Наследники классиков кино претендуют на акции «Казахфильма»
Потомки Шакена Айманова и Абдуллы Карсакбаева составили письмо президенту Казахстана с просьбой передать им по 5% акций «Казахфильма» в случае приватизации киностудии
Весной этого года правительство утвердило Комплексный план приватизации на 2014-2016. Согласно этому плану, 49% АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова будут переданы в частные руки путем прямой адресной продажи в 2014. Однако в июле Министерство культуры сообщило Forbes.kz, что срок приватизации этого объекта может быть перенесен на 2016.
Тем не менее сведения о том, что «Казахфильм» накроет вторая волна приватизации, стали для потомков казахстанских режиссеров – Шакена Айманова и Абдуллы Карсакбаева – поводом составить письмо президенту Нурсултану Назарбаеву.
«Мы как продолжатели кинодинастий и прямые потомки киноклассиков имеем полное моральное и творческое право быть держателями акций АО «Казахфильм», - написали Тохтар и Майра Карсакбаевы (сын и сноха Абдуллы Карсакбаева), Ирина и Дина Айманова (сноха и внучка Шакена Айманова).
В случае приватизации киностудии они просят, чтобы по 5% акций передали потомкам Карсакбаева и Айманова (наследники каждого клана намерены совместно распоряжаться полученными 5%), а также включили потомков основателей киноиндустрии в состав правления АО «Казахфильм». «В случае неприватизации или до приватизации просим внести нас в список аффилированных лиц АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова», - добавляют составители письма.
«Я не знаю, кто купит «Казахфильм», поэтому тревожусь»
Более подробно о том, почему потомки киноклассиков решили составить письмо главе государства, Forbes.kz рассказала продюсер и президент АО «Карсак 21 века» Майра Карсакбаева.
F: Майра, как вы и ваши коллеги по кинематографическому цеху восприняли известие о приватизации «Казахфильма»?
– В кинематографической среде выступают против приватизации. Люди сразу подумали, что на земле, которая принадлежит «Казахфильму», будут строиться кафе, рестораны, жилье. Ведь цель любого инвестора – получить прибыль. Однако у нас на производстве фильмов деньги не сделаешь: слишком маленькое население, что не позволяет собирать большие кассы. К тому же у нас кино – это, прежде всего, идеология, а потом бизнес. У «Казахфильма» не стоит задача приносить прибыль. Мы должны снимать про свои ценности, свои традиции. Мы же не Америка, где нет государствообразующей нации, собственной культуры и традиций.
F: Правительство понимает, что «Казахфильм» убыточен, поэтому хочет найти частника, который бы сделал студию прибыльной. Разве это плохо?
– Я бы тоже поверила в благие намерения, если бы знала, кому хотят продать 49% акций. Если бы была в курсе, кто будет покупателем, то сказала бы: «Да, верю этому инвестору, он имеет соответствующий опыт, способен сделать «Казахфильм» прибыльным». А так я не знаю покупателя, поэтому тревожусь.
«Кул-Мухаммед сказал, что нет денег»
F: В письме вы просите, чтобы потомков киноклассиков включили в состав правления «Казахфильма». Зачем вам это?
– Мы хотим вносить свои предложения, как именно развивать национальный кинематограф, как поднять казахское кино на международный уровень. Лично я предлагаю создать кинокомиссию, которая будет привлекать зарубежные компании для съемок фильмов в Казахстане – арендовать для них павильоны, гостиницы, машины и так далее. Комиссию нужно зарегистрировать в Голливуде, чтобы кинокомпании знали о ней и о том, что может предложить наша страна. А у нас удивительное этническое, ландшафтное, климатическое разнообразие!
Мы можем перетянуть на себя кинобизнес, если Казахстан будет предоставлять налоговые льготы студиям, которые готовы работать на территории нашей страны. Лоббированием вопроса о налоговых послаблениях тоже может заняться кинокомиссия.
Я привозила сюда людей из Америки, показывала «Казахфильм», наш Алматы и окрестности города. Им всем очень нравится наша страна, но они говорят, что нет павильонов для съемок. Поэтому я также предлагаю, чтобы государство профинансировало строительство павильонов, чтобы возвели целые города, как в Голливуде. Или, может, найдутся инвесторы, которые захотят в это вложить деньги.
Кстати, средства на развитие киноиндустрии можно взять и из других источников. В некоторых странах кинотеатры, которые крутят иностранные фильмы, 10% от прибыли отдают на развитие отечественного кино. А у нас этого нет.
F: Кому-нибудь из высокопоставленных чиновников вы рассказывали о своих идеях?
– В прошлом году я встречалась с Маратом Тажиным (занимал пост госсекретаря. - F) и Мухтаром Кул-Мухаммедом (занимал должность министра культуры и информации. - F). Я предлагала создать фонд поддержки отечественного кино по принципу российского «Фонда кино», который снимает социально значимые фильмы, поддерживает национальное кинопроизводство. Сам Путин дает фонду $200 млн в год. Там признанные кинодеятели оценивают сценарии и дают деньги тем, кто действительно доказал, что умеет снимать фильмы и возвращать вложенные средства.
F: Чем закончились эти встречи?
– Кул-Мухаммед посмотрел на мой проект по созданию фонда и сказал, что нет денег.
«Наши родители заплатили за акции своими фильмами»
F: Давайте поговорим об акциях «Казахфильма». Вы хотите получить их бесплатно?
– Конечно, у нас нет денег выкупать их. Но, собственно, это не будет для нас бесплатным: мы уже заплатили за них.
F: В смысле?
– Наши родители заплатили своими фильмами. Ленты моего свекра (Абдуллы Карсакбаева. – F) до сих пор показывают по телевидению, раньше демонстрировали в кинотеатрах, и государство получало за это деньги.
F: Вы консультировались с юристами, имеет ли вы право претендовать именно на имущество студии?
– Мы можем претендовать на всё. Мы разговаривали с юристами. Они говорят, вам нужны соответствующие законы. Однако у нас нет таких законов. А они должны были быть разработаны после того, как Казахстан стал независимым государством. Но нас никто не остановит, мы будем добиваться своего.
Комментарий в тему
Forbes.kz попросил прокомментировать намерение потомков киноклассиков бесплатно получить акции «Казахфильма» председателя авторского совета РОО «Авторское общество «Абырой», кандидата юридических наук Темирлана Тулегенова.
– С юридической точки зрения, нет абсолютно никаких оснований для того, чтобы дарить по 5% потомкам действительно выдающихся кинодеятелей, – кратко сформулировал свою мысль Тулегенов.
Он также отметил, что потомки не могут иметь авторских прав на фильмы, созданные режиссерами Абдуллой Карсакбаевым и Шакеном Аймановым.
– Потому что заказчиком было государство. Соответственно, это собственность государства, – объяснил председатель авторского совета. – Если бы тот же Шакен Айманов не передал свои права киностудии, если бы был в доле от кинопроката и так далее, тогда наследники могли бы претендовать. Но мы на эту тему можем рассуждать лишь теоретически.