райд Хоффман.

Райд Хоффман, один из основателей LinkedIn, венчурный капиталист:

- Вы должны быть десантниками и оккупировать берег. У вас должна быть армейская стратегия, чтобы захватить страну, и полиция, чтобы потом этой страной править. И не говорите нам то, что мы, на ваш взгляд, хотим услышать.

Сэм Альтман.

Сэм Альтман, президент Y Combinator:

- Никогда не начинайте стартап ради стартапа - есть более лёгкие способы разбогатеть. Все успешные стартаперы всегда говорят одно и то же: я даже не мог себе представить, как трудно и болезненно это будет. Только если ты страстно хочешь решить какую-то проблему, и лучший для этого способ - открыть компанию, тогда начинай. Но это должна быть настоящая страсть.

Марк Андриссен.

Марк Андриссен, инвестиционный фонд  Аndreessen Horowitz:

- На что я смотрю в первую очередь? - Лидер ли этот человек? Насколько он целеустремлён, сконцентрирован, влюблён в свой продукт? Когда я спрашиваю, что вдохновило тебя создать этот продукт, я всегда надеюсь, что ты сделал это в первую очередь лично для себя, чтобы решить свою персональную проблему. Потом я смотрю на твое умение общаться. Ты должен очень выделяться из толпы. И ещё: мы инвестируем в силу, а не в отсутствие слабости.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить