Как пандемия влияет на стратегии управления рисками и переосмысление бизнес-задач

6818

На фоне пандемии COVID-19 казахстанские CEO гораздо чаще своих глобальных коллег (65% против 28%) приходят к выводу о необходимости внесения корректировок в цели возглавляемых ими компаний

ФОТО: © Depositphotos.com/PongMoji

По 15% руководителей отечественных и международных компаний рассматривают возможность корректировки целей, 15 и 45% соответственно не считают, что необходимо что-то менять. Впрочем, даже в тех компаниях, цели которых не претерпели кардинальных изменений, сместились акценты стратегического развития.

По словам руководителя Epiroc Михаила Балычева, на первое место вышло обеспечение безопасности сотрудников, в том числе психологической. Большое значение придается тому, чтобы они видели, что происходит у коллег по компании и по отрасли, несмотря на отсутствие возможности для командировок.

«Epiroc глобально проводит оценку вовлеченности сотрудников, и у нас уровень вовлеченности в этом году даже выше, чем до пандемии, – говорит он. – Отчасти это произошло из-за того, что некоторые мероприятия мы уже планировали, вне зависимости от ситуации, а некоторые добавили, создали поводы для общения».

Многие компании более активно, чем прежде, делают акцент на социальной составляющей своей деятельности. CEO World Class Almaty Валихан Тен рассказывает, что в связи с пандемией они расширили спектр предоставляемых фитнес-услуг, улучшили сервис, с первых дней карантина транслировали видеоуроки, а когда после первой волны COVID-19 появились выздоровевшие, предложили видеопрограммы по физической и психологической реабилитации.

О том, что возглавляемая им компания превратилась из частного бизнеса в социально ответственный, говорит и руководитель Beeline Kazakhstan Евгений Настрадин.

«В 2020 году произошла переоценка роли мобильного оператора. Конечно, были жалобы, но все же сотрудники многих организаций перешли на удаленную работу, школьники и студенты учились дистанционно. Другой вопрос, как работали платформы, какой был контент, как адаптировались преподаватели и ученики, но connectivity была. Если бы в этой ситуации операторы не справились с нагрузкой, как это произошло в европейских странах, все было бы намного хуже», – считает он.

В 2020 году бизнес поддержал медиков и волонтеров, помогал продуктами многодетным и нуждающимся семьям.

«Поскольку мы работаем еще и с кормами для домашних животных, нас беспокоит большое количество бездомных собак и кошек. Мы работаем с приютами, поддерживаем инициативы, приглашающие людей взять питомца из приюта, – словом, хотим быть ответственной корпорацией», – отмечает Михаил Базанов, CEO «Марс Казахстан».

По словам главы Raimbek Group Раимбека Баталова, компания оказывала не только финансовую, но и организационную помощь, что намного важнее.

«Мы помогали городскому штабу направить работу в правильное русло, были внутри процесса. Это не просто коррективы, которые мы внесли в цели нашей организации; мы с коллегами всегда занимаем активную позицию и тратим на это много времени», – подчеркивает он.

Если раньше была тенденция ставить во главу угла интересы акционеров, то теперь в приоритете интересы стейкхолдеров, а это более широкий круг лиц, и нужно найти баланс между этими составляющими, делится наблюдениями Марат Сейткулов из Caravan Resources.

«Мы хотим быть успешной компанией в успешном обществе. В результате кризиса, вызванного пандемией, мы рассматриваем возможность внесения изменений в цели нашей организации для лучшего отражения ее роли в обществе. Например, существует возможность использования меди как поверхности-антисептика для борьбы с внутрибольничными инфекциями и вирусами. В больницах медь может использоваться для производства дверных ручек, ручек кроватей и других контактных поверхностей», – говорит он.

В портфеле Schneider Electric, рассказывает CEO Лев Аппаков, есть решение, которое может сделать пребывание пациента в госпитале энергоэффективным. Когда пациент находится в операционной, создается определенный управляемый микроклимат; если операция не проводится, помещение пребывает в состоянии ожидания, поддерживается нужная влажность, отопление и освещение сводятся к минимуму.

По наблюдениям участников CEO Survey, пандемия в целом изменила многое в поведении потребителей. Как отмечает председатель правления Kaspi.kz Михаил Ломтадзе, люди быстро научились не просто покупать в онлайне, но и пользоваться широким спектром онлайн-сервисов, что способствовало снятию барьеров. Стало понятно, что онлайн-услугами пользоваться удобно и безопасно.

«Сейчас к этому хорошо относятся даже более возрастные группы, хотя обычно очень долго и сложно менять культуру поведения. Это создает большие возможности для технологических компаний и Kaspi.kz в частности», – отмечает Ломтадзе.

Рост спроса на электронную торговлю многие CEO называют одним из самых показательных результатов пандемии и фактором, способным впоследствии серьезно повлиять на деятельность компаний. Развитие электронной коммерции видит одной из стратегических задач своей компании CEO «Маревен Фуд Тянь-Шань» Бернард Вавржин. В планах – начать работу над собственной электронной площадкой.

Дело не только в том, отмечает глава RG Brands Кайрат Мажибаев, что интернет-магазины вошли в моду, а в том, что в их пользу играет множество факторов: удобство, ценовая политика, минимум контактов, снижение операционных расходов за счет сокращения цепочки доставки товара.

«Мы увидели, что потребители сегодня больше заботятся о качестве жизни и фокусируются на потреблении здоровых продуктов, это очень серьезная перемена. Изменились и сами ретейлеры: они стали более чувствительны к соблюдению стандартов обслуживания, санитарных норм внутри магазина. Около половины нашего розничного товарооборота приходится на небольшие семейные магазины, и традиционно именно там хорошая клиентоориентированность сочеталась с низким качеством торговых стандартов, несоблюдением тех же санитарных норм. Но теперь мы видим, что ситуация меняется, особенно в связи с приходом сетевых игроков в сегмент магазинов у дома», – говорит Мажибаев.

О повышении спроса на стандарты обслуживания и чистоту в магазинах говорит и Алексей Хегай из TSPM. По его словам, очень внимательно относятся к этим вопросам посетители класса «средний» и «средний+».

«Мы установили на входе в наши объекты специальные бесконтактные тепловизоры для измерения температуры. Если в ТРЦ придет человек с повышенной температурой, он не сможет попасть внутрь – ему либо придется уйти самому, либо мы будем вынуждены вызвать бригаду скорой помощи. С одной стороны, эта мера может показаться довольно жесткой, но с другой – мы не можем рисковать», – уверен Хегай.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить