Каков механизм финансирования науки в Казахстане

Ввиду намерения Казахстан вступить в ОЭСР необходимо обеспечить создание новых высокотехнологических отраслей экономики, которые потребуют роста финансирования науки до уровня не ниже 3% от ВВП. Пока что этот показатель составляет всего 0,15 % от ВВП страны

Фото: pixabay.com

Весной текущего года вся общественность Казахстана стала свидетелем громкого скандала среди учёных и тех, кто ответственен за принятие решений относительно научных грантов. Вопрос стоял в отсутствии прозрачности в распределения научных грантов и работе национальных научных советов.

Несмотря на то что спустя некоторое время страсти немного поутихли, проблема, тем не менее, не нашла своего окончательного решения, и поэтому нами была проведена работа по изучению прозрачности механизма грантового финансирования казахстанской науки.

Если немного пройтись по цифрам, то, согласно данным Всемирного банка, Казахстан в период 1999-2015 только уменьшал свои и так ничтожно малые расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), причём все это происходит паралелльно государственным программам по индустриально-инновационному развитию страны и желанию Казахстана войти в почётный круг стран ОСЭР.

К примеру, Китай за аналогичный период, наоборот, увеличил расходы на НИОКР в 5 раз, тем самым достигнув уровня развития науки в стране, соответствующего уровню стран ОСЭР.

Теперь перейдём к цифрам отечественным. 

Согласно представленной информации МОН РК, за последние годы также отмечается снижение объёмов финансирования научных проектов, а также их номинального количества.

В 2018 году по сравнению с 2015 объём грантового финансирования сократился на 43%. Для сравнения, в текущем году из средств государственного бюджета было выделено 2,2 трлн тенге на оздоровление банковского сектора страны, то есть в 230 раз больше, чем на отечественную науку.

график составлен на основе информации МОН РК
Фото:
график составлен на основе информации МОН РК
Фото: КС МНЭ РК

Как логичное следствие из вышеуказанного, тенденция снижения намечается и по количеству работников, а также количеству организаций, занятых в НИОКР.

Фото: КС МНЭ РК

Теперь рассмотрим сам механизм финансирования казахстанской науки (научные гранты): каким образом происходит процедура, кто участвует в этом процессе и, самое главное, кто ответственен за принятие решений.

Изначально при изучении нормативных правовых актов, регулирующих данную отрасль, выявляется множество структур, задействованных в этом процессе, а также многоступенчатая и сложная процедура и, возможно, как следствие - ограниченный круг участников, низкая степень информированности и отсутствие доверия ввиду закрытости и сложности процесса.

Фото: КС МНЭ РК

Сам механизм, как видно из схемы, многоступенчатый, однако изначально процедура начинается с того, что отраслевые государственные органы сдают свои предложения (по направлениям и объёмам грантового финансирования) в уполномоченный орган (Комитет науки МОН РК), который далее направляет их в АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы».

Далее Центр экспертизы направляет их на рассмотрение национальным научным советам (ННС) для получения рекомендаций относительно этих предложений.

ННС направляет свои рекомендации в  уполномоченный орган (Комитет науки), который в свою очередь направляет их на рассмотрение Высшей научно-технической комиссии при правительстве РК (ВНТК).

ВНТК утверждает основные направления и объёмы грантового финансирования по приоритетным направлениям развития науки Республики Казахстан.

Далее уполномоченный орган и отраслевые уполномоченные органы составляют бюджетную заявку на соответствующий трёхлетний период и выносят на рассмотрение РБК в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Далее снова уполномоченный орган или отраслевой уполномоченный орган, объявивший конкурс, направляет заявки на грантовое финансирование центру экспертизы, который представляет в ННС ранжированный по величине итогового балла список научных проектов.

Далее процедура завершается окончательным  решением ННС по каждому проекту.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что схема очень сложная и запутанная.

В данном случае при таком количестве участников отборочного процесса размывается ответственность за принятие окончательных решений, а нахождение международных экспертов в составе ННС можно назвать условным, поскольку их решения могут учитываться либо не учитываться в отдельных случаях.

В связи с этим возникает как минимум три вопроса:

1) Почему данный механизм такой многоступенчатый?

2) Почему бы не создать единого оператора на базе НЦГНТ, куда напрямую могли бы поступать заявки в электронном формате от всех желающих участвовать в грантовом финансировании?

3) Почему баллы международных экспертов не учитываются, в чём тогда цель их нахождения в составе ННС?

Для сравнения приведём пример грантового финансирования научных проектов по линии Всемирного банка - проект «Стимулирование продуктивных инноваций», реализуемый в рамках соглашения между Всемирным банком и Республикой Казахстан.

Основной целью проекта является стимулирование проведения высококачественных, актуальных для страны исследований и коммерциализация технологий, а также эффективное использование мировых знаний и практики, способствующих росту инновационного потенциала страны.     

В данном случае механизм грантового финансирования является двухступенчатым, на первом этапе только в электронном виде подаётся заявка, затем все заявки проходят отбор (на портале), и далее прошедшие во второй тур готовят устную презентацию проекта перед единственным органом – МСНК (Международный совет по науке и коммерциализации).

Основные преимущества в том, что все решения, результаты отбора, информация по участникам располагаются на сайте проекта. Для потенциальных участников размещены инструкции по подаче заявок и обучающие видеоролики для составления успешных презентаций.

Также важной отличительной чертой является тот факт, что, как правило, финансирование по государственным грантам сокращают во время прохождения всех ступеней, тогда как во втором случае сумма заявки остаётся неизменной (возможны коррективы лишь по части расходов).

Также по объёмам финансирования: суммы по линии Всемирного банка заметно выше (хотя обязательным условием является софинансирование проекта со стороны бизнеса, что делает данные проекты более устойчивыми и ориентированными на конечный конкретный результат ).

№ п/п

Общая стоимость

Количество пректов

Сумма софинансирования

Статус по проектам

 

 

 

 

 

Развитие базы знаний для инноваций

Компонент 1.

Объём финансирования  - $40 млн

2016 год

4,4 млрд тенге

26

312 млн тенге

1 на досрочной реализации, 42 реализуются

2017 год

2,6 млрд тенге

17

360 млн тенге

 

Инновационные консорциумы

Компонент 2.

Объём финансирования -

2017 год

1,3 млрд тенге

3

635 млн тенге

По второму ранду приём заявок

Казахстан, будучи амбициозной страной, заявил о своем намерении вступить в ОЭСР ещё в 2011.

Однако мы не должны забывать тот факт, что в таком случае мы должны обеспечить создание новых высокотехнологических отраслей экономики, которые потребуют роста финансирования науки до уровня не ниже 3% от ВВП.

Для этого как минимум необходимо создать прозрачные и открытые условия, чтобы «развернуть» науку лицом к экономике сегодняшнего дня, и тогда, возможно, мы с уровня 0,15 % от ВВП страны придём к показателю соседней России с показателем затрат 1% от ВВП страны на НИОКР.

Автор: Алтынай Нуркеева 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5105 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
12 декабря родились
Мухтар Кул-Мухаммед
сенатор
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить