Казахстанские дети могут учиться в частных школах за счёт государства
Как реформируют систему образования республики
Система образования уже просто не имеет права быть консервативной. Новые технологии, цифровизация, искусственный интеллект – все это стремительно меняет нашу жизнь. Нынешние ученики с большой долей вероятности доживут до XXII века и, возможно, даже будут работоспособны. Чему же их учить сейчас в Казахстане, где часть общества требует вернуть учебники образца 1980-х? Вряд ли кто-то с уверенностью ответит на этот вопрос. Но реформы, призванные решить хотя бы насущные проблемы экономики, проводятся. Министерство образования и науки (МОН), в частности, переводит школы со сметного финансирования на подушевое, а также предоставляет желающим возможность бесплатно получить профессионально-техническое образование.
Топ-15 частных школ Алматы и Астаны
Пятый год подряд Forbes Kazakhstan представляет ренкинг частных школ двух м... →
Ходячее финансирование
Уже пять лет, начиная с 1 сентября 2013, в Казахстане работают пилотные школы, на которых государство «обкатывает» новый, подушевой метод финансирования средних образовательных учреждений. Сейчас в большинстве средних учебных заведений действует система сметного финансирования, когда деньги выделяются в зависимости от фактических расходов школы и от количества классов-комплектов, но не от числа учащихся.
Почему появилась идея перехода на систему «деньги идут за учеником», когда единицей планирования расходов становится не школа, а ученик? Потому что чиновники оглянулись по сторонам и увидели, что Казахстан тратит на одного школьника в 16 раз меньше, чем США, в 12 раз – чем страны ОЭСР и вдвое – чем Россия. Так, в государствах ОЭСР этот показатель в среднем составляет $9811. В Казахстане, согласно данным за 2015–2016, в разных регионах он варьируется от 155,6 тыс. до 358,7 тыс. тенге в год (от $552 до $1272 по средневзвешенному курсу на тот период). «Перепады» зависят от ряда факторов: стоимости коммунальных услуг (тарифы различаются по видам отопительных систем – центральная, автономная, а также топлива – уголь, газ, дизель), потребностей школ (одна нуждается в капитальном ремонте, другая построена недавно) и т. д. При этом в структуре расходов 93,7% приходится на оплату труда и лишь 6,3% на остальное.
Такая ситуация бьёт по учебно-материальной базе заведений, приводит к появлению аварийных школ, поборов с родителей и в конечном итоге подтачивает качество образования. Чтобы сделать затраты на учеников справедливыми, выровнять их для разных регионов, повысить качество материально-технической базы и образования, было решено перевести все городские полнокомплектные школы на подушевое финансирование (сельские и малокомплектные пока в эту программу не попадают). В масштабах страны переход должен осуществиться в 2020.
В начале апробации в проекте участвовало 50 школ, в 2014 подключили ещё 13, в 2017 – 10. Так как формат «пилота» неоднократно менялся, количество учащихся по нему в разные годы было различным. К примеру, в прошлом году в орбиту подушевого финансирования было вовлечено 79 373 школьника всех классов.
Подушевой норматив различается по уровню образования (1–4-е, 5–9-е, 10–11-е классы); по виду образовательных программ (общеобразовательные, коррекционные программы); по месту обучения (в общеобразовательном классе, на дому и пр.). Кроме того, размер норматива частично привязан к месячному расчетному показателю.
Незначительно различается норматив и по регионам. Здесь опять-таки роль играют расходы на коммунальные услуги: например, в Алматинской области стоимость обучения одного учащегося ниже, чем в Северо-Казахстанской.
Теоретически существует опасность, что, когда «деньги пойдут за учеником», некоторые ведущие школы окажутся переполнены – многие родители захотят отдать туда своих детей. Однако, как заверяет Аскар Ибраимов, президент АО «Финансовый центр» (оператор программы подушевого финансирования), этого не произойдет. Во-первых, не позволит «физический» фактор. Школы не резиновые, произвольно прирастать кабинетами не могут. Во-вторых, в формуле подушевого финансирования прописан корректирующий коэффициент. Чем выше количество учеников от положенной нормы, тем меньше денег будет получать школа.
Венчурный капиталист: Выпишу солидный чек тому, кто изменит систему образования
Легенда венчурного капитализма Тед Динтерсмит делится своими мыслями об аме... →
Скептики также опасаются, что учителя намеренно будут завышать оценки, чтобы школа выглядела конкурентоспособной, привлекательной для учеников, а значит, получала больше денег. Но здесь, по словам реализаторов программы, включатся другие механизмы. К примеру, внешняя оценка, которая выявит действительный уровень знаний и вынудит педагогов работать над качеством обучения. С 2018 в формулу подушевого финансирования вновь вписали стимулирующий коэффициент для учителей, что приведет к увеличению оплаты труда педагогов и, как следствие, тоже повышению качества преподавания.
Согласно обновлённой формуле, за каждого ученика в 2018 году государство в среднем заплатит пилотным школам по 299 425 тенге. В целом же сумма расходов на апробацию ежегодно варьировалась в пределах от 2 млрд до 11,5 млрд тенге.
Пилотные проекты показали, что школы-участники улучшают материальную базу и профессиональный уровень персонала. По словам Ибраимова, образовательные учреждения приобрели большое количество учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, компьютерной техники, а также провели текущий ремонт. Апробация подушевого финансирования отразилась и на активности учителей: в пилотных школах появились 83 педагога, имеющие академическую степень магистра. Увеличилось число работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку.
- Все эти факторы повлияли на повышение качества знаний учащихся, – уверяет Ибраимов. – Анализ промежуточных итогов апробации за четыре года показал улучшение результатов ежегодного контроля успеваемости в среднем во всех классах: с 54 баллов в 2012/13 учебном году до 61,5 балла за 2016/17 учебный год; средний показатель ЕНТ увеличился с 71 до 75,9 балла. Доля победителей, призёров, лауреатов конкурсов и соревнований (спортивные, предметные, научные, интеллектуальные) в 2016/17 учебном году составила 24,6% от общего числа учащихся против 18% в 2012/13.
Джек Ма: Из-за того, как мы учим детей, они могут потерять работу
Об этом китайский миллиардер рассказал на Всемирном экономическом форуме в ... →
Ещё одна цель изменения системы финансирования школ – привлечь бизнесменов в сектор среднего образования. Как показывает мировой опыт, в развитых странах доля частных школ составляет от 12 до 29% от общего количества. В Казахстане же этот показатель равняется всего 1,5%.
- Подушевое финансирование позволит ученикам и родителям самим решать, куда пойти учиться – в частную либо в государственную школу. Вслед за школьником пойдут и деньги, выделяемые из бюджета. Для бизнеса эта сфера станет привлекательной: у него будет стабильный государственный заказ. Для государства это тоже хорошо – решается вопрос с дефицитом ученико-мест, строительством новых школ. Это будет стимулировать и государственные школы, которым тоже придется бороться за учеников, – поясняет собеседник.
Сейчас частные школы работают преимущественно в премиум-сегменте. Однако, получая государственный заказ, смогут привлекать и клиентов среднего достатка: родители будут платить, условно, 10–40 тыс. тенге в месяц, а остальное будет покрывать госбюджет.
Такое партнёрство государства и бизнеса уже принесло свои плоды в сфере дошкольного образования, где действует программа «Балапан».
- По этой программе часть расходов детских садов покрывают родители, часть – государство. В результате мы видим, что в последние годы государство практически не участвует в строительстве детсадов, это делает бизнес, – отмечает Ибраимов.
Уже в этом году за счёт местного бюджета планируется разместить госзаказ в частных школах Шымкента на 3310 мест; за счёт республиканского – в школах Астаны на 3721 место. В сентябре 2019 эстафету подхватит Алматы, а с 2020 госзаказ будет размещаться в частных школах всех регионов.
- При подушевом финансировании расходы государства на среднее образование в целом вырастут, – прогнозирует Ибраимов. – В то же время мы получим другой результат – новые школы, отсутствие переполненных классов, увеличение доли частных школ и, как следствие, более высокое качество образования.
Как улучшить успеваемость студентов
Исследовательская McKinsey & Company проанализировала ряд данных, чтобы выя... →
Во имя престижа
Как уже ясно, сакрализация высшего образования привела к тому, что в Казахстане стало катастрофически не хватать рабочих рук. В 2015 Министерство труда и социальной защиты населения (МТСЗН) впервые провело опрос более 3700 работодателей, чтобы понять, кого сейчас ждет экономика. Выяснилось, что более 95% спроса приходится на специальности низкой и средней квалификации. При этом порядка 90% руководителей предприятий, имеющих трудности с заполнением вакансий, объясняют это либо отсутствием кадров с необходимой квалификацией, либо низким уровнем подготовки.
В правительстве задумались над тем, какие же специальности могут понадобиться в ближайшем будущем. Изучив вопрос, МТСЗН выяснило, что к 2022 наиболее востребованными будут являться работники, оказывающие индивидуальные услуги (парикмахеры, визажисты, косметологи, работники химической чистки и крашения, индивидуального пошива, ремонта одежды и обуви, квартир и мебели, электробытовых приборов и теле-, радиоаппаратуры и т. п.), а также сотрудники системы общественного питания, средний медицинский персонал.
Было проведено и другое социологическое исследование – среди учащихся школ и колледжей. Оно показало, что не планируют получать профессионально-техническое образование 91,4% опрошенных, нуждаются в помощи при выборе специальности 49,2%, не имеют возможности или затрудняются платить за обучение 45,9%. Только 22% населения считает ТиПО престижным, тогда как в странах Евросоюза получение рабочей специальности для 71% населения имеет положительный имидж.
Казахстанская молодежь также не рвется получать рабочие специальности из-за их непрестижности, платности обучения и слабой профориентационной работы. Чтобы изменить эту ситуацию – сделать рабочие профессии как минимум доступными и насытить рынок нужными специалистами, в 2017 в Казахстане запустили проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». У него два направления. Первое подразумевает обучение всех желающих по рабочим квалификациям за счёт местных бюджетов. Второе включили в Программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021, где предусмотрены подготовка кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение за счёт республиканского бюджета. За счёт местных бюджетов на проект в 2017 выделено 9,2 млрд тенге, в 2018 – 10,2 млрд тенге, в 2019 – 8,5 млрд тенге, в 2020 – 7,8 млрд тенге. Из республиканского бюджета в 2017 выделили 4,4 млрд тенге, в 2018 – 17,2 млрд, в 2019 – 29,2 млрд. В итоге на то, чтобы в Казахстане появились рабочие руки, государство потратит 86,5 млрд тенге.
Что думают о бизнес-образовании в РК участники списка Forbes
И какие изменения могут ожидать систему образования Казахстана в ближайшее ... →
По официальным данным, всего по государственному образовательному заказу в учебные заведения ТиПО принято 100,8 тыс. человек. Это на 24,8 тыс. мест больше, чем в 2016/17 учебном году. По прогнозам, до 2021 бесплатную квалификацию ТиПО получат около 720 тыс. казахстанцев. Подготовка кадров с ТиПО по госзаказу осуществляется по техническим, сельскохозяйственным, технологическим специальностям и по сфере сервиса.
В Министерстве образования и науки подчеркивают, что для получения рабочих специальностей нет никаких ограничений – ни по возрасту, ни по полу, ни по месту проживания, ни по другим параметрам. Словом, всех ждут с «распростёртыми объятиями». Более того, государство помогает участникам с оплатой обучения, им предоставляется одноразовое горячее питание, выплачивается стипендия, покрываются расходы на проезд, а для иногородних – по аренде жилья. Однако, несмотря на все посулы, население пока остается пассивным и не рвётся получить бесплатно первую рабочую специальность, сетуют в МОНе.
Чтобы сделать программу более привлекательной, министерство действует и в других направлениях. Так, с 1 сентября 2017 по 141 специальности запущены новые модульные программы, где предусмотрено получение до трёх квалификаций вместо одной. Исключено дублирование предметов, сокращены сроки обучения. Например, при обучении по специальности «техник-электрик» выпускник получает дополнительно три родственные квалификации: «электромонтажник по электрическим машинам», «электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию», «электромонтажник по освещению и осветительным сетям». При этом срок подготовки – три года 10 месяцев. Последний сократился за счёт того, что общеобразовательные, общегуманитарные, общепрофессиональные дисциплины изучаются один раз и интегрируются в модули. Раньше при получении каждой квалификации общие дисциплины повторялись каждый год, и срок по каждой составлял два года 10 месяцев.
Министр Сагадиев сократил домашние задания для школьников
О соответствующем приказе Министерства образования и науки РК стало известн... →
Также МОН внедряет прикладной бакалавриат в колледжах, чтобы специалисты могли «работать руками». Кроме того, для объединения ресурсов бизнеса, государства и колледжей развивается дуальное обучение, до 80% которого ведётся на производстве. Предприятия получат уже готовых специалистов, которых не нужно переучивать.
Вместе с тем министерством принято решение о переходе к стандартам Worldskills International («Олимпиада для рабочих рук», основной целью которой является популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру). Так, по результатам чемпионата WorldSkills Competition, прошедшего в октябре 2017 в Абу-Даби (ОАЭ), команда Казахстана заняла 24 место среди представителей 77 стран.