Гендерный разрыв
Сложно ли выживать в мужском бизнес-сообществе
По пути полной реализации потенциала женщин мир движется очень медленно. По последним расчетам ВЭФ, гендерное равенство на глобальном уровне наступит только через 108 лет. Насколько активно эти идеи продвигаются в Казахстане? Почему нужно вовлекать мужчин в гендерные инициативы? И что мешает казахстанским компаниям воспринимать гендерное равенство как инструмент повышения эффективности? Об этом мы поговорили с Алмой Касымовой, менеджером по Казахстану группы ЕБРР по финансированию и развитию малого бизнеса.
– Как вы видите ситуацию в стране с гендерным равенством? Женщины стали активнее в своих жизненных позициях?
– В 2018 году Всемирный экономический форум опубликовал очередное исследование гендерного разрыва – неравенства между мужчинами и женщинами в экономической, политической, образовательной, карьерной областях и здравоохранении.
Лидерами рейтинга уже много лет являются Скандинавские страны – Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия. Именно они ближе всех подошли к равенству полов. Казахстан занял 60-е место из 144 – относительно высокую позицию среди стран Центральной Азии. Но до европейских показателей нам еще далеко. К тому же в последнее время наблюдается стагнация в сокращении этого разрыва. Потому что все еще мало женщин задействовано в политике и управлении крупным бизнесом. Женский труд до сих пор менее оплачиваемый по сравнению с мужским. И в целом гендерная композиция рабочей силы остается неравномерной как в разрезе отраслей, профессий, так и в разрезе компаний. Хотя в секторе МСБ доля женщин выше, но реальное прямое влияние на национальную экономику оказывают крупные компании, где женщин меньше.
– В каких секторах экономики страны наиболее очевидно гендерное неравенство?
– Традиционно казахстанские женщины работают в сфере услуг, образования, здравоохранения и торговли. Гендерное неравенство наиболее очевидно в так называемых нетрадиционных для женщин секторах: строительство, добыча полезных ископаемых и нефтепродуктов, ИТ-сектор, агробизнес, машиностроение, транспорт и логистика.
Более того, в Казахстане есть перечень профессий, где запрещено применение женского труда. Женщинам нельзя работать бурильщиками, плавильщиками металлов, машинистами автогрейдеров, пожарными, водолазами и каменщиками. И это одно из проявлений дискриминации. Хотя задачи, чтобы женщины занялись тяжелым физическим трудом, нет. Есть желание донести мысль: если женщина имеет желание и возможность работать в нетрадиционной для нее отрасли, то зачем ее ограничивать в этом. Тем более что сегодня многие из этих профессий автоматизированы.
Но здесь надо сделать ремарку. Недавняя поправка к Трудовому кодексу, которая запрещала женщинам 287 форм занятости, сократила список до 212 позиций. Теперь рабочие места для женщин открыты в транспортной, строительной и химической промышленности.
Еще неравенство растет вместе с увеличением размеров компании. То есть чем крупнее бизнес, тем меньше вероятность того, что его возглавляет женщина. Они не идут в более маскулинное бизнес-сообщество, оставаясь на уровне малого и микробизнеса. А причины разные: высокая конкуренция и налогообложение, внимание со стороны формальных и неформальных регуляторов рынка, а еще довлеют стереотипы – женщины должны отдавать предпочтение семье, а не карьере.
И этот стереотипный взгляд закладывается девушке ближе к старшим классам. На этом этапе и семья, и общество внушают ей выбирать женские профессии. И часто, даже если девушка имеет возможности и желание учиться на нетипичной для нее специальности, она не делает этого. Для примера, в Казахстане только 5% женщин работают в секторе IT.
– Неужели отношение мужчин не меняется?
– Недавно наш банк провел исследование о роли мужчин в продвижении гендерных программ. Оно выявило неоднозначное отношение у мужчин к вопросам гендерного неравенства. Мнения разделились: от полного непризнания – «это надуманная проблема и веяние Запада» – до вполне прогрессивной позиции. Открытость к вопросам гендерного равенства показали в основном представители молодого поколения.
О чем это говорит? Что мужчинам надо рассказывать о роли женщин в бизнесе, вовлекать их в гендерные инициативы, такие как бизнес-форумы женского делового сообщества. Последних проводится много, а желаемого эффекта от них нет. В итоге они превращаются в «разговор по душам». Поэтому мы со своей стороны стараемся максимально активно вовлекать мужчин в свои мероприятия, чтобы они понимали все особенности гендерного равенства.
– И насколько активно мужчины, которые принимают экономические и политические решения, вовлекаются?
– Например, сегодня мы плотно работаем с шестью казахстанскими финансовыми организациями, в том числе банками второго уровня, совместно реализуем программу «Женщины в бизнесе». Но, прежде чем запустить программу, мы обучили руководителей (преимущественно мужского пола) мировому опыту гендерно информированного кредитования. А он показывает, что если кредитовать субъекты женского предпринимательства, давая более полную информацию об инструментах и продуктах кредитования, их рисках и выгодах, выделить время на постконсультацию и установить доверие к банку и его сотрудникам, то они становятся самыми лояльными клиентами и кредитный портфель банка растет. С банкирами мы говорили на их языке цифр и статистики. Нас услышали. Мы провели серию семинаров по кредитованию с учетом гендерных особенностей клиентской базы для кредитных специалистов БВУ. Первым банком-партнером стал Банк ЦентрКредит, как следствие, он лидирует по кредитованию субъектов женского предпринимательства.
Сегодня много информации по вопросам гендерного равенства поступает от госсектора, НПО, международных организаций. Как и в других странах, процесс трансформации идет медленными темпами, ведь и стереотипы формировались и закреплялись в течение длительного времени. Как сказал известный социолог Майкл Киммел, привилегии незаметны тем, кто ими обладает.
– Можете нарисовать портрет женщины-предпринимателя в Казахстане?
– Это женщина среднего возраста – 25–45 лет, как правило, с высшим гуманитарным образованием и поддержкой от семьи единомышленников. Она ведет бизнес в сфере услуг, образования, здравоохранения, оптово-розничной торговли, секторе HoReCa. Более 40% малых и средних предприятий в настоящее время возглавляют женщины. Согласно исследованиям, половина наших женщин-предпринимателей пришли в бизнес не по зову сердца, а по необходимости, ввиду сложившихся обстоятельств. Поэтому всегда актуальна потребность в саморазвитии, экономических, финансовых, технических знаниях и ресурсах.
– А есть ли трудности, характерные конкретно для женского бизнеса?
– Хочу сразу оговориться – «женского» бизнеса не существует. Как и нет характерных для него рыночных преград. Есть предприниматель. Все остальное – мифы и спекуляции со стороны общества.
Когда человек решает заняться бизнесом, не играет роли, мужчина он или женщина. Это человек определенного склада, который достаточно заряженный, не боится брать на себя огромные риски и всю ответственность, лидер и интегратор.
Единственное, женщине сложнее управлять бизнесом, так как ей дополнительно нужно вести быт, воспитывать детей и т. д. Все это снижает ее мобильность, динамичность, конкурентоспособность на определенных жизненных этапах.
Тем не менее у нас очень много примеров женщин-предпринимательниц, успешно руководящих нетипичным и при этом конкурентоспособным бизнесом. Наши клиенты – женщины, строящие газотрубопроводы в Караганде, производящие гофротару в Павлодаре, добывающие известняк и производящие цемент в Алматы, обеспечивающие нефтепродуктами крупных игроков из Павлодара, возглавляющие племенной конезавод в Костанае, управляющие камнеобрабатывающей компанией в Нур-Султане и т. д.
– Многие исследования подтверждают наличие взаимосвязи между успехом компании и гендерным составом сотрудников. Что мешает казахстанским компаниям воспринимать гендерное равенство как инструмент повышения эффективности?
– Это действительно доказано. В частности, Всемирный банк в рамках своего исследования проанализировал состав совета директоров крупных компаний. И количественными показателями доказал, что когда совет директоров состоит не только исключительно из мужчин, но и из женщин, такой бизнес на 53% превосходит по показателям рентабельности капитала, привлекает больше инвестиций, более конкурентоспособен. В отличие от компаний, где совет директоров исключительно мужской.
И, собственно, задача не в том, чтобы поставить во главе компании женщину, а в том, чтобы обеспечить оптимальный состав мужских и женских подходов в ведении бизнеса.
– ЕБРР уже несколько лет реализует программу «Женщины в бизнесе». В чем особенность программы?
– В комплексном подходе к развитию бизнеса. Первый контакт с женщиной-предпринимателем и ее компанией мы начинаем с диагностики бизнеса. Диагностика оцифрована и представляет собой интерактивную онлайн-анкету, которая выдаст SWOT-анализ предприятия. Мы предлагаем услуги консалтинга и бизнес-коучинга – это не только возможность получить консультацию, но и вместе реализовать советы специалистов.
Есть программа наставничества, когда женщина индивидуально работает на свой выбор с местным или зарубежным ментором из той отрасли, которая ей предпочтительна. Международная программа менторства реализуется совместно с Фондом поддержки женского лидерства Шери Блэр в Великобритании.
Также проводим семинары, которые постоянно актуализируем (самые популярные у женского бизнес-сообщества – финансы и ИТ), и мероприятия в формате TED-talks. Особенно востребован такой формат в регионах, когда более успешные предпринимательницы делятся своими историями успехов и провалов с коллегами по цеху, видят мотивирующие успешные ролевые модели в своем регионе. И наряду со всей нефинансовой поддержкой можно получить кредит в партнерских БВУ.
Мы выяснили, что женское деловое сообщество гораздо более разобщенное, нежели мужское. В любой культуре, а в центральноазиатской особенно, важно выстраивать эффективные коммуникации, создавать работающие деловые контакты, быть узнаваемым в отрасли и среди чиновников. Именно этому мы и учим наших женщин.
– Какие весомые результаты программы достигнуты?
– На сегодняшний день у нас шесть банков-партнеров: Банк ЦентрКредит, ForteBank, Банк Kassa Nova, Шинхан Банк Казахстан и микрокредитные организации «КазМикроФинанс» и «Арнур Кредит». Выдано более 30 млрд тенге по всему Казахстану.
Почти 1000 предприятий прошли через диагностику. Реализовано 220 консалтинговых проектов, когда в течение от полугода до года консультировали предпринимательниц по вопросам развития их бизнеса. 250 женщин приняли участие в программе менторства.
Четыре года – срок небольшой для констатации больших подвижек. И говорить за всю страну сложно. Но факт в том, что те женщины, с которыми мы работаем, однозначно меняются: становятся более грамотными, уверенными и независимыми, обрастают полезными и мотивирующими связями. Некоторые добиваются успеха, и их микропредприятия переходят в малые, средние и крупные. С нашей поддержкой впервые международная аудиторская компания из «большой четверки» выступила консультантом для наших наиболее успешных клиентов, несмотря на то что это сектор малого бизнеса.
– Как государство борется с гендерными стереотипами?
– Гендерное равенство прописано в нашей Конституции, Казахстаном ратифицированы некоторые международные акты, в том числе Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принята Концепция семейной и гендерной политики до 2030 года. В стране около 300 НПО занимаются разными аспектами гендерного равенства, активны «ООН-Женщины». Эта структура продвигает среди крупных компаний семь принципов расширения прав и возможностей женщин. Компания, подписавшая эти принципы, и таких на сегодня шесть, декларирует о том, что в своей внутренней политике будет содействовать гендерному равенству на рабочих местах. И в рамках своей компании они действительно предлагают женщинам гибкий график работы, уравнивают зарплаты мужчин и женщин за одинаковую работу, обучают своих сотрудников, предлагают гранты для их детей. То есть формально в вопросах обеспечения равенства в Казахстане все хорошо. Но существует большая разница между тем, что декларируют официальные структуры, и повседневной реальностью. До сих пор гендерное неравенство есть. Результаты нашей работы и частных неправительственных организаций имеют точечный эффект, неструктурированный и не на национальном уровне.
В обществе еще сохраняется определенный скепсис. Потому что чем больше женщины заявляют о дискриминации, тем больше это вызывает не всегда положительный резонанс. Но со временем стереотипы будут разрушены. Обществу просто будет некуда деваться, потому что изменения происходят на глобальном уровне.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook